Занятие по теме «Правила этикета»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 ГОРОДА ЯРЦЕВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Занятие по теме: «Правила этикета»
Подготовила:
Сатанова М.В.
Цели занятия:
Формирование нравственных основ личности, способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения, вниманию к окружающим людям.
Формировать положительные эмоции.
Развитие мышления, памяти, речи обучающихся;
Развитие коммуникативных способностей детей;
Коррекция межличностных отношений на основе доброжелательного отношения детей друг к другу, коррекция памяти на основе запоминания и воспроизведения.
I. Организационный момент
Приветствие, сообщение темы и целей занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
II. Основная часть
Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстаются, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги и дарят подарки. И постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король – солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От названия карточек – этикетки и произошло слово «этикет».
Что же такое этикет?
(ответы детей, после на доске появляется определение этикета)
Этикет – это правила, которые надо соблюдать и выполнять.
Каждый народ вносил свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять за столом самые лучшие места женщинам и почетным гостям. За нарушение правил назначались штрафы. Но мы не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
1. Памятка воспитанного человека.
а) Приветствие- знак вежливости.
-Сегодня мы с вами составим памятку воспитанного человека и запишем самые важные правила этикета (Приложение №1).
-Ребята, с чего начинается любое общение? ( С приветствия )
-В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами говорят: «Я тебя вижу!» В Китае спрашивают:
« Ели ли вы сегодня?»
А что говорят при встрече русские? (Здравствуйте!) То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и общее: у всех народов уклонение от приветствия считается верхом неприличия и неуважения к окружающим.
-Сейчас выполним задание и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
( На карточках. Дети читают сами.)
1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?
( Младший )
2 Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)
3.Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? ( Кивнуть головой)
4. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? ( Старший- младшему, женщина- мужчине.)
-Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно так поступать, другим иначе. Так какое же правило мы выведем?
1.Первым здоровается тот ,кто вежливее.
б) Когда в товарищах согласья нет…
-Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: « Мое поведение- мое личное дело.»
-Права ли эта девочка? ( Дети высказываются.)
-Мы живем с вами среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
Игра « На улице»
Вместе с детьми разыграть ситуацию. Два товарища вместе гуляли и один нечаянно наступил другому на ногу. Как вы поступите?
Игра « В автобусе»
Вместе с детьми разыгривается ситуация.
-Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? ( Да)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
-Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? ( Они поссорятся.)
-Послушайте вот какую историю. (Чтение рассказа В. Осеевой «Рекс и Кекс»
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните строчки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»
- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку?
2.«Уступайте друг другу».
в) Встречают по одежке, провожают по уму.
Продолжаем конкурс знатоков этикета. За правильный ответ- сердечко.
1.Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот кто позвонил, или тот кому позвонили? ( Тот, кто позвонил)
2.Тарелку с супом не следует наклонять, потому что…( можно пролить суп)
3.Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как (ему надо набраться сил и отдохнуть)
4.Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете … ( невоспитанность)
- Мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами?
- Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, в носу, сквернословить.
- Если вы не делаете этого, значит у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться. Какое же следующее правило мы запишем?
3.Не доставляйте неудобств окружающим своими дурными манерами
г) Учись смеяться над собой.
-В нашем классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь внимание дурацкими выходками, кривляньем, неумным подшучиванием над другим. Народная мудрость гласит: « Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.» ( Дети по желанию рассказывают смешные истории, которые произошли с ними)
- Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно так же с достаточной долей юмора относиться к себе самому. Какое золотое правило мы запишем в памятку?
4.Будь внимательным к окружающим к тебе людям.
III. Заключительная часть.
Тестовые задания. ( Самостоятельно в парах )
Какие выражения недопустимы в речи?
1.Чушь!
2. Бред !
3. Туфта!
4. Ерунда!
5. Все перечисленное.
6. Ничего из перечисленного.
Что нужно сделать, если вы ненарочно обидели человека?
1.Извиниться.
2. Переключиться на другую тему.
3. Забыть.
4. Не обратить на это внимание.
Какого человека называют ухоженным?
1.Чисто одетого.
2. Опрятного.
3. Ухоженного.
4. Все перечисленное.
5. Ничего из перечисленного.
Когда можно смеяться очень громко над другим человеком?
1. Когда он упал.
2. Когда он спит.
3. Когда он ест.
4. Никогда.
5. Всегда.
Подведение итогов.
-Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно, то есть правильно оценивать себя, следить за своим поведением.
-Если вам понравилось занятие, вам было комфортно, интересно, выберите из картинок на парте солнышко.
-Если занятие не понравилось, вам было неинтересно - тучку.