Программа кружка по баскетболу «Школа оранжевого мяча»
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы ребенок формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами, - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами программы «Школа оранжевого мяча» являются:
содействовать укреплению здоровья школьников;
содействовать правильному физическому развитию детского организма;
помогать приобретать учащимися необходимые теоретические знания;
познакомить юных баскетболистов с основными приемами техники и тактики игры;
воспитывать у ребят волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, навыки культурного поведения, чувство дружбы;
формировать умения организации и судейства спортивной игры «баскетбол»;
формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
организовать условия для полезного проведения свободного времени.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе Программы занятий спортивной секции по баскетболу, рекомендованная Министерством образования РФ от 2004 года. (Автор: Водянникова И.А.).
Программа дополнительного образования «Школа оранжевого мяча» разработана для детей 10-13 лет. Содержание данной программы рассчитано на систему трёхразовых занятий в неделю продолжительностью 45 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Срок реализации программы – 1 год. Наполняемость группы дополнительного образования – 10-15 человек.
Чтобы занятия в секции были интересными и эффективными, тренер должен применять разнообразные формы и методы проведения занятий.Основные принципы педагогического процесса: от простого к сложному, от легкого к трудному – никогда не должны не должны нарушаться. На начальной стадии обучения технике игры в баскетбол очень хороший результат дают фронтальный и поточный методы. Часто при обучении сложных баскетбольных упражнений (финтов) нужно использовать индивидуальный подход (метод) к учащимся.
В дальнейшем, когда учащиеся освоят основы техники и тактики игры необходимо применять соревновательный метод проведения занятий. В течение учебного года тренер постоянно должен уделять внимание повышению уровня физической подготовки учащихся. Поэтому очень эффективно проводятся занятия по разработанной технологии общей физической подготовки, называемой – метод проведения по станциям, количество станций может быть от 4 до 6.
При выполнении легкоатлетических упражнений (беговых, прыжковых) используют методы: повторный, переменный, интервальный, равномерный.
Планируемые результаты.
По завершению 1 года обучения секции «Школа оранжевого мяча» ученик должен
Знать:
Технику безопасности при занятиях баскетболом.
Основы личной гигиены.
Почему необходимы занятия физкультурой и спортом.
Основные правила игры в баскетбол.
Уметь:
Овладеть простыми элементами игры в баскетбол.
Освоить общую и специальную подготовку.
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
1-й год обучения |
||||
1 |
Физическая культура и спорт в России |
1 |
1 |
|
2 |
Сведения о строении и функциях организма |
2 |
2 |
|
3 |
Влияние физических упражнений на организм занимающихся |
1 |
1 |
|
4 |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль |
1 |
1 |
|
5 |
Правила игры в баскетбол |
3 |
3 |
|
6 |
Общая и специальная физическая подготовка |
8 |
2 |
6 |
7 |
Основы техники и тактики игры |
82 |
2 |
80 |
8 |
Контрольные испытания |
6 |
6 |
|
9 |
Экскурсии, посещение соревнований |
4 |
4 |
|
Итого: |
108 ч. |
12 ч. |
96ч. |
Содержание программы.
Физическая культура и спорт в России.
Теория: развитие физической культуры и спорта в России. Олимпийское движение в России. Именитые спортсмены от А до Я, от СССР к России.
Практика: поиск именитых спортсменов СССР и России в различных источниках.
Контроль: опрос о пройденном материале, решение тестов на тематику «Олимпийское движение».
Сведения о строении и функциях организма.
Теория: краткое описание о строении организма, о функциях различных отделов позвоночника, мышц и других органов.
Практика:рассмотрение отделов организма на примере наглядного материала.
Контроль:опрос и тест на тему «Строение организма».
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Теория: влияние физических упражнений на организм занимающегося.
Практика:техника правильного дыхания при занятиях баскетболом.
Контроль: опрос на тему «Правильное дыхание при длительной нагрузке».
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Теория:общий режим дня. Гигиена сна,питания, одежды и обуви.
Практика: составление режима дня.
Контроль: контроль за состоянием сменной обуви, опрос на тему «Личная гигиена».
Правила игры в баскетбол.
Теория:знакомство с основными правилами игры в баскетбол (аут, вбрасывание, фол, пробежка, двойное ведение, спорный мяч, зона.
Практика: знакомство с жестами судей во время соревнований.
Контроль: тест на тему «Жесты судей».
Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: значение развития физических качеств (быстроты, скорости, выносливости, силы).
Практика:
Упражнения на развитие быстроты: старты из различных положений, бег спиной вперед, бег приставными шагами правым и левым боком, бег с ускорениями.
Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств: прыжки с места в длину, вверх,прыжки вперед и назад «лягушкой», метание мяча на дальность, прыжки через скакалку.
Упражнения на развитие силы: подтягивание, отжимания, упражнения на гимнастической стенке, упражнения в парах.
Упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и ног (с предметами и без).
Подвижные игры и комбинированные эстафеты.
Контроль: сдача контрольных нормативов, отслеживание их в динамике.
Основы техники и тактики.
Теория: значение основных технических приемов для успешной игры в баскетбол, понятие техники и тактики игры.
Практика:
Техника передвижения: стойка баскетболиста. Ходьба и бег. Техника передвижения приставными шагами (вправо, влево, вперед, назад).
Техника владения мячом: броски мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху с места и в движении.
Ведение мяча на месте и в движении. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху. Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
Стойка защитника со ступнями на одной линии.
Индивидуальные действия в нападении: выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.
Индивидуальные действия в защите: выбор места по отношению к нападающему с мячом.
Контроль: соревнования внутри группы, тактические комбинации.
Контрольные испытания.
Теория: значение развития общей и специальной физической подготовки баскетболиста для успешной соревновательной деятельности.
Практика:сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки.
Контроль:сравнение показателей в динамике на начало учебного года и по окончанию первого года обучения.
Экскурсии, посещение соревнований.
Теория:беседы о значимости соревнований на этапе начальной подготовки.
Практика:проведение соревнований с учащимися других школ, внутри школы.
Контроль: контроль за использованием изученных технико-тактических приемов во время игры.
Методическое обеспечение программы.
№ |
Раздел. |
Форма занятий. |
Приемы, методы. |
Дидактические материалы. |
Оснащение. |
Формы контроля. |
1 |
Физическая культура и спорт в России |
теоретическая |
Словесный. |
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. |
Мячи |
Опрос |
2 |
Сведения о строении и функциях организма |
теоретическая |
Словесный. |
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. |
Мячи |
Опрос |
3 |
Влияние физических упражнений на организм занимающихся |
теоретическая |
Словесный. |
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. |
Мячи |
Опрос |
4 |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль |
теоретическая |
Словесный. |
Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. |
Мячи |
Опрос |
5 |
Правила игры в баскетбол |
методико-практическая |
Словесный, наглядный. |
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. |
Мячи ,наглядна пособия. |
Опрос, тестирование. |
6 |
Общая и специальная физическая подготовка |
индивидуально-групповые занятия |
Наглядный, практический. |
Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего |
Мячи |
Сдача нормативов. |
7 |
Основы техники и тактики игры |
индивидуально-групповые занятия |
Наглядный, практический. |
Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. |
Мячи |
Правильность выполнения. |
8 |
Контрольные испытания |
индивидуально-групповые занятия |
Практический, репродуктивный. |
Мячи |
Сдача нормативов. |
|
9 |
Экскурсии, посещение соревнований |
индивидуально-групповые занятия |
Репродуктивный. |
Мячи |
Соревнование. |
Условия реализации программы.
Кадровые:программа рассчитана на преподавателя, владеющего знаниями по педагогике, психологии,методикой проведения занятий.
Материально-технические: спортивный зал при школе № 2, спортивная площадка при школе № 2. Мячи баскетбольные, скакалки, стойки для обводки, гимнастические стенки, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гантели, обручи.
Список литературы.
1. Барышева Н.В.,МинияровВ.М.,Неклюдова М.Г. «Основы физической культуры учащихся средних классов.» Самара 1995 г.
2. Барышева Н.В.,МинияровВ.М.,Неклюдова М.Г. «Основы физической культуры старшеклассника.» Самара,1995 г.
3. Давыдов В.В. «Развивающее обучение», М.:Педагогика,1992 г.
4. Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. «Мини-баскетбол в школе» М., 1976 г.
5. Быляева Л. В., Коротков И.М. «Подвижные игры» М., 1982 г.
6. Зинин А.М. «Детский баскетбол» М., 1969 г.
7.Зинин А.М. «Первые шаги в баскетболе» М., 1972 г.
8. Нортон Б.И. «Упражнения в баскетболе» М.,1972 г.