Рекомендации педагога-психолога по повышению уровня готовности к школе
Рекомендации педагога-психолога по повышению уровня готовности к школе.
Большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделим три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе:
- желание учиться;
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребёнку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребёнка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях: такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребёнку детские книги, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребёнка в коллективных играх. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т.п.). Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учёбе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Формирования приходятся на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребёнка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Полезно давать аналогичные задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т.п.
Очень важно прививать ребёнку веру в свои силы, не допускать возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случаи не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат. При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки.