12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Галина Владимировна1342 Россия, Оренбургская обл., Оренбург Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Занятие на тему «Этикет в дружбе»
Всероссийский конкурс
на лучшую методическую разработку занятия по этикету
Выполнила: Сибирина Галина Владимировна, воспитатель ГПД,
первой квалификационной категории МОБУ «ООШ № 3» г. Оренбурга
Тема: «Этикет в дружбе»
Форма занятия: нетрадиционная (путешествие)
Цели:
1. Дать представление об этикете дружбы.
2. Способствовать формированию нравственных качеств воспитанников: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи:
1. Дать понятие о дружбе и товариществе.
2. Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
3. Развивать речевые умения, вести рассуждение, делать выводы.
Планируемый результат обучения: Приобщить воспитанников к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, в т. ч. и формирование УУД
Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации; постановка и решение проблемы; использовать действия моделирования.
Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.
Тип занятия: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, песня М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается», презентация, конверты с заданиями, ватман с рисунком дерева. Иллюстрации по теме. Литература. А.Л. Барто: «Требуется друг» в кн. «Стихи и поэмы». Б.В. Заходер: «Мы – друзья» в кн. «Стихи и сказки»
Структура занятия:
1. Мотивационный этап.
2. Этап актуализации знаний.
3. Путешествие:
Станция «Настоящие друзья»
Станция «Город Дружбы»
Станция «Правила этикета дружбы»
Станция «Круг радости»
Станция «Аллея добрых пожеланий»
4. Рефлексия.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
2. Этап актуализации знаний.
(Звучит фрагмент песни М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается». Педагог раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам 1,2,3,4.)
- Что это за песня? О чем она? (О дружбе)
Сегодня у нас необычное занятие.
- Что означает слово этикет?
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах.
1 ученик: Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья
А теперь серьезное дадим определенье.
(Дети хором читают слова со слайда презентации)
«Этикет – это правила поведения человека среди других людей»
- А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?
(культурным, воспитанным человеком)
Этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.
- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?
- Тема нашего занятия: «Этикет в дружбе»
- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать этикет дружбы?
(Предполагаемые ответы: этикет помогает беречь дружбу, всегда следует соблюдать правила этикета)
Цель занятия:
Умение дружить, беречь дружбу.
- Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?
А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова:
- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В толковом словаре В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.
С чего начинается дружба? ( Со знакомства, с доброго и внимательного отношения друг к другу.)
- Кто такой друг?
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой!
А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество?
Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.
- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество - это взаимные отношения между группой людей).
Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.
- Этикет помогает беречь дружбу?
3. Путешествие
- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие.
Мы с вами сделаем остановки на станциях:
«Настоящие друзья»
«Город Дружбы»
«Правила этикета дружбы»
«Круг радости»
«Аллея добрых пожеланий»
1 остановка «Настоящие друзья»
- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (дети обсуждают в группах, записывает слова на лист бумаги в виде листиков)
(отзывчивый, внимательный, преданный, добрый, справедливый, он всегда готов прийти на помощь, друг должен понимать тебя)
Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций (работа в группах, конверты на столах)
Задания:
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
2. Витя и Коля - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Коля не очень. Витя по-доброму относится к Коле, постоянно дает ему списывать домашнее задание. А как бы вы поступили на месте Вити?
3. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Тебе это не нравится, но он твой друг. Что делать?
4.Твой друг стал плохо учиться, родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?
Вывод:
– Каким должен быть настоящий друг?
Настоящий друг – это человек, которому мы всегда доверяем и на которого всегда можем положиться. Чтобы в вашей жизни появился человек, которого вы сможете назвать своим другом, надо научиться отдавать, не ожидая и не требуя ничего взамен.
- Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.
(Педагог называет одного героя, а ребята досказывают другого.)
Крокодил Гена и….. (Чебурашка).
Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).
Малыш и … (Карлсон).
Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).
Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).
Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).
Винтик и … (Шпунтик).
Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)
Лунтик и ……….(Кузя)
Котёнок по имени Гав и ……….(щенок)
2 остановка «Город Дружбы»
– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.
Чтение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг» (ученик)
«Требуется друг»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
-Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения.
Вывод: Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна.
Инсценировка стихотворения Бориса Заходера «Мы – друзья»
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаем!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
- Можно ли научиться обходиться без кулаков? Драк? Как?
Вывод: учиться договариваться, быть терпимым.
«Собери пословицу»
О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги)
Человек без друзей…(что дерево без корней)
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей)
Крепкую дружбу и топором…(не разрубишь)
Где дружбой дорожат…(там и враги дрожат)
Старый друг…(лучше новых двух)
Дружба в делах…(помощница)
Дружбу помни…(а зло забывай)
Дружба – как стекло …… (разобьешь – не сложишь).
3 остановка «Правила этикета дружбы»
- Как научиться дружить? (обсуждение в группах)
- Какие правила дружбы нужно выполнять, чтобы дружба была крепкой?
Задание: Составьте этикетные правила, которые необходимы для дружбы.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бояться попросить прощения;
Не грубить;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, надо сказать ему об этом;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить вовремя.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Потренируемся в их выполнении.
- Какие из этих правил вы уже выполняете?
- Какое правило вам кажется самым легким? сложным?
- Каким правилам вам хотелось бы научиться?
Вывод: Теперь мы более внимательно будем относиться друг к другу и жить по законам дружбы.
4 остановка «Круг радости»
Игра: «Назови своих друзей»
(дети стоят в кругу, передают игрушку, у кого игрушка в руках, тот называет своих друзей, или друзей, которых вы нашли сегодня, на занятии, с кем вы подружились.)
Вывод: Посмотрите, сколько вы назвали много друзей, я очень этому рада. Значит вы по-настоящему счастливые люди, счастливые дети. Желаю вам на протяжении всех лет сохранить школьную дружбу. Быть хорошими друзьями и иметь много друзей.
5 остановка «Аллея добрых пожеланий»
Вспомним, какими качествами должен обладать настоящий друг?
(Наклеиваем листочки на веточки дерева)
Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что больше всего запомнилось?
- Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон - информ, 2014.
2.Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
3. Персидская и др. Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998.
5.
Пояснительная записка
Актуальность.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.