Цели: Познакомить учащихся с правилами поведения партнеров во время игры .
Задачи:
Воспитывать в детях чувство тактичности в разных речевых ситуациях
Развивать навыки речевого этикета
Обучать детей грамотно оформлять свои речевые высказывания.
Формирование УУД:
Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности; умение высказывать своё предположение на основе ..; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.
Познавательные: умение анализировать свои действия во время игры в шахматы и делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий.
Коммуникативные УУД: умение ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; умение планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Оборудование: ИКТ – презентация, демонстрационная шахматная доска, шахматные фигуры и пешки, листочки.
Ход занятия:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг. момент
2.Актуализация знаний
3.Мотивация к учебной деятельности
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта
4.Открытие нового материала.
Итог урока
Рефлексия
Учитель: Дает звонок.
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы
Узнавать и рассуждать
Обязательно играть!
Я предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Волшебный мешочек».
8 фигур 4 пешки.( КАДАЯ ФИГУРА ПО ОТДЕЛЬНОСТИ) 2 ГОВОРЮ Я.
А теперь покажи на демонстрационной доске, где должна находится эта фигура. Ке5.
Итог: А теперь я вижу, что вы знаете фигуры, где должны они стоять, как ходят, как рубят.
Сегодня, 11 мая начинается мировой Гран – при по шахматам среди мужчин в Москве. Это большое событие спортивной жизни нашей страны по шахматам. Может через 10 лет вы будете участниками таких шахматных соревнований!
-Посмотрите на экран. Кто из вас знает этих шахматистов?
(Слайд 1.) Действующий чемпион мира норвежец Магнус Карлсен и российский гроссмейстер Сергей Карякин). Ф.О. повесить на доску.
-Посмотрите, что они делают?
А зачем они это делают?
Кому-то из вас знакомо слово «Этикет»?
Что оно означает?
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
А знаете вы, что существует и шахматный этикет.
Кто может сформулировать, что это такое?
У вас на парте лежит листочек с заданием.
Прочитайте задание. В группах вам нужно подумать, как закончить предложения.
(Работа в группах)
1 гр. – Как закончили первое предложение? Зачитайте.
2 группа …………
3 группа………….
А теперь давайте проверим первое предложение по учебнику. Откройте учебник стр. 170.
Зачем нужны ШАХМАТНЫЕ правила?
(Физ. Мин)
Закройте учебники. Перед вами лежит конвертик. Возьмите из конверта разрезанные части и соберите картинку.(3 клея, 3листа).
Что получилось? Что означает эта картинка?
А я хочу сказать, что это символ шахмат.
1гр., 2гр.,3гр.
ПОВЕСИТЬ НА ДОСКУ.
Кроме этих 3-х правил , есть еще правила, давайте откроем учебник Стр. 170.
Давайте зачитаем.
Скажите, о чем мы сегодня говорили?
Наш урок подходит к концу.
Оцените свою работу на уроке с помощью слов:
мне понравилось…
я запомнил…
было трудно…
Я хочу закончить небольшим стихотворением:
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать! С. Карякин
Спасибо за внимание! Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание.
Организовывают рабочее место.
Дети с закрытыми глазами узнают шахматную фигуру, помещают на шахматную доску, говорят как ходит и бьет фигура.
Ответы детей:
Пожимают руки.
Показывают, что конец игры.
Ответы детей (воспитанность, хорошие манеры, умение правильно вести себя среди других людей. Вам ведь важно, что думают о вас другие люди? В речи вежливого человека всегда присутствуют волшебные слова.
Называют правила поведения игроков во время шахматной партии и соревнований
Читают
Обсуждают в группе
Сравнивают
Для того, чтобы партия состоялась, чтобы был порядок.