Занятие на тему «Этикет в дружбе»

41
16
Материал опубликован 23 October 2018 в группе

Всероссийский конкурс

на лучшую методическую разработку занятия по этикету

Выполнила: Сибирина Галина Владимировна, воспитатель ГПД,

первой квалификационной категории МОБУ «ООШ № 3» г. Оренбурга

Тема: «Этикет в дружбе»

Форма занятия: нетрадиционная (путешествие)

Цели:

1. Дать представление об этикете дружбы.

2. Способствовать формированию нравственных качеств воспитанников: умение дружить, беречь дружбу.

Задачи:

1. Дать понятие о дружбе и товариществе.

2. Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.

3. Развивать речевые умения, вести рассуждение, делать выводы.

Планируемый результат обучения: Приобщить воспитанников к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, в т. ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации; постановка и решение проблемы; использовать действия моделирования.

Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.

Регулятивные УУД: 1.Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2.Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД: Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

Тип занятия: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, песня М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается», презентация, конверты с заданиями, ватман с рисунком дерева. Иллюстрации по теме. Литература. А.Л. Барто: «Требуется друг» в кн. «Стихи и поэмы». Б.В. Заходер: «Мы – друзья» в кн. «Стихи и сказки»

Структура занятия:

1. Мотивационный этап.

2. Этап актуализации знаний.

3. Путешествие:

Станция «Настоящие друзья»

Станция «Город Дружбы»

Станция «Правила этикета дружбы»

Станция «Круг радости»

Станция «Аллея добрых пожеланий»

4. Рефлексия.

 

Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Если хмуримся с утра,                                        

         Нам поможет доброта.
           Ну-ка, дети, соберитесь,                              
           И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 

2. Этап актуализации знаний.

(Звучит фрагмент песни М. Пляцковского «Дружба крепкая не сломается». Педагог раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам 1,2,3,4.)

- Что это за песня? О чем она? (О дружбе)

Сегодня у нас необычное занятие.

- Что означает слово этикет?

Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах.

1 ученик: Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья

А теперь серьезное дадим определенье.

(Дети хором читают слова со слайда презентации)

«Этикет – это правила поведения человека среди других людей»

- А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их?

(культурным, воспитанным человеком)

Этикет – это инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать?

- Тема нашего занятия: «Этикет в дружбе»

- Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно знать этикет дружбы?

(Предполагаемые ответы: этикет помогает беречь дружбу, всегда следует соблюдать правила этикета)

Цель занятия:

Умение дружить, беречь дружбу.

- Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

А вот как даётся определение дружбы в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В толковом словаре В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.

С чего начинается дружба? ( Со знакомства, с доброго и внимательного отношения друг к другу.)

- Кто такой друг?

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой!

А теперь мы с вами выясним, что такое товарищество?

Товарищество – это взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим.

- Найди различие между двумя понятиями «дружба» и «товарищество». (Дружба – это близкие отношения между людьми, а товарищество - это взаимные отношения между группой людей).

Дружба – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. Поэтому друзей у человека не может быть много. Товарищеские отношения – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более если они вместе делают общее дело, но если люди безразличны друг к другу, безучастны, то значит, они не знают товарищества. Общаясь друг с другом, помогая друг другу в чем-либо, вы, ребята, учитесь быть друг другу товарищами.

- Этикет помогает беречь дружбу?

3. Путешествие

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие.

Мы с вами сделаем остановки на станциях:

«Настоящие друзья»

«Город Дружбы»

«Правила этикета дружбы»

«Круг радости»

«Аллея добрых пожеланий»

 

1 остановка «Настоящие друзья»

- Какими качествами должен обладать настоящий друг? (дети обсуждают в группах, записывает слова на лист бумаги в виде листиков)

(отзывчивый, внимательный, преданный, добрый, справедливый, он всегда готов прийти на помощь, друг должен понимать тебя)

Творческое задание: «Настоящий друг»

Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций (работа в группах, конверты на столах)

Задания:

- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы? 

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. 

2. Витя и Коля - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Коля не очень. Витя по-доброму относится к Коле, постоянно дает ему списывать домашнее задание. А как бы вы поступили на месте Вити?

3. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Тебе это не нравится, но он твой друг. Что делать?

4.Твой друг стал плохо учиться, родители запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?

 Вывод:

– Каким должен быть настоящий друг?  

Настоящий друг – это человек, которому мы всегда доверяем и на которого всегда можем положиться. Чтобы в вашей жизни появился человек, которого вы сможете назвать своим другом, надо научиться отдавать, не ожидая и не требуя ничего взамен.

- Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.

(Педагог называет одного героя, а ребята досказывают другого.)

 

Крокодил Гена и….. (Чебурашка).

Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок).

Малыш и … (Карлсон).

Непоседливый Буратино и … (Пьеро, Мальвина).

Хитрая лиса Алиса и … (кот Базилио).

Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).

Винтик и … (Шпунтик).

Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)

Лунтик и ……….(Кузя)

Котёнок по имени Гав и ……….(щенок)

 

2 остановка «Город Дружбы»

– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг» (ученик)

«Требуется друг»  

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!».
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы
Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»

 

-Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения.

Вывод: Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна.

Инсценировка стихотворения Бориса Заходера «Мы – друзья»

С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!

Дело в том,
Что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе…
Отстаем!

Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
— Что-то, Вова,
Позабыл!
— И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

- Можно ли научиться обходиться без кулаков? Драк? Как?

Вывод: учиться договариваться, быть терпимым.

«Собери пословицу»

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги) 
Человек без друзей…(что дерево без корней) 
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей)

Крепкую дружбу и топором…(не разрубишь) 
Где дружбой дорожат…(там и враги дрожат) 
Старый друг…(лучше новых двух) 
Дружба в делах…(помощница) 
Дружбу помни…(а зло забывай)

Дружба – как стекло …… (разобьешь – не сложишь).

3 остановка «Правила этикета дружбы»

- Как научиться дружить? (обсуждение в группах)

- Какие правила дружбы нужно выполнять, чтобы дружба была крепкой?

Задание: Составьте этикетные правила, которые необходимы для дружбы.

 

Не выдавать чужие секреты;

Всегда быть откровенным с другом;

Не бояться попросить прощения;

Не грубить;

Надо быть постоянным в дружбе;

Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, надо сказать ему об этом;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить вовремя.


 

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Потренируемся в их выполнении.

- Какие из этих правил вы уже выполняете?

- Какое правило вам кажется самым легким? сложным?

- Каким правилам вам хотелось бы научиться?

Вывод: Теперь мы более внимательно будем относиться друг к другу и жить по законам дружбы.

 

4 остановка «Круг радости»

Игра: «Назови своих друзей» 
(дети стоят в кругу, передают игрушку, у кого игрушка в руках, тот называет своих друзей, или друзей, которых вы нашли сегодня, на занятии, с кем вы подружились.) 
Вывод: Посмотрите, сколько вы назвали много друзей, я очень этому рада. Значит вы по-настоящему счастливые люди, счастливые дети. Желаю вам на протяжении всех лет сохранить школьную дружбу. Быть хорошими друзьями и иметь много друзей.

5 остановка «Аллея добрых пожеланий»

Вспомним, какими качествами должен обладать настоящий друг?

(Наклеиваем листочки на веточки дерева)

Рефлексия.

- Наше занятие подошло к концу.

- Вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего запомнилось?

- Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курочкина И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – М.: Экон - информ, 2014.

2.Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.

3. Персидская и др. Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998.

5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota

 

Пояснительная записка

Актуальность.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромное спасибо за материал,обязательно применю в своей работе!

24 October 2018

Спасибо за материал. возьму в копилочку.

25 May 2020

Благодарю за внимание!

26 May 2020

Благодарю за полезный ресурс!

13 June 2020

Марина Юрьевна, спасибо за внимание к моей работе! Приятно!

13 June 2020

Спасибо за материал, Галина Владимировна! Очень полезный!

27 June 2020

Людмила Юрьевна, спасибо за теплый отзыв!

28 June 2020

Очень добрый урок! Ждём следующих занятий!!!

9 July 2020

Полезный материал, добавила в избранное!!!!!

16 September 2020

Благодарю!

16 September 2020

Очень интересный урок и всегда актуальная тема! Обязательно использую в своей работе!

7 November 2020

Большое спасибо, Марина Отариевна! Очень приятно получить такой комментарий!

7 November 2020

Актуальный, качественный и востребованный ресурс! Интересный формат занятия. Очень понравилась работа. Спасибо, Галина Владимировна, за Ваш труд.

9 May 2021

Спасибо, Елена Владимировна!

10 May 2021

Спасибо, Галина Владимировна, за актуальную методическую разработку в помощь коллегам!

8 November 2023

Огромное спасибо!

8 November 2023