12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яна Игоревна Воробьева46
Учитель русского языка
Россия, Курская обл., Курск


Воробьева Яна Игоревна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»







«Щелкунчик», или театральный билет как ключ к искусству



































Конспект внеурочного занятия по формированию читательской грамотности на примере билета в театр (несплошной текст)

«Щелкунчик», или театральный билет как ключ к искусству

Автор: Воробьева Яна Игоревна

Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Цель: формирование у учащихся умений работать с информацией, используя несплошной текст, повышение уровня читательской грамотности через  формирование  умений работы с текстом.

Задачи: научить находить информацию в тексте, преобразовывать её в нужную форму, преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать её, работать с информацией из разных текстов.

Методы: словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничество, критическое мышление исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии.

 

Ход урока

Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

(Ж.Ж.Руссо)

Организационный момент

Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, подарите соседу по парте свою улыбку, пожелайте хорошего настроения на уроке. Я вам тоже желаю отличной работы.

Актуализация знаний

- Ребята, начнем наше занятие с загадки. Постарайтесь отгадать ее, чтобы понять тему нашего урока.

Если кто-то дал вам в дар

Чудо-контрамарку,

Это значит – одарил

Вас таким подарком.

С ней бесплатным предстоит

Вход и посещение 

Иль театра, иль кино -

Ждите представления!

Тут подвоха вовсе нет - 

Дан вам в дар входной...

(Билет)

Самоопределение к деятельности

- Как вы думаете, что будет являться предметом нашего исследования на занятии? (Предметом нашего исследования будет являться билет в театр).

- Конечно же, это билет. И сегодня мы будем работать с билетом в Курский драматический театр им. А.С.Пушкина.

- Кто из вас посещал театр? (ответы учеников)

- Кто любит театральные постановки?

- В каких театрах нашего города вам удалось побывать? (ответы)

-Я тоже люблю театр, но в него не попасть без билета. Давайте рассмотрим билет на постановку «Щелкунчик», которую нам предстоит увидеть.

-О чем нам может рассказать билет в театр? (Билет в театр нам может рассказать о названии спектакля, времени и месте проведения. Мы можем узнать стоимость билета, его номер, возрастную категорию спектакля).

- Кто из вас знает, почему театр носит имя А.С. Пушкина? (ответы обучающихся)

Слово учителя

- А вам известно, что Курский драматический театр – старейший театр России? Он был открыт в конце 18 века. В 1911 году Курскому городскому театру было присвоено имя М.С. Щепкина, выдающегося русского актера, уроженца Суджи.

- Какие места нашего города носят имя М.С. Щепкина? (ответы)

- В 1937 году, в год 100-летия со смерти А.С. Пушкина, Курский театр подготовил театрализованное представление, посвященное памяти поэта. В феврале 1937 года Указом Наркомпроса театру присвоено имя А.С. Пушкина. 

- Сегодня предстоит поработать с информацией, которая находится в билете. На ваших партах лежат файлы, в них билет в театр (приложение 1), лист с заданиями (приложение 2) и листы с дополнительными материалами (приложение 3).

- Достаньте из файла билет в театр. Внимательно его рассмотрите. Какую информацию мы можем получить из билета в театр? (ученики извлекают из текста информацию, представленную в явном виде, что является базовым умением читательской грамотности, который необходим для полноценной работы с текстами)

Задание №1. 

В перовом задании вам предстоит ответить на вопросы, используя текст билета.

- Ребята, познакомьтесь самостоятельно с вопросами. (Пауза 1 минута). Давайте прочитаем вопросы и ответим на них.

1.Какой адрес у театра? (ул. Ленина, 26, Курск, Курская обл., 305004)

2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 150рублей)

3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 23 декабря 2022 года)

4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 13.00)

5.Название спектакля. (Название спектакля «Щелкунчик»)

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль? (Билет на спектакль можно обменять в случае отмены мероприятия).

- Ребята, что вам известно о произведении «Щелкунчик»? Кто его автор? (ответы обучающихся)

- Как вы думаете, интересно ли будет смотреть спектакль по сказке?

- Почему «Щелкунчик» - главная история Нового года?

- Задание №2.Что вам известно о диалоге искусств?


- Ребята, прежде чем пойти в театр, мы с вами должны знать правила поведения.

Задание №3. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, сжимают её и преобразовывают в нужную форму).

Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информационную карточку, дополните ее (приложение №3), используя свой жизненный опыт.

Памятка «Правила поведения в театре».

После третьего звонка вход запрещен.

В зале запрещена видеосъёмка и фотосъёмка со вспышкой.

Физкультминутка

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку. Он включает в себя до 5 уп­ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. 

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раска­чивает, значит, пальминг можно заканчивать.

Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. Д.)

Задание №4. (При выполнении данного задания обучающиеся находят явную информацию в тексте, преобразовывают ее в нужную форму).

- Ваш друг оставил вам свой билет. Вы раньше его оказались в зале, теперь необходимо объяснить вашему товарищу, написав сообщение, где находятся ваши места. (Необходимо отметить, что места находятся на балконе и нужно подняться на третий этаж театра, указать ряд и место) 

-Ребята, вам известно, чем отличаются места, расположенные в партере от мест на балконе? (ПАРТЕР(фр.). 1) часть театральной залы ниже уровня сцены, с местами для зрителей, также самые зрители. БАЛКОН ТЕАТРАЛЬНЫЙ (итальянск. balcone), в театре места для публики, расположенные в несколько вертикальных рядов напротив сцены и по боковым сторонам зрительного зала.)

Задание №5. 

Перед антрактом ведущая объявили, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Она предупредила, что в случае выигрыша, нужно обратиться к организаторам мероприятия.

- Ребята, давайте обратим внимание на задание №4, в котором находятся серия и номер выигрышного билета. Найдите эту информацию.

- А теперь сравните, серию и номер своего билета с серией и номером выигрышного билета.

- Выиграл ли ваш билет? Обведите верный ответ в задании №4.

- У кого оказался выигрышный билет? (Ответы).

- К кому ты должен обратиться для получения выигрыша? (Ответы).

- Я являюсь организатором сегодняшней лотереи. Проходи для получения приза.

- Ребята, давайте поаплодируем нашему победителю.

Задание №6. (Обучающиеся преобразовывают один формат несплошного текста в другой. Групповая форма работы. Обучающиеся в паре рисуют афишу )

- Ребята, в завершении нашего увлекательного занятия, давайте обратимся к заданию №6. Я предлагаю вам выступить в роли дизайнеров – оформителей. Нарисуйте, пожалуйста, афишу, максимально, используя информацию из билета.

(Учащиеся выполняют работу на листах бумаги формата А4, после выполнения задания работы вывешиваются на доску, с целью выявления наиболее интересной афиши.)

V. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии? (На сегодняшнем занятии мы исследовали билет. Узнали, где в билете располагается информация. Познакомились с правилами поведения в театре. Познакомились с историей Курского драматического театра им. А.С. Пушкина.)

- Где в жизни вы сможете применить знания, которые получили на нашем занятии? (Данные знания мы сможем применить, когда пойдем в театр уже 23 декабря. Мы сможем легко определить адрес театра, название спектакля, ряд и номер места.)

- Ребята, на столе находится ваза и разноцветный песок, возьмите горсточку песка того цвета, который соответствует вашему настроению. Голубой – приятные впечатления от занятия, красный – восторг, желтый – занятие вызвало огромный интерес, серый – ничего нового и интересного не было.

- Спасибо, ребята. Я вижу, что вы уйдете с нашего занятия в хорошем настроении. Мне тоже было интересно работать с вами.

VI. Итог.

- Мне очень понравилось наше общение, большое вам спасибо за работу. Вы молодцы!





































Приложение 1



t1674242841aa.jpg





Приложение 2

Задание для работы с театральным билетом

Задание 1.Ответьте на вопросы, извлекая информацию из текста, написанного на билете.

Какой адрес у театра? 

Сколько стоит билет на спектакль? 

Назовите дату спектакля. 

Назовите время начала спектакля. 

Название спектакля.

В каком случае можно обменять билет на спектакль?

Задание 2. Вспомните примеры диалога искусств на примере карточек. 

Задание 3. Составьте памятку «Правила поведения в театре», используя информационную карточку.

Задание 4. Представьте, что ваш друг оставил вам свой билет. Вы раньше его оказались в зале, теперь необходимо объяснить вашему товарищу, написав сообщение, где находятся ваши места. (Текст сообщения необходимо записать на отдельном чистом листе).

Задание 5. Найдите на билете его номер, сравните с билетом, который выиграл в лотерее. Номер выигрышного билета …..

Задание 6. Нарисуйте, афишу, максимально, используя информацию из билета. Используйте фломастеры, цветные карандаши.

























Приложение 3

Правила поведения в театре

Пожалуйста, приходите в театр вовремя. После … звонка вход в зрительный зал запрещен.

В зале запрещено производить … . Данные действия нарушают спокойствие ваших соседей, атмосферу спектакля и закон об авторских правах (не говоря уже о том, что все это очень сильно мешает работе актёров)!

Отключайте … перед началом спектакля.

сдайте, пожалуйста, в гардероб.

Проходя к своему месту, идите вдоль рядов кресел … к сидящим зрителям.

Если вы уже заняли своё место в зрительном зале, а мимо вас проходят зрители на свои места, обязательно … и дайте им дорогу.

Садитесь на то место, которое … . Если же ваше место вдруг оказалось занятым и его не хотят освобождать, не вступайте в спор — … .

Сидя в кресле, не … на оба подлокотника.

Во время спектакля не … — впечатлениями можно поделиться во время антракта.

Вход в зал с … запрещен.

Не вставайте со своего места, пока … — не мешайте другим зрителям.

















Приложение 4






t1674242841ab.jpg





Приложение 4





t1674242841ac.jpg




t1674242841ad.jpg



t1674242841ae.jpg







t1674242841af.jpg








Список используемой литературы.

Громова В.И.. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 224 с. ISBN 978-5-9980-0531-2

Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для учителя/ И. Логвина, Л. Рождественская.- Тарту, TARTU/ULICOOL/ NARVA KOLLEDZ, 2012, - 58с.

Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.- 272с.

https://kurskdrama.ru/o-teatre/

Вебинар «Как эффективно использовать несплошные тексты на занятиях» https://www.eduneo.ru/

http://www.edu1779.ru/download/fgos/01.pdf «Виды работы с текстом»


13


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.