Обучающая игра «Схемы описательных рассказов»
Пояснительная записка
к комплекту карточек «Схемы описательных рассказов».
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести речевые умения и навыки. Большинство занятий в детском саду построено по тематическому принципу.
На занятиях по речевому развитию дети закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления об окружающем мире и окружающих предметах.
Подобный подход к выполнению заданий, к подбору синонимов, антонимов, а затем и составлению рассказов, сказок становится постепенным.
С этой целью были разработан и составлен комплект карточек «Схемы описательных рассказов».
Данный комплект карточек используется при обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых) или описанию по предметным картинкам.
Цель:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
- развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;
-развитие умения обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:
- подготовительные упражнения к описанию предметов;
- формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;
- описание предметов по основным признакам;
-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем-карточек, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.
Работу по опорным схемам-карточкам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.
Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем-карточек.
Знакомство со схемой описания ( всеми её символами).
Например: "Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко, мы будем знакомиться с "символом - условным знаком", который поможет нам составить рассказ".
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.
"Расшифруй знаки-символы". Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.
«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.
"Покажи правильный символ". Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство.
Например, "Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве". Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
Составление рассказа-описания педагогом.
Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме-карточке клеточки.
При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:
- полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;
-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
- связность текста (правильность согласования слов в предложении);
- образность (использование средств лексической выразительности);
В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.
"Укрась слово". Подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: "Кот - ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый".
"Какой, какая, какое?" Подобрать описательные слова признаки к предмету.
Например: "Мяч" - разноцветный, круглый, резиновый.
«Врем года»- как светит солнце, как выглядят деревья, одежда людей, дикие животные, птицы, игры детей.
Словесная игра "На какую фигуру похож?"
Самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок и небылиц.
Другие виды рассказывания: «Из личного опыта», «Рассказ по плану (теме)»
Карточки - схемы можно использовать для индивидуальной, подгрупповой работы.
Время работы с карточками-схемами в соответствии возрасту детей.