Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы для детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 104 «Гуси – лебеди»
|
|
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Шахматы для детей»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стандартный (ознакомительный)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: - 1 год
Автор составитель:
Каткова Л.А.
г. Ульяновск, 2020г.
Содержание программы
1.Пояснительная записка стр. 3
2. Учебный план стр. 9
3. Календарный учебный график стр. 11
4. Содержание программы стр. 11
5. Оценочные и методические материалы.
Методическое обеспечение программы стр. 15
6. Система контроля результативности стр. 17
7. Информационные источники стр. 18
8. Приложение стр. 19
1. Пояснительная записка
Наименование дополнительной общеобразовательной программы (далее – программа) – «Шахматы для детей».
Направленность программы — физкультурно-спортивная.
Уровень освоения – стандартный (ознакомительный).
Вид деятельности: познавательное и физическое развитие.
Место реализации программы - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дтский сад №104 «Гуси лебеди». Адрес: 432000, город Ульяновск, Московское шоссе 79А.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых документов:
Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27 мая 2015 года.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))».
Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 9 ноября 2018 «Об
утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» - Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» № 3 от 7 декабря 2018 года.
Приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Новизна программы состоит в том, что разработанный начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в дошкольном образовании, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций:
• Познавательная: играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
• Воспитательная: придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
• Физическая: сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости.
Таким образом закладывается «фундамент» для обучения в школе. Исследования показывают, что шахматные дети сообразительнее, учеба дается им легче. Они быстрее схватывают материал на уроках и успевают сразу по всем предметам.
Особенность содержания программы в том, что система занятий построена в игровой форме, это способствует успешному освоению учащимися минимальных основ шахматной игры: изучение шахматной доски, шахматных фигур, правил шахматной игры, игру всеми фигурами по основным правилам
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи :
Образовательные:
- Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника.
- Учить ориентироваться на плоскости.
- Тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
Воспитательные:
- Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
- Формировать культуру здорового образа жизни.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности обучение детей игре в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе дошкольных шахматных учебников авторов: Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Как научить шахматам»; Петрушина, Н. М. «Шахматный учебник для детей»; Сухин, И. Г. «Шахматы для самых маленьких» которые опираются на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах
Программа разработана для детей без ОВЗ.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное количество учащихся в одной группе – 14 детей, минимальное – 10 детей.
Возрастная категория: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Период реализации программы – 8 месяцев.
Объем программы составляет 62 учебных часа
Режим занятий одной группы: 2 раза в неделю по 25-30 минут и предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5-7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры. Недельная нагрузка на одну группу воспитанников – 60 минут.
Кадровое обеспечение: программу реализует воспитатель первой квалификационной категории Каткова Лариса Алексеевна.
Курсы повышения квалификации: декабрь 2019г. –«Создание условий для реализации требований ФГОС ДО» , февраль 2020г. - «Методика обучения шахматам»
Формы учебных занятий: беседа, соревнование, игровые занятия.
Беседа. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
Соревнование. Основу этого занятия составляют состязания команд или отдельных обучающихся при выполнении заданий, предложенных педагогом. Виды занятия-соревнования: поединок, бой, эстафета, и т. д.);.
Игровые занятия (занятие-сказка; игра - путешествие; занятие - фантазия; занятие - праздник; сюжетно-ролевая игра, инсценировка и др.).
В основу программы «Шахматы для детей» положены следующие педагогические технологии:
Игровые технологии - обладают средствами, активизирующими деятельность дошкольников. Повышают познавательный интерес, мотивируют к дальнейшим действиям.
Здоровьесберегающие технологии – являются обеспечением высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.
Групповые технологии – предполагают организацию совместных действий, общение, коммуникацию, взаимопонимание, взаимопомощь. Задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка.
Материально-технические условия реализации программы:
специальное помещение (группа) оборудованное по всем необходимым требованиям СанПиН(2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г;
столы и стулья
комплекты шахмат и досок (7-8 комплектов)
шахматные часы (2-3 комплекта);
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
комплект методической литературы.
Психолого-педагогические условия:
⋅ уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
⋅ использование в образовательной деятельности форм и методов работы с дошкольниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
⋅ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
⋅ поддержка положительного, доброжелательного отношения дошкольников друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
⋅ поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников;
⋅ возможность выбора детьми видов активности;
⋅ защита детей от всех форм физического и психического насилия.
2. Учебный план
№п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов
|
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практи ка |
|
||
1. |
«Шахматная страна» |
10 |
6 |
4 |
|
1.1. |
«В Стране Шахматных Чудес» |
1 |
1 |
|
|
1.2. |
Шахматы в сказках |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
1.3 |
Шахматные игры и упражнения |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
1.4 |
«Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски» |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
1.5 |
Волшебная шахматная доска. Горизонталь |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
1.6 |
Волшебная шахматная доска. Вертикаль |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
1.7 |
Волшебная шахматная доска. Диагональ |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
1.8 |
Шахматные игры и упражнения |
2 |
|
2 |
Наблюдение, беседа |
2 |
«Жители Шахматной страны» |
46 |
19 |
27 |
|
2.1 |
«Ворота Каиссии» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.2 |
Шахматные игры и упражнения |
2 |
|
2 |
Наблюдение, беседа |
2.3 |
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.4 |
«Я - Ладья» |
2 |
|
2 |
Наблюдение, беседа |
2.5 |
«Совсем этот слон на слона не похож» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.6 |
«Вежливые Слоны» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.7 |
Ладья против слона |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.8 |
В гостях у Ферзя |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.9 |
«Могучая фигура». |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.10 |
Ферзь против ладьи |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
2.11 |
Ферзь против слона |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
2.12 |
«Прыг, скок и вбок» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.13 |
Хитрая фигура. |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.14 |
Конь против ладьи |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
2.15 |
Конь против слона |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
2.16 |
Конь против ферзя |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
2.17 |
Детский сад "Чудесная Пешка" |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.18 |
«Ни шагу назад!» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.19 |
Пешка против ладьи |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.20 |
Пешка против слона |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.21 |
Пешка против коня |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.22 |
Пешка против ферзя |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.23 |
Куда идет Король? |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
2.24 |
«И Король жаждет боя» |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.25 |
Король против других фигур |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
2.26 |
Как Ладья похудела |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, беседа |
3 |
«Шахматные баталии» |
6 |
2 |
4 |
|
3.1 |
Дебют. |
1 |
1 |
|
Наблюдение, беседа |
3.2 |
Дебют. |
1 |
|
1 |
Наблюдение, беседа |
3.3 |
Мат |
2 |
- |
2 |
Наблюдение, беседа |
3.4 |
Праздник в шахматной стране |
1 |
|
1 |
|
3.5 |
Годовая ( итоговая) аттестация |
1 |
1 |
|
Тестирование |
|
|
|
|
|
|
Итого часов |
62 |
27 |
35 |
|
3. Календарный учебный график
Программа рассчитана на 36 учебных недель,
Количество учебных часов – 62. Начало занятий 1 октября, окончание занятий 28 мая.
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
|||||||||||||
01-02 |
1 |
02-06 |
2 |
30-04 |
1 |
- |
- |
01-05 |
1 |
01-02 |
1 |
01-02 |
1 |
04-07 |
2 |
|||||
05-09 |
2 |
09-13 |
2 |
07-11 |
2 |
11-15 |
2 |
08-12 |
2 |
05-09 |
2 |
05-09 |
2 |
10-14 |
2 |
|||||
12-16 |
2 |
16-20 |
2 |
14-18 |
2 |
18-22 |
2 |
15-19 |
2 |
12-16 |
2 |
12-16 |
2 |
17-21 |
2 |
|||||
19-23 |
2 |
23-27 |
2 |
21-25 |
2 |
25-29 |
2 |
22-26 |
2 |
19-23 |
2 |
19-23 |
2 |
24-28 |
2 |
|||||
26-30 |
1 |
|
|
28-31 |
1 |
|
|
29-31 |
1 |
26-30 |
1 |
26-30 |
1 |
|
|
|||||
|
8 |
|
8 |
|
8 |
|
6 |
|
8 |
|
8 |
|
8 |
|
8 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Содержание программы
Раздел 1. «Шахматная страна» - 10 часов
Тема: «В Стране Шахматных Чудес»- 1 час
Знакомство с шахматами. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр обучающего видео «Приключения в Шахматной стране»
Тема: «Шахматы в сказках» - 2 часа
Знакомство с названиями шахматных фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок».
Тема: Шахматные игры и упражнения – 1 час
Дидактические задания и игры «Кубик», "Волшебный мешочек", "Угадайка",
"Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"
Тема: «Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски»- 1 час
Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Составь доску».
Тема: «Волшебная шахматная доска. Горизонталь» – 1 час
Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь»
Тема: «Волшебная шахматная доска. Вертикаль» – 1 час
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Игра «Исправь ошибку»
Тема: «Волшебная шахматная доска. Диагональ» – 1 час
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ».
Тема: «Шахматные игры и упражнения» – 2 часа
Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Дидактическое задание "Диагональ".
Раздел 2. «Жители Шахматной страны» - 46 часов
Тема: «Ворота Каиссии» - 2 часа
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч", «Расставь фигуры».
Тема: «Шахматные игры и упражнения» - 2 часа
Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры в начальном положении».
Тема: «Прямолинейная, бесхитростная фигура» - 2 часа
Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Тема: «Я - Ладья» - 2 часа
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"
Тема: «Шахматные игры и упражнения» - 2 часа
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
Тема: «Совсем этот слон на слона не похож» - - 2 часа
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Понятие «белопольные и чернопольные слоны», «разноцветные и одноцветные слоны». Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Тема: «Вежливые Слоны» - 2 часа
Понятие «легкая и тяжелая фигура». Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".
Тема: «Ладья против слона» - 2 часа
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности»
Тема: «В гостях у Ферзя» -2 часа
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры».
Тема: «Могучая фигура». - 2 часа
Шахматные игры и упражнения: “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".
Тема: «Ферзь против ладьи» - 1 час
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи),
Тема: «Ферзь против слона» - 1 час
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Тема: «Прыг, скок и вбок» - 2 часа
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", «След коня».
Тема: «Хитрая фигура» - 2 часа
"Кратчайший путь". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
Тема: «Конь против ладьи» - 1 час
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (конь против ладьи). Тема: «Конь против слона» - 1 час
Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", "Игра на уничтожение" (конь против слона)
Тема: «Конь против ферзя» - 1 час
Дидактические задания "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, сложные положения)
Тема: «Детский сад "Чудесная Пешка" -1 часа
Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
Тема: «Ни шагу назад!» - 2 часа
Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
Тема: «Пешка против ладьи» - 2 часа
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ладьи)
Тема: «Пешка против слона» - 2 часа
Дидактические задания "Двойной удар", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против слона)
Тема: «Пешка против коня» - 2 часа
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против коня)
Тема: «Пешка против ферзя» - 2 часа
Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Взятие",
Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя)
Тема: «Куда идет Король?» - 1 час
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
Тема: «И Король жаждет боя» - 2 часа
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактические игры и задания.
Тема: «Король против других фигур» - 2 часа
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Тема: «Как Ладья похудела» - 2 часа
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Раздел 3. Шахматные баталии - 6 часов
Тема: «Дебют» - 2 часа
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода". Правила дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.
Тема: «Мат» -- 2 часа
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Дидактическое задание "Поставь мат в один ход".
«Праздник в шахматной стране» - Викторина, игра инсценировка, шахматный карнавал, «турнир» и др.- 1 час
Годовая ( итоговая) аттестация 1 час
10.Оценочные и методические материалы. Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Разделы программы |
Формы занятий |
Педтехнологии |
Приемы и методы организации ОП |
Дидактический материал |
1. |
«Шахматная страна» |
Теоретические занятия, дидактические игры и задания, игровые упражнения |
Игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии |
Игровой, наглядный |
Шахматные доски, дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, иллюстрации, фотографии, плакаты);
|
2. |
«Жители Шахматной страны» |
Теоретические занятия, дидактические игры и задания, игровые упражнения, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. |
Игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии |
Игровой, наглядный, репродуктивный |
Шахматные доски, шахматы, наглядные пособия (альбомы, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты), дидактические игры. |
3. |
Шахматные баталии |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, практическая игра, игра-соревнование.
|
Игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии |
Игровой, наглядный, репродуктивный |
Шахматные доски, шахматы, шахматные часы. |
Система контроля результативности
В качестве специальных зачетных мероприятий проводится итоговый контроль (годовая аттестация).
Годовая (итоговая) аттестация обучающихся проводится в мае.
Форма аттестации: тестирование (воспитанникам читают вопросы и три варианта ответов: а,б,в, дети выбирают вариант ответа; (не все оспитанники умеют читать, поэтому взрослый сам читает вопросы теста)
Аттестационные материалы: Приложение №1
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 28-33
Средний – 17-27
Низкий – до 16
Критерии оценки результативности.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет
70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания.
Вид контроля |
Время проведения |
Цель проведения контроля |
Формы и средства выявления результата |
Формы фиксации и предъявления результата |
Итоговая диагностика |
май
|
выявление уровня познавательного развития |
Вопросы игра |
баллы |
|
|
|
|
|
6. Информационные источники
Список литературы для педагога:
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.
Венгер, Л. А. Мухина, B.C. Психология [текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. -
М. : Просве-щение, 1988.
Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М. : Просвещение, 1983.
Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М. : Просвещение, 1991.- 158с.
Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л. : Детская литература, 1985.
Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004.
Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М. : Русский шахматный дом, 2005.
Карпов, А. Е., Гик, Е. А. Все о шахматах [текст]. М. : «ФАИР - ПРЕСС», 2002.
Список литературы для родителей:
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. - СПб. : Литера, 2005.
2. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. - М. :
Астрель; АСТ, 2000.
4. Сухин, Игорь Георгиевич. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет [Текст] : кн.- сказка для совмест. чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. - М. : Новая шк., 1994. - 156, [2] с. : ил
Приложение 1
ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ
Сколько полей на шахматной доске?
А) 62 Б) 68 В) 64
Какая фигура ходит только по горизонтали и по вертикали? (нужное подчеркнуть) пешка ладья конь слон ферзь король
Какая фигура ходит только по диагонали? пешка ладья конь слон ферзь король
Какая фигура ходит по диагонали, вертикали, горизонтали? (нужное подчеркнуть) пешка ладья конь слон ферзь король
Какой «буквой» ходит конь?
А Н Г П
Назовите самую сильную фигуру (нужное подчеркнуть) пешка ладья конь слон ферзь король
Назовите самую слабую фигуру (нужное подчеркнуть) пешка ладья конь слон ферзь король
Как рубит пешка?
А) Прямо Б) Наискосок В) В сторону Г) Назад
Назовите стоимость каждой фигуры в пешках?
Ладья -4,5
Конь - 3
Слон -3
Ферзь -9
Король - бесценен
В каком случае невозможна рокировка?
А) Атакован ферзь
Б) Между ладьёй и королём стоит конь
В) Вам шах
Г) Был сделан ход королём
Какие фигуры должны быть выведены прежде всего в дебюте?
А)Ферзь Б)Тяжелые В) Король Г) Легкие
Какие виды дебютов Вы знаете?
А) Хорошие и плохие Б) Русские и Английские В) Открытые
Г) Полуоткрытые Д) Закрытые.
Какими ходами начинается французская защита?
А) 1 E4 E5 2 Kf3 Б) 1 E4 E5 2 Cc4 В) 1 E4 E6 14. Назовите первого русского чемпиона мира? А) Чигорин Б) Карпов В) Алехин
Что нельзя делать во время турнирной партии?
А) Звать судью Б) Думать В) Разговаривать
Что такое связка?
А) Закончилось время Б) Вам пат В) Нельзя ходить какой-нибудь фигурой
Что называется эндшпилем?
А) Начало партии Б) Середина партии В) Конец партии
Что называется миттельшпилем?
А) Начало партии Б) Середина партии В) Конец партии
Что называется дебютом?
А) Начало партии Б) Середина партии В) Конец партии
Какова цель шахматной партии?
А) Срубить все фигуры Б) Поставить шах В) Поставить мат
Что называется патом?
А) Можно ходить только пешкой Б) Нельзя рокировать В) Нет хода
Что такое «вилка»?
А) Двойной шах Б) Двойное нападение В) Двойной удар
Какие ходы определяют дебют слона?
А) 1 E4 E5 2 Cd3 Б) 1 E4 E5 2 Ce2 В) 1 E4 E5 2 Cc4
18.Что называется разменом?
А) Обмен шахами Б) Обмен нападениями В) Обмен фигурами
Роль какой фигуры возрастает в эндшпиле? А) Слона Б) Коня В) Короля Г) Ладьи
Какие ходы определяют ферзевый гамбит?
А) 1 E4 E5 2 F4 Б)1 D4 D5 2 Kf3 В) 1 D4 D5 2 C4
В какой стране произошли шахматы?
А) России Б) Индии В) Турции
В какую фигуру не может превратиться пешка? А) Конь Б) Слон В) Король Г) Ферзь
Возможен ли мат голому королю двумя конями? А) Зависит от позиции Б) Да В) Нет
Как заканчивается партия, если один из соперников поставил вечный шах?
А) Ничья Б) Выигрывает тот, кто поставил шах В) Выигрывает тот, кому поставили шах
Что называется шахом?
А) Нападение на ферзя Б) Нападение на короля В) Проведение пешки
Как можно защититься от шаха?
А) Уйти ферзем Б) Поставить шах В) Закрыться другой фигурой Г) Уйти королём
Как называется положение на шахматной доске, если от шаха нет защиты? А) Мат Б) Шах В) Пат
Что называется двойным шахом?
А) Шах ферзем Б) Шах конем В) Одновременный шах двумя фигурами:
Высокий уровень – 28-33
Средний – 17-27
Низкий – до 16