12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь Витальевна2042
Живу и работаю в городе Кострома. Работаю в детском саду воспитателем. Воспитываю троих детей. Люблю путешествовать по стране.
Россия, Костромская обл., Кострома
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Пояснительная записка

к комплекту карточек «Схемы описательных рассказов».


 

Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести речевые умения и навыки. Большинство занятий в детском саду построено по тематическому принципу.


 

На занятиях по речевому развитию дети закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления об окружающем мире и окружающих предметах.

Подобный подход к выполнению заданий, к подбору синонимов, антонимов, а затем и составлению рассказов, сказок становится постепенным.


 

С этой целью были разработан и составлен комплект карточек «Схемы описательных рассказов».

Данный комплект карточек используется при обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам.


 


 


 

Цель:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.


 


 

Задачи:


 

- формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;


 

-  развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;


 

- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;


 

-развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.


 


 


 


 

Рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

- подготовительные упражнения к описанию предметов;

- формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

- описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем-карточек, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.


 

Работу по опорным схемам-карточкам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем-карточек.

 Знакомство со схемой описания ( всеми её символами).

Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко, мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".


 

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести  следующие игровые упражнения.


 

"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает  ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство.

Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме  соответствующую клеточку.

Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме-карточке клеточки.


 

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо  обращать особое внимание на:

- полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

- связность текста (правильность согласования слов в предложении);

- образность (использование средств лексической выразительности);


 

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".

"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки  к предмету.


 

Например: "Мяч" - разноцветный, круглый, резиновый.

«Врем года»- как светит солнце, как выглядят деревья, одежда людей, дикие животные, птицы, игры детей.

Словесная игра "На какую фигуру похож?"

Самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок и небылиц.

Другие виды рассказывания: «Из личного опыта», «Рассказ по плану (теме)»

Карточки - схемы можно использовать для индивидуальной, подгрупповой работы.


 

Время работы с карточками-схемами в соответствии возрасту детей.


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.