Параметры саморегуляции | Критерии оценки |
Самоконтроль |
Сфера проявления самоконтроля | Повсеместно – 3 б. В привлекательных видах деятельности – 2 б. Проявляется очень редко – 1 б. Не проявляется – 0 б. |
Роль взрослого в проявлениях самоконтроля | Проявляет самостоятельно – 3 б. Проявляет при напоминании взрослого – 2 б. Проявляет в присутствии взрослого – 1 б. Присутствие взрослого не влияет положительно на проявление самоконтроля – 0 б.
|
Понимание необходимости самоконтроля | Понимает и развернуто объясняет, делая акцент на качестве действий и их результатах – 3 б. Понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других детей – 2 б. Понимает необходимость, но не объясняет – 1 б. Не понимает необходимости или считает ненужным – 0 б. |
Приёмы самоконтроля | Использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности – 3 б. Использует несколько приёмов как универсальные для любых ситуаций – 2 б. Использует приемы очень редко, малоэффективные или неэффективные – 1б. Не использует приёмы самоконтроля – 0 б. |
Вид самоконтроля | Преобладает самоконтроль каждой отдельной операции: есть элементы, предвосхищающие самоконтроль (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельность – 3 б. Преобладает пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность – 2 б. Преобладает самоконтроль по результату с элементами пооперационного самоконтроля, опыт учитывает редко, не корректирует деятельность – 1 б. Если самоконтроль и наблюдается, то только по готовому результату; не учитывает опыт и не корректирует деятельность – 0
|
Уровни самоконтроля: высокий – 15 – 20 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий - 7- 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов |
Планирование деятельности |
Постановка цели | Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности – 3 б. Цели ставит в некоторых видах деятельности – 2 б. Цели ставит под руководством взрослого – 1 б. Не может инициировать деятельность – 0 б. |
Создание условий для достижения цели | Создает условия, адекватные успешному достижению цели, проявляет элементы прогнозирования – 3 б. Создает некоторые стандартные условия для достижения цели, не всегда учитывая меняющуюся ситуацию – 2 б. Создает условия деятельности при руководстве взрослого – 1 б. Условия деятельности без помощи взрослого организовать не может – 0 б. |
Содержание целей | Разнообразны, связаны не только утилитарными, но и с общественными нуждами – 3 б. Цели касаются в основном интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд (например, связаны с интересом к познанию) – 2 б. Цели сугубо утилитарны – 1 б. Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка – 0 б.
|
Отдаленность целей | Цели достаточно отдалённые, подчиняется им успешно, длительно согласует с целью свою активность – 3 б. Цели связаны с близкой перспективой – 2 б. Цели связаны с ближайшей перспективой – 1 б. Цели связаны с ситуацией, в которую включен ребенок, диктуются обстановкой, условиями деятельности – 0 б. |
Вербализация целей | Развёрнуто отражает цели в речи – 3 б. Крепко отражает цели в речи – 2 б. Цели называет при вспомогательных вопросах – 1 б. Затрудняется в вербализации целей даже при помощи взрослого – 0 б. |
Уровни планирования деятельности: высокий - 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов |
Способность к волевым усилиям |
Длительность волевого усилия | Длительно противостоит отвлечениям даже при выполнении не слишком интересной деятельности – 3 б. Противостоит отвлечениям в интересной деятельности – 2 б. Волевое усилие кратковременно, легко отвлекается – 1 б. Не может удерживать цель деятельности, если это требует волевого усилия – 0 б. |
Роль взрослого в поддержании волевого усилия | Удерживает без помощи взрослого и в его отсутствии – 3 б. Удерживает только в присутствии взрослого – 2 б. Удерживается только с помощью взрослого – 1 б. Взрослый не может положительно повлиять на поддержание волевого усилия – 0 б.
|
Частота проявления волевого усилия | Повсеместно - 3 б. Часто – 3 б. Иногда – 1 б. Не проявляет – 0 б.
|
Характер преодоления трудностей | Преодолевает, не отказывается от цели – 3 б. Сомневается, ищет «обходные пути» - 2 б. Через некоторое время менять цель – 1 б. Меняет цель сразу – 0 б.
|
Вербализация волевых усилий | Отражает развернуто и подробно – 3 б. Отражает кратко – 2 б. Констатирует результат – 1 б. Не отражает – 0 б. |
Уровни способности к волевому усилию: высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов |
Соподчинение мотивов |
Частота возникновения борьбы мотивов | Возникает часто – 3 б. Возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б. Возникает изредка – 1 б. Почти не возникает, ребенок решает сразу в пользу более привлекательного мотива – 0 б. |
Протекание борьбы мотивов | Протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное – 3 б. Протекает как процесс метаний, поиска более подходящего решения – 2 б. Протекает бурно, с аффективными реакциями – 2 б. Не протекает – 0 б. |
Завершение борьбы мотивов | Завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение – 3 б. Завершается соподчинением, но остаются сомнения в правильности принятого решения – 2 б. Завершается соподчинением мотивов, которое нарушается ребенком в процессе выполнения деятельности – 1 б. Не завершается. Мотивы проходят в открытый конфликт – 0 б. |
Особенности иерархии мотивов | Борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива – 3 б. Общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б. Решение в пользу личного или общественного мотива зависит от ситуации - 1 б. Личные мотивы обычно доминируют – 0 б.
|
Роль взрослого в протекании борьбы мотивов | Существенно не влияет – 3 б. Влияет в особо трудных для ребенка случаях – 2 б. Роль «помогающая» - 1 б. Роль определяющая – 0 б. |
Уровни соподчинения мотивов высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов |
Самооценка |
Устойчивость | Достаточно устойчива – 3 б. Иногда меняется в зависимости от обстоятельств – 2 б. Часто меняется в зависимости от обстоятельств – 1 б. Всегда зависит от обстоятельств – 0 б. |
Соотношение самооценки и возможностей | Адекватная, соответствует возможностям – 3 б. Адекватная, но не во всех видах деятельности – 2 б. Чаще неадекватная (завышенная или заниженная) - 1 б. Выраженно неадекватная – 0 б.
|
Дифференцированность | Дифференцированная, ребенок по-разному оценивает себя в разных видах деятельности – 3 б. Не все виды деятельности удаётся оценить правильно – 2 б. Дифференцированная самооценка проявляется редко – 1 б. Не проявляется – 0 б. |
Мотивированность | Мотивирует, опираясь на собственный опыт и мнение других, развернуто, подробно – 3 б. Мотивирует менее развернуто, с опорой на конкретные эпизоды своей жизнедеятельности – 2 б. Мотивирует неопределенно или ссылаясь на высказывания взрослых – 1 б. Не мотивирует – 0 б. |
Уровни самооценки: высший – 12 – 10 баллов, средний – 9 – 7 баллов; низкий |
- 6 – 4 баллов; низший – 3 – 0 баллов |
|
Выполнение требований, правил (оценивается отдельно в отношении наглядного и словесного образца, данные суммируются) |
Использование образца | Точно следует образцу, обследует его перед началом деятельности – 3 б. Справляется следовать образцу, но этап обследования выражен недостаточно – 2 б. К образцу обращается редко, не обследует его – 1 б. К образцу не обращается – 0 б. |
Соотношение результата и образца | Соответствует – 3 б. В основном соответствует, исключая некоторые детали – 2 б. Соответствует только в самых общих чертах – 1 б. Фактически не соответствует – 0 б. |
Ориентация на способ действия, обозначенный взрослым («как надоделать2) | Учитывает и успешно старается следовать – 3 б. Старается следовать, но не всегда успешно – 2 б. Ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать) – 1 б. Действует безотносительно указаниям взрослого на способ действия – 0 б.
|
Уровни выполнения правил: высокий – 18 – 14 баллов; средний – 13 – 9 баллов; низкий – 8 – 4 баллов; низший – 3 -0 баллов |
|
|