12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна1634
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Внеклассные мероприятия»

Автор – Воропаева Лилия Алексеевна

Объединение "Гуманитарная школа"

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования 

районный Дом детского творчества

село Мильково Камчатского края

 

МЕСТО МЕРОПРИЯТИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ – изучение материала по истории в 7-х классах предполагает изучение событий XVII века, в том числе и присоединение Камчатки к России (это и общероссийская история и наша камчатская история). Внеклассное мероприятие по данной теме способствует не только расширению и углублению краеведческих знаний семиклассников, но и формирует более целостное восприятие истории XVII века.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Познавательная: познакомить с различными точками зрения на происхождение название полуострова "Камчатка", с учёным Б. П. Полевым и его книгой «Новое об открытии Камчатки»

Развивающая: помочь ребятам выработать умение участвовать в дискуссиях и сформировать свою собственную позицию 

Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных способностей, общей, сценической и речевой культуры

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Учащиеся должны получить представление о нескольких версиях происхождения названия «Камчатка»

2. Учащиеся должны получить представление об учёном Б. П. Полевом и его книге «Новое об открытии Камчатки»

3. Учащиеся могут выступить со своими соображениями в ходе беседы или дискуссии.

4. Учащиеся могут сформировать свою позицию по этому вопросу.

5. Учащиеся продолжат знакомство с Интернет-сервисами (ProProfs, ImageChef)

 

6. Учащиеся смогут проверить свои коммуникативные качества, общую, сценическую и речевую культуру и улучшить их.

ТИП МЕРОПРИЯТИЯ – изучение нового материала

ФОРМА  МЕРОПРИЯТИЯ - ролевая игра

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

1. Ректор университета

2. Первый учёный (коряк)

3. Второй учёный (ительмен) 

4. Третий учёный (русский)

5. Четвёртый учёный (Б. П. Полевой) 

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ- актовый зал с экраном и проектором

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Компьютер или ноутбук.

2. Проектор

3. Экран

4. Карта Камчатки (настенная), на которой размещены даты, которые позволяют акцентировать на них внимание

5. Книга Б. П. Полевого «Новое об открытии Камчатки» 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОСОБИЯ:

1. Рисунок Гасенчиковой Татьяны «Миф о Хончатке»

2. «Облако корякских и ительменских слов»

3. Изображение ткани «камка» 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Составлен сценарий ролевой игры

2. Распределены роли. Лучше, если роли выберут сами учащиеся. Особенно тщательно нужно подойти в выбору Ректора, поскольку от него зависит и само проведение учёного Совета, и беседа после Учёного Совета.

3. Проведены репетиции. Подготовиться надо очень хорошо, ибо от того, как будет проведено заседание Учёного Совета, будет зависеть проведение беседы/дискуссии.

 

4. Подобраны костюмы. Это важный фактор, повышающий эффективность игры. В данном случае, это костюмы коренных народов Камчатки: коряков и ительменов, профессорские шапочки и мантии.  

 

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Первая часть (ролевая игра)

 

Вступление (ректор университета)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы с вами живём на полуострове, который называется… Как он называется? (обращается к гостям)

Гости - Камчатка

 

Ректор (продолжает) - Конечно, это название всем теперь известно. Но в конце XVII века, когда была открыта Камчатка, русские люди называли полуостров по-разному: «нос на полдень», «каменный нос», просто «нос». Как появилось название «Камчатка» - вопрос до сих пор спорный. Многое до сих пор остаётся невыясненным. Учёные до cих пор не могут прийти к одному ответу на этот вопрос.

Существует более 20 версий происхождения названия «Камчатка».

Первый учёный (коряк)

Послушайте меня, дорогие товарищи. Дайте слово коренному жителю Камчатки. В 1650 году (как раз в XVII веке) по предложению нидерландского географа Бернхардуса Варениуса на карте мира появилось географическое название – Атлантический океан. Знаете, как  оно появилось?

Все

Как?

Первый учёный (коряк) - продолжает

Восходит оно к древнегреческим мифам. Сыны богини Земли – Геи – могучие титаны восстали против Зевса и других обитателей Олимпа, но потерпели поражение. Всех их постигла глубокая кара. А один из титанов, по имени Атлант, был приговорён вечно держать на своих плечах небесный свод на западе, где конец света, где небо опускается на Землю, на берегу океана, который в его честь и назван был Атлантическим. Вывод ясен, географические названия связаны с мифами. Послушайте камчатские мифы. Не от них ли пошло название Камчатка?

Внимание на экран!

Давайте посмотрим на рисунок Гасенчиковой Татьяны, возможно, он раскроет нам тайну происхождения названия «Камчатка».

На экран проецируется рисунок «Миф о Хончатке» 

 

 

Первый учёный (коряк) – продолжает

Кто-нибудь узнал миф, о котором повествует этот рисунок?

Выслушиваются ответы детей.

Первый учёный (коряк) – продолжает

А кто может рассказать этот миф?

Вариант рассказа детей:

У одного корякского племени был вождь, которого звали Хончатка. Однажды на это племя напали враги и Хончатка, чтобы спасти племя, приказал людям вместе с оленями и собаками подняться на гору. На самую большую вершину самой большой горы. Враги хорошо понимали, что нельзя преследовать людей, которые сверху могут закидать их камнями и стрелами. Поэтому они решили взять коряков на измор, осадой. Уже давно кончилась вода у осаждённых, но они и думали сдаваться. Мало того, они сверху кричали, что есть у них вдоволь и воды и пищи. Но враги понимали, что не может у них быть много воды и – ждали. И вот когда стало уже совсем невмоготу, когда Хончатка увидел, что вот-вот может погибнуть весь их род, то приказал ночью зарезать белых оленей и их шкурами застелить вершину сопки. Утром, когда враги посмотрели на вершину и увидели её белой, то подумали, что выпал снег. А это значит – надолго теперь хватит воды и людям и оленям и собакам. И ушёл в то утро враг восвояси.

Так мудрый Хончатка спас коряков, спас целый народ. И этот народ в честь своего спасителя назвал свою землю Хончаткою, теперешнею Камчаткой.

Первый учёный (коряк) – продолжает

Я могу рассказать и другой миф. Вот он. Жили на Камчатке двое влюблённых – бедный пастух Кама и  дочь богатого шамана Чатка. Они хотели пожениться. Но шаману совершенно не хотелось выдавать свою дочь за бедняка. И он задумал отравить юношу. Но Чатка об этом узнала и решила предупредить любимого о грозящей ему опасности. Она побежала к нему, а шаман и его люди на резвых оленях пустились в погоню. Но не успели догнать. Кама и Чатка обнялись и прыгнули с высокого крутого берега в могучую реку, которая в честь влюблённых и была названа Камчаткой. А потом и весь полуостров был назван Камчаткой.

Второй учёный (ительмен)   

Уважаемый коллега! Мы живём в XXI веке и не надо нам рассказывать сказки. Мы ведь не дети. Лучше обратите внимание вот на что. Все вы знаете, что есть в Японии знаменитая гора – Фудзияма. Знаете?

Учёные

Знаем.

Второй учёный (ительмен) - продолжает 

Все версии об её происхождении восходят к словам яма, что значит «гора». Так что, возможно, происхождение названия «Камчатка» связано со словами. Вслушайтесь в некоторые слова ительменского и корякского языков. Вы в них безо всякого труда услышите знакомое слово «Камчатка».

Попробуйте найти эти слова в «Облаке корякских и ительменских слов» и назовите их.

Показывается «Облако корякских и ительменских слов», в котором дети находят и называют слова.

 

 

Есть корякские слова «хончало» и «кончалал» Так коряки называли ительменов. От этих слов произошло название большой реки, на которой жили ительмены. Русские трансформировали эти слова в название «Камчатка», а потом распространили это название на весь полуостров.

Но может быть название «Камчатка» произошло от ительменских слов.

Сами себя ительмены называли «кчамзалх», «кчамзалах», «ушкамжа», что значит «человек». Ведь похоже на слово «Камчатка»?

А есть ительменское слово «комчачу», что значит мыс, полуостров. А поскольку Камчатка и есть полуостров, то ительменское название полуострова вообще стало и собственным названием этого полуострова.

Третий учёный

Нет, уважаемый коллега, ничего подобного быть не может. Если ли уж вспоминать слова, то поскольку Камчатка открыта казаками, то только свои слова они могли использовать для названия полуострова. И у них есть такие слова.

Например, у донских казаков было слово «камчатый», которым те называли покрытые неровностями места. А уж Камчатку ровной никак назвать нельзя. Это слово как нельзя лучше подходит для названия открытого и присоединённого ими полуострова.

Вот что вспоминает один исследователь: «Одновременно  со мной прибыл в Петропавловск один уроженец Области Войска Донского  и, когда мы, воспользовавшись первым ясным днём, взошли на Петровскую …гору, чтобы полюбоваться окрестностями, то первое, что я услышал от этого донца, было выражение: «Ну и правда Камчатка!». На мой вопрос, что это значит, он объяснил мне, что на Дону для выражения понятия о такой местности, как представилась нашему взору, существует слово «камчатое» или «комовое»»

Казаки на Камчатку шли из Анадыря, а в Анадырь – из Якутска. Они хотя бы немного, но знали якутский язык. Так вот, есть у якутов слово «хамса», что значит «курительная трубка». Когда казаки пришли на Камчатку и увидели множество вулканов, которые выпускали дым, «курились». Ведь все слышали это слово?

Учёные

Конечно, слышали

Третий учёный – продолжает

Вот тогда-то они и вспомнили слово «хамса», и подумали, что оно вполне подходит для названия полуострова. Слово это немного видоизменилось и получилось название «Камчатка».

Ректор

Казаки могли использовать и другие слова, но связанные с Камчаткой. Вспомним, что писал Г.Стеллер. Что на берегах самой большой реки Камчатки жил когда-то именитый и знатный человек, которого звали Кончат. Пришедшие казаки узнали о нём от коренных народов. От этого имени и произошло название Камчатка.

Четвёртый учёный (Б. П. Полевой)

Уважаемый коллега. Эта версия вообще не выдерживает критики. Ведь ещё С.П.Крашенинников писал, что «Имя  Кончат вообще камчадалам не ведомо, … а хотя того имени и был бы у них человек, то река не могла прозваться его именем, ибо камчадалы ни рек, ни озёр, ни гор, ни островов именем человека не называют …, что Камчатка ...  Уйкоаль, … большой рекой называется»

Четвёртый учёный (Б. П. Полевой) – подходит к карте Камчатки. 

Совершенно верно.  Очевидно, большинство версий ничего общего с истиной не имеет. Правильным может быть только одно объяснение, и оно не должно противоречить трём «упрямым» историческим фактам.

Вот эти факты:

  1. Первоначально название Камчатка относилось только к реке. И это название река получила в XVII веке. В 1667 году в Тобольске воевода Пётр Иванович Годунов (родственник Бориса Годунова) составил Чертёж (карту) сибирских земель, где была показана река Камчатка, впадающая в Восточное море, как тогда называли Тихий океан. А на весь полуостров оно было распространено только в середине 90-х годов, т. е. через 30 лет.
  2. Первоначально русские всех жителей полуострова, как коряков, так и ительменов, называли коряками. В середине 90-х годов появилось слово «камчадалы» или «камчатские люди». Относилось оно к ительменам и потому, что те жили на реке Камчатке.
  3. Источники XVII века неизменно связывают название «Камчатка» с русским названием китайской ткани. Камчатка – так называлась ткань, поступавшая из Китая.(от слова «кама» - хан). В словаре В.И.Даля даётся такое определение камчатки.

Показывается изображение ткани «камка».

 

 

Камчатка – это шёлковая китайская ткань с разводами (камка). Камчатый – из камки сделанный.

Кроме того, нужно иметь в виду, что различные географические объекты – реки, озёра, горы, острова, мысы и т.д. – как правило, назывались именами людей. Это была общая традиция всех путешественников.

Если всё это принять во внимание, то может, следует предположить, что был на Камчатке какой-то казак с подобной фамилией или прозвищем, в честь которого и была названа Камчатка.

Оказывается, действительно, в документах XVII века упоминается казак Иван Иванов, который, по названию ткани своей рубашки, получил прозвище Камчатый. Став казаком в 1649 году, он ходил промышлять соболей на Колыму. Потом перешёл на реку Индигирку и обнаружил там её приток, который назвал Камчаткой Так что есть ещё одна река с названием Камчатка.

Первый учёный (коряк)

Всё это очень интересно. Но был ли Иван Камчатый на Камчатке?   

Четвёртый учёный (Б. П. Полевой) - продолжает

Архивные данные показали, что в 1657 году в ходе своей службы Иван Камчатый вместе со своим начальником Фёдором Чукичевым … Вам ведь это имя известно?

Учёные (все вместе, вразброд)

Конечно.

Известно.

Четвёртый учёный (Б. П. Полевой) - продолжает

Так вот,  в 1657 году Иван Камчатый вместе с Фёдором Чукичевым быд отправлен в верховья реки Гижиги, чтобы обложить ясаком (данью) коряков. По пути к ним присоединилась небольшая группа других казаков. На реке Омолоне (Гижиге) они основали зимовье. Естественно, они не сидели там без дела. Оттуда они выходили на поиски «новых землиц» и «неясачных народов».Ходили они и к Охотскому и Берингову морю. Есть сообщение, что Ф.Чукичев в 1659 году отправил Ивана Камчатого за моржовым клыком. А это значит к Берингову морю. Во время этого и других походов казаки могли побывать на самой большой реке полуострова. В 1661 году казаки должны были вернуться на Колыму, но куда-то исчезли. Когда стали их искать, то обнаружили, что казаки убиты, а их зимовье разрушено.

Второй учёный (ительмен)

Но совершенно непонятно, кто мог назвать реку Камчатку прозвищем Ивана Камчатого?  

Четвёртый учёный  (Б. П. Полевой) - продолжает

Вот здесь я могу предложить вам такую гипотезу. Очевидно, во время своих путешествий Иван Камчатый встречался с другими казаками, и рассказывал им о том, что он видел во время своих путешествий. Возможно, это был словоохотливый человек и занимательный рассказчик. Те, кто слышали его рассказы, хорошо запоминали и их и рассказчика. Я могу даже привести конкретных казаков, которые могли слышать, запомнить и потом дальше передать его рассказы.

С Камчатым могли встречаться казаки Шароглаз и Федотов, которые в то время жили в самом узком месте, между Камчаткой и Чукоткой, и могли встречаться с ним во время его переходов.

Могли с ним встречаться казаки Прокопий Фёдоров Травин, Алексей Яковлев Усолец и их спутники, которые собирая ясак, дважды встречались с Иваном Камчатым.

Есть так же версия, что таким источником мог быть Михаил Стадухин – первый русский человек, попавший на Камчатку.

Заключение (ректор университета)

Вот Вы и познакомились с различными версиями происхождения названия «Камчатка». И можете выбрать ту из них, которая показалась вам наиболее убедительной. Если же  Вы хотите более подробно изучить этот вопрос прочитайте книгу Б.П.Полевого «Новое об открытии Камчатки». Если Вы хотите высказаться, то к вашим услугам свободный микрофон.

 

Вторая часть (беседа или дискуссия)

Ректор университета

Вот Вы и познакомились с различными версиями происхождения названия «Камчатка». Давайте вспомним эти версии. Кто какие версии запомнил? А может быть, кто-нибудь ещё какие-либо версии может привести?

Ребята с мест называют версии. Ректор подводит итог. 

1 версия – от Хончатки, спасшего коряков от врагов.

2 версия – от имён двух влюблённых: бедного пастуха Камы и дочери богатого шамана Чатки.

3 версия - от корякских или  ительменских слов (хончало, кчамзалх, комчачу и др.).

4 версия – от казачьих слов (камчатый, хамса).

5 версия – от имени знаменитого человека Кончата или Хончата.

6 версия – от фамилии казака Ивана Камчатого

Ребята! Какая точка зрения показалась Вам наиболее убедительной?

Здесь возможны разные варианты (зависят и от качества проведённого Учёного Совета и от уровня подготовки классов):

1. Может быть ребята проявят слабое желание участвовать в беседе, тем более дискуссировать. Такое возможно. В этом случае можно провести голосование за каждую версию и, таким образом, выяснить, какая точка зрения показалась большинству наиболее убедительной.  И на этом закончить.

2. Если ребята проявляют большую заинтересованность и желание побеседовать и подискуссировать, то можно провести голосование за каждую версию и предложить кому-нибудь обосновать своё мнение. Начать можно с любой версии. Ребята могут незаметно втянуться в содержательный разговор.

3. Возможно активное участие детей в обсуждении версий сразу же после вопроса Ректора. Именно в этом случае возможна не просто содержательная беседа, но и дискуссия.

4. Можно заранее подготовить нескольких учеников, которые приведут другие версии и выступят против всех версий Учёного Совета. Новые версии могут активизировать мыслительную деятельность. 

4.Подведение итогов. Рефлексия

Ректор  – Вам понравилась наша сегодняшняя работа? Кому понравилась? Поднимите, пожалуйста, руки. Чем понравилась? Кто хочет сказать, скажите. Кому не понравилась? Кто хочет высказаться? Какие были трудности?

Ректор высказывает и своё мнение

В конце выступает педагог и подводит итоги. 

 

ИСТОЧНИКИ 

1. Балаян З. «Белый марафон» – М. «Детская литература», 1980

2. Полевой Б.П. «Новое об открытии Камчатки», часть вторая – Петропавловск-Камчатский, «Камчатский печатный двор», 1997

3. Крашенинников С.П. «Описание  земли  Камчатки» т. 2 -  Санкт-Петербург, «Наука», 1994.

4. Стеллер Г.В. «Описание земли Камчатки» - Петропавловск-Камчатский, «Камчатский печатный двор», 1999.

Опубликовано в группе «Внеклассные мероприятия»


Комментарии (2)

Воропаева Лилия Алексеевна, 02.01.19 в 03:49 0 Ответить Пожаловаться
Выступление на детских краеведческих Чтениях.

Воропаева Лилия Алексеевна, 02.01.19 в 03:50 0 Ответить Пожаловаться
Выступление на студенческой конференции в КамГУ имени В. Беринга

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.