Программа работы кружка «Школа Аркадия Паровозова» (1 класс)
Школа
Аркадия Паровозова
Составитель: учитель начальных классов
Дондокова С.С.
г.Улан-Удэ
2018-2019г
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения с учетом и на основе следующих нормативных документов:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06 октября 2009 г.
3. Федеральных законов России:
«Об образовании»,
« О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»,
«Об охране окружающей среды»,
«О пожарной безопасности»,
«О безопасности дорожного движения»,
«О гражданской обороне» и др.
Программа дополнительного образования «Школа Аркадия Паровозова» гражданско- правовой направленности реализует социальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Школа Аркадия Паровозова» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по сохранению жизни обучающихся.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Программа будет реализована в системе воспитательной работы с учащимися 1 класса. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Структура и организация программы построена с учѐтом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста, с учетом степени подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
Программа направлена на проведение профилактических мероприятий по оказанию помощи в профилактике асоциального поведения, сохранению физического здоровья с детьми младшего школьного возраста, так как с раннего возраста ребенок более податлив воспитательному воздействию и ценит авторитет старших. И делать это нужно ненавязчиво, используя завуалированные формы профилактической работы.
Цели программы:
обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи программы:
развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 7-8лет.
Режим работы: 2 часа в неделю (68 часов в год).
Формы проведения занятий:
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения. Большое внимание в реализации программы уделяется активным формам работы. В ходе реализации программы предусмотрены такие технологии, как
- ИКТ;
- проектная деятельность.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Основными принципами работы программы являются:
учет современных требований;
учет возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход.
управляемость образовательным процессом;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы:
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Ожидаемый результат:
Результаты по внеурочной деятельности «Школа Аркадия Паровозова» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлечённым в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказывать первую медицинскую помощь;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умение применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Содержание учебного материала.
-
Введение (1ч)
Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности
-
Основы безопасности (3 ч )
Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.
-
Безопасное поведение дома. (7 ч.)
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасное поведение во дворе дома. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
4. Безопасное поведение на улице. (4 ч.)
Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Тёмная улица. Умение находить выход в том случае, если потерялся в незнакомом месте. Меры безопасности при общении с бездомными животными.
5. Берегись огня (4 ч.)
. Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре.Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.
4. Дорожно-транспортная безопасность. (12ч.)
Безопасность на улице. Городская дорога, перекрёсток, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Светофор. Основные сигналы регулировщика. Правила для велосипедистов. Обязанности пассажиров. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
5.Опасные ситуации природного характера. (3 ч.)
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
6.Безопасное поведение на водоёмах. (4ч.)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.
7.Что такое чрезвычайная ситуация? (3 ч.)
Чрезвычайная ситуация. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Авария катастрофа, стихийное бедствие. Сигналы оповещения населения. Государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.
8.Чрезвычайные ситуации природного характера. (4 часа).
Чрезвычайные ситуации природного характера. Лесные пожары. Наводнения. Землетрясение. Поведение во время природных ЧС.
11 Сам себе доктор. (14 ч.)
Человек, строение тела человека. Организм человека. Органические вещества и витамины; минеральные вещества. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях, отравлениях, порезах, солнечных ударах, обморожениях, укусах. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
6.Подготовка к активному отдыху на природе (9ч.)
Ориентирование по местным признакам. Лекарственные травы. Выживание в условиях природы. Оказание первой помощи. Съедобные и ядовитые растения и грибы. правила поведения на природе. Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
элементарные правила поведения дома, в школе, на улице; транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах.
основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
как оказать первую медицинскую помощь в неотложных состояниях;
как обратиться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Уметь:
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
использования по назначению лекарственных препаратов;
соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года.
правильно действовать при возникновении ЧС;
оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Методическое обеспечение:
карточки-задания для усвоения нового материала;
карточки правила;
викторины по изучаемым направлениям и разделам;
кроссворды по изучаемым направлениям и разделам;
использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов);
таблицы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»;
«Дикорастущие съедобные растения»;
таблицы «Строение тела человека», «Оказание первой медицинской помощи»;
памятки поведения на природе;
таблицы по ПДД.
Используемая литература:
Л. Логинова «365 Уроков безопасности»; Москва, 2000 г.;
М.М. Безруких. Все цвета, кроме чёрного. Просвещение 2002;
Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя; Москва, из-во «Глобус»;2007 г.
Дорожная безопасность; учебная книжка-тетрадь для 3,4 классов. Москва, 2005 г.
А. Усачёв, А. Березин. «Школа безопасности», Москва, изд. АСТ, 1997 г.
Справочник лекарственных растений. М., 1999.
Учебно-тематическое планирование занятий -
№ |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
Введение (1 ч) |
||||
1. |
Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности. |
1 |
||
Основы безопасности (3 ч.) |
||||
2. |
Понятия «безопасность», «личная безопасность» |
1 |
||
3. |
Система безопасности семьи, общества, государства |
1 |
||
4 |
Телефон службы спасения и охраны общественного порядка |
1 |
||
Безопасное поведение дома (7 ч.) |
||||
1. |
Один дома. Опасность у тебя дома. |
1 |
|
|
2. |
Один дома. Звонок в дверь. Звонок по телефону. |
1 |
|
|
3. |
Один дома. Заходить в лифт без опаски. Прогулка во дворе. |
1 |
|
|
4. |
Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. |
1 |
|
|
5. |
Огонь в доме. Основные правила поведения при пожаре. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. |
1 |
|
|
6. |
Аварийные ситуации дома. |
1 |
|
|
7. |
Занятие-обобщение. Викторина. |
1 |
|
|
Безопасное поведение на улице (4 ч.) |
||||
12 |
Как вести себя с незнакомыми людьми |
1 |
|
|
13 |
Тёмная улица. Если ты потерялся. |
1 |
|
|
14 |
Когда четвероногие друзья опасны. |
1 |
|
|
15 |
Занятие обобщение. |
1 |
||
Берегись огня (4 ч.) |
||||
8. |
Правила пожарной безопасности |
2 |
|
|
9. |
Внимание пожар! |
1 |
|
|
10. |
Викторина (обобщение) |
1 |
|
|
Дорожно-транспортная безопасность (12ч.) |
||||
16 |
Безопасность на улицах города. Наиболее безопасный путь в школу. |
1 |
|
|
17 |
Наш друг светофор. Сигналы регулировщика. Виды перекрёстков. |
2 |
|
|
18 |
Знакомство с дорожными знаками. Конкурс «Угадай скорее знак» |
2 |
|
|
19 |
Мы – пешеходы! Практическое занятие. Правила движения группой по улицам города. |
1 |
|
|
20 |
Знакомство с транспортом города. Мы – велосипедисты. |
1 |
|
|
21 |
Мы пассажиры! |
1 |
|
|
22 |
Внимание – авария! |
1 |
|
|
23 |
Экскурсия «Улицы города» |
1 |
|
|
24 |
Викторина «Улица полна неожиданностей». |
1 |
|
|
25 |
Занятие обобщение. |
1 |
||
Опасные ситуации природного характера (3 ч.) |
||||
26 |
Гроза. Правила поведения во время грозы. |
1 |
|
|
27 |
Зимние явления природы. Обморожения. |
1 |
|
|
28 |
Занятие обобщение. |
1 |
||
Безопасное поведение на водоёмах (4ч.) |
||||
29 |
Водоёмы нашего города. Правила и меры безопасного поведения на воде в зимний период |
1 |
|
|
30 |
Правила и меры безопасности на воде в осенний и весенний периоды. |
1 |
|
|
31 |
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства |
1 |
|
|
32 |
Занятие обобщение. |
1 |
||
Что такое чрезвычайная ситуация? (3 ч.) |
||||
33 |
Что такое чрезвычайная ситуация? Авария катастрофа, стихийное бедствие. |
1 |
|
|
34 |
Сигналы оповещения населения при возникновении ЧС. |
1 |
|
|
35 |
Занятие обобщение. |
1 |
||
Чрезвычайные ситуации природного характера. (4 часа) |
||||
36. |
Лесной пожар. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях. |
1 |
|
|
37 |
Наводнение. Правила поведения во время наводнения. |
1 |
|
|
38 |
Землетрясение. Как выжить в условиях землетрясения. |
1 |
|
|
39 |
Занятие обобщение |
|||
Сам себе доктор. (14 ч.) |
||||
46 |
Что такое человек? Строение человека. |
1 |
||
47 |
Что нужно для организма человека? |
1 |
||
48 |
Если ты ушибся. Как вытащить занозу. |
1 |
||
49 |
Ожог-дело серьёзное. Обморожения. |
1 |
||
50 |
Что делать при переломе? |
1 |
||
51 |
Если ты растянешь ногу? Вывих. |
1 |
||
52 |
Как помочь при отравлениях. |
1 |
||
53 |
С ножом шутки плохи (если кровь течёт из раны). |
1 |
||
54 |
Чтобы не было солнечного удара. |
1 |
||
55 |
Что делать при укусах. |
1 |
||
56 |
Помоги другому. Помощь утопающему. |
1 |
||
57 |
Помоги другому. Как сделать искусственное дыхание. |
1 |
||
58 |
Практическое занятие. |
1 |
||
59 |
Обобщающее занятие. Викторина. |
1 |
||
Подготовка к активному отдыху на природе (9 ч.) |
||||
60 |
Не заблудись в лесу. Общие правила. |
1 |
||
61 |
Как правильно вести себя на природе. Составление памяток. |
1 |
||
62 |
«Не трогай нас!» отдыхаем без опасности. |
1 |
||
63 |
Опасные растения и грибы. |
1 |
||
64 |
Первая помощь. |
1 |
||
65 |
Лечение без лекарств. Лекарственные растения |
1 |
||
66 |
Чтобы не погибнуть без воды. …И не умереть с голоду. Ориентиры живой и неживой природы. |
1 |
||
67 |
Если пришлось провести ночь в лесу. |
1 |
||
68 |
Обобщающее занятие. Экскурсия. |
1 |