12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Владимировна1342
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Всероссийский конкурс

на лучшую методическую разработку занятия по этикету

Выполнила: Сибирина Галина Владимировна, воспитатель ГПД,

первой квалификационной категории МОБУ «ООШ № 3» г. Оренбурга

Тема: «Этикет в дружбе»

Форма занятия: нетрадиционная (путешествие)

Цели:

1. Дать представление об этикете дружбы.

2. Способствовать формированию нравственных качеств воспитанников: умение дружить, беречь дружбу.

Задачи:

1. Дать понятие о дружбе и товариществе.

2. Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

3. Развивать речевые умения, вести рассуждение, делать выводы.

Планируемый результат обучения: Приобщить воспитанников к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, в т. ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации; постановка и решение проблемы; использовать действия моделирования.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, песня М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается», презентация, конверты с заданиями, ватман с рисунком дерева. Иллюстрации по теме. Литература. А.Л. Барто: «Требуется друг» в кн. «Стихи и поэмы». Б.В. Заходер: «Мы – друзья» в кн. «Стихи и сказки»

Структура занятия:

1. Мотивационный этап.

2. Этап актуализации знаний.

3. Путешествие:

Станция «Настоящие друзья»

Станция «Город Дружбы»

Станция «Правила этикета дружбы»

Станция «Круг радости»

Станция «Аллея добрых пожеланий»

4. Рефлексия.

 

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Если хмуримся с утра,                                        

         Нам поможет доброта.
           Ну-ка, дети, соберитесь,                              
           И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 

2. Этап актуализации знаний.

(Звучит фрагмент песни М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается». Педагог раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам 1,2,3,4.)

- Что это за песня? О чем она? (О дружбе)

Сегодня у нас необычное занятие.

- Что означает слово этикет?

Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах.

1 ученик: Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

(Дети хором читают слова со слайда презентации)

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

- А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

(культурным, воспитанным человеком)

Этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?

- Тема нашего занятия: «Этикет в дружбе»

- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать этикет дружбы?

(Предполагаемые ответы: этикет помогает беречь дружбу, всегда следует соблюдать правила этикета)

Цель занятия:

Умение дружить, беречь дружбу.

- Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В толковом словаре В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.

С чего начинается дружба? ( Со знакомства, с доброго и внимательного отношения друг к другу.)

- Кто такой друг?

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой!

А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество?

Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.

- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество - это взаимные отношения между группой людей).

Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.

- Этикет помогает беречь дружбу?

3. Путешествие

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие.

Мы с вами сделаем остановки на станциях:

«Настоящие друзья»

«Город Дружбы»

«Правила этикета дружбы»

«Круг радости»

«Аллея добрых пожеланий»

 

1 остановка «Настоящие друзья»

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (дети обсуждают в группах, записывает слова на лист бумаги в виде листиков)

(отзывчивый, внимательный, преданный, добрый, справедливый, он всегда готов прийти на помощь, друг должен понимать тебя)

Творческое задание: «Настоящий друг»

Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций (работа в группах, конверты на столах)

Задания:

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы? 

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. 

2. Витя и Коля - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Коля не очень. Витя по-доброму относится к Коле, постоянно дает ему списывать домашнее задание. А как бы вы поступили на месте Вити?

3. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Тебе это не нравится, но он твой друг. Что делать?

4.Твой друг стал плохо учиться, родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?

 Вывод:

– Каким должен быть настоящий друг?  

Настоящий друг – это человек, которому мы всегда доверяем и на которого всегда можем положиться. Чтобы в вашей жизни появился человек, которого вы сможете назвать своим другом, надо научиться отдавать, не ожидая и не требуя ничего взамен.

- Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.

(Педагог называет одного героя, а ребята досказывают другого.)

 

Крокодил Гена и….. (Чебурашка).

Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).

Малыш и … (Карлсон).

Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).

Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).

Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).

Винтик и … (Шпунтик).

Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)

Лунтик и ……….(Кузя)

Котёнок по имени Гав и ……….(щенок)

 

2 остановка «Город Дружбы»

– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг» (ученик)

«Требуется друг»  

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»

 

-Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения.

Вывод: Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна.

Инсценировка стихотворения Бориса Заходера «Мы – друзья»

С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!

Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаем!

Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

- Можно ли научиться обходиться без кулаков? Драк? Как?

Вывод: учиться договариваться, быть терпимым.

«Собери пословицу»

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги) 
Человек без друзей…(что дерево без корней) 
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей)

Крепкую дружбу и топором…(не разрубишь) 
Где дружбой дорожат…(там и враги дрожат) 
Старый друг…(лучше новых двух) 
Дружба в делах…(помощница) 
Дружбу помни…(а зло забывай)

Дружба – как стекло …… (разобьешь – не сложишь).

3 остановка «Правила этикета дружбы»

- Как научиться дружить? (обсуждение в группах)

- Какие правила дружбы нужно выполнять, чтобы дружба была крепкой?

Задание: Составьте этикетные правила, которые необходимы для дружбы.

 

Не выдавать чужие секреты;

Всегда быть откровенным с другом;

Не бояться попросить прощения;

Не грубить;

Надо быть постоянным в дружбе;

Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, надо сказать ему об этом;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить вовремя.


 

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Потренируемся в их выполнении.

- Какие из этих правил вы уже выполняете?

- Какое правило вам кажется самым легким? сложным?

- Каким правилам вам хотелось бы научиться?

Вывод: Теперь мы более внимательно будем относиться друг к другу и жить по законам дружбы.

 

4 остановка «Круг радости»

Игра: «Назови своих друзей» 
(дети стоят в кругу, передают игрушку, у кого игрушка в руках, тот называет своих друзей, или друзей, которых вы нашли сегодня, на занятии, с кем вы подружились.) 
Вывод: Посмотрите, сколько вы назвали много друзей, я очень этому рада. Значит вы по-настоящему счастливые люди, счастливые дети. Желаю вам на протяжении всех лет сохранить школьную дружбу. Быть хорошими друзьями и иметь много друзей.

5 остановка «Аллея добрых пожеланий»

Вспомним, какими качествами должен обладать настоящий друг?

(Наклеиваем листочки на веточки дерева)

Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон - информ, 2014.

2.Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.

3. Персидская и др. Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998.

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota

 

Пояснительная записка

Актуальность.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (16)

сменить сортировку
Хрычёва Марина Степановна, 24.10.18 в 06:38 3Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за материал,обязательно применю в своей работе!
Юмашева Антонина Михайловна, 25.05.20 в 22:00 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал. возьму в копилочку.
Галина Владимировна, 26.05.20 в 10:15 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание!
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.06.20 в 16:12 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Галина Владимировна, 13.06.20 в 16:39 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо за внимание к моей работе! Приятно!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 27.06.20 в 23:43 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Галина Владимировна! Очень полезный!
Галина Владимировна, 28.06.20 в 20:56 2Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, спасибо за теплый отзыв!
Юлия Васильевна Воробьева, 09.07.20 в 18:17 2Ответить Пожаловаться
Очень добрый урок! Ждём следующих занятий!!!
Спиридонова Тамара Ивановна, 16.09.20 в 18:20 2Ответить Пожаловаться
Полезный материал, добавила в избранное!!!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.