Образовательный проект «Школа юного пешехода»

3
0
Материал опубликован 2 July 2018 в группе

 

Образовательный проект

«Школа юного пешехода»

Автор: старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 162 «Сказка»

г. Ульяновск

Владимирова Марина Николаевна

Ульяновск, 2018

Образовательный  проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Актуальность  проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее, ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибает до ста пятидесяти человек, около тысячи получают ранения или увечья. Почти 40% пострадавших – дети, и эта цифра из года в год растет. Во многом это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, теряются, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города.

Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Задачи проекта:

усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Пути реализации задач:

- обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице;

- пополнение предметно-развивающей среды по ПДД;

- участие родителей в воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах города.

Планируемые результаты:

Дети:

- социальная адаптация детей к условиям окружающей действительности;

- осознание детьми значения соблюдения правил дорожного движения, умения ими пользоваться;

- ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Родители:

- повышение знаний родителей по ПДД;

- проявление активности родителей в образовательном процессе.

Педагоги, воспитатели:

- повышение профессионального мастерства.


 

Основные направления и формы работы с  детьми  по обучению  
правилам дорожного движения

Основные направления и формы работы  с  родителями  по обучению детей правилам дорожного движения

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный : изучение методической литературы, подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, музыкальных произведений;

2 этап – основной: проведение комплекса мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения;

3 этап – заключительный: проведение праздника «Путешествие в страну Дорожных Знаков» (совместно с воспитанниками и их родителями).

Реализация проекта

Подготовительный этап

Изучение методической литературы:

Н.В. Елжова «ПДД в детском саду»;

Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»;

К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;

Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»;

В.А.Добряков «Три сигнала светофора»;

В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»;

Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»;

Подбор материалов:

Подбор материала по ПДД (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей; раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования)

Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;

Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях; просмотр видеоматериалов;

Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Смоделируй знак», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;

Проведение с родителями анкетирования, тестирования;

Составление перспективного плана работы;

Разработка конспектов мероприятий, презентаций.


 

Основной этап

Проведение НОД: «Путешествие по правилам дорожного движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем твердо знать», игры - викторины «Пешеход», «Виды транспорта»,;

Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций; составление рассказов по сюжетным картинкам;

Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Наша улица», «Путешествие на общественном транспорте», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения выполняй без возражения»;

Инструктажи о безопасных маршрутах движения в детский сад и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

Художественное творчество: конкурс рисунков «ПДД глазами детей», создание коллективной аппликации «На перекрестке», коллективное рисование «На перекрестке», НОД по лепке «Путешествие в городе», конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы;

Посещение и проведение НОД на специально оборудованной площадке в ДОО.

Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В.Сиротов «Твой товарищ светофор», И.Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;

Целевые прогулки: «Знакомство с улицей и дорогой», «Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта», «Правила поведения на дороге»;

Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»;

Подвижные игры: «К своим знакам», «Зебра», «Глазомер», «Грузовики», «Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;

Сюжетно - ролевые игры»: «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «На дорогах города», «Правила движения»;

Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте».


 

Направление работы с детьми

Сроки

Опрос детей по ПДД

Экскурсия к проезжей части (перекресток)

Занятие-развлечение «Путешествие по улицам города» (знай и выполняй ПДД) с приглашением сотрудника ГИБДД

Игровая деятельность. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Светофор». Сюжетно-ролевая игра «Улица»

Сентябрь

Экскурсия-наблюдение «Опасные места на улице» (двор)

Чтение художественных произведений, сказок с обсуждением поведения героев

Игры-размышления: «Вышел ты на улицу», «Пешеходы-зверюшки»

Октябрь

Целевая прогулка. Дорожные знаки для пешеходов и водителей

Занятие «Школа пешеходных наук»

Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Правила дорожного движения»

Сюжетно-ролевые игры: «Водитель», «Светофор»

Ноябрь

Экскурсия к проезжей части. Двусторонне движение

Занятие-беседа «Посмотри налево, посмотри направо»

Игра-поиск «Как бы ты поступил»

Декабрь

Экскурсия к остановке пассажирского транспорта «Правила поведения пассажиров»

Беседа «Мы пассажиры» (правила поведения в общественном транспорте)

Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры», настольно-печатные игры

Январь

Беседа «Какие бывают автомобили?»

Занятие «Дорожные знаки»

Игра-поиск «Тайны дорожных знаков»

Февраль

Беседа «Регулировщик» (о работе регулировщика)

Дидактические игры с моделированием: «Подбери правильно», «Ты внимателен», «Зверюшки на дорогах»

Сюжетно-ролевая игра «Регулировщик и дорога»

Март

Беседа «Я и мой велосипед» (правила езды на велосипеде)

Игровая деятельность. Игры «Водители», «Велосипедисты»

Конкурс «Лучший пешеход»

Апрель

Экскурсия-наблюдение «Велосипед и дорога»

Беседа «Пешеход на загородной дороге»

Анкетирование детей по ПДД

Май

Экскурсия к остановке пассажирского транспорта «Правила поведения пассажиров»

Занятие-беседа «Посмотри налево, посмотри направо»

Дидактическая игра с моделированием «Подбери правильно»


 

Занятие-развлечение «Путешествие по улицам города»


 


 


 


 

Работа с родителями:

- анкетирование;

- консультации;

- памятки;

- домашние задания;

- игры-викторины;

- дни открытых дверей;

- конкурс стенгазет.

Содержание работы

Сроки

Анкетирование родителей

Домашнее задание для родителей (ситуации для анализа)

Разработка памяток для родителей по обучению правилам дорожного движения.

Составление маршрута «Дом - детский сад»

Консультация для родителей

- обучение детей наблюдению во время целевых прогулок

- обучение оцениванию скорости движения машин

- обучение предвидению скрытых опасностей

Игра-викторина с родителями «Мы и дорога»

День открытых дверей – показ занятия

Конкурс стенгазет «Осторожно - улица»

Пополнение дидактического материала по правилам дорожного движения

сентябрь

октябрь

январь

февраль

ноябрь

январь

март

март

апрель

апрель

в течение года


 

Заключительный этап:

Проведение праздника «Путешествие в страну Дорожных Знаков» (совместно с воспитанниками и их родителями)

«Путешествие в страну Дорожных Знаков»

Цель: 1. Уточнить знания детей о  правилах дорожного движения. Знать назначение и сигналы светофора. Формировать умения различать и понимать значение дорожных знаков, предназначенных для водителей и пешеходов.

2.  Воспитывать интерес у детей к накоплению знаний правил дорожного движения. Осознанное отношение к своей безопасности.

Задачи:

Стимулировать интерес к двигательной активности у детей, развивать быстроту, ловкость в эстафетах, играх, совершенствовать основные виды движений.

Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах. Воспитывать внимание сосредоточенность, умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

Развивать внимание сосредоточенность, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитывать желание передавать свои знания младшим детям и своим друзьям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Макеты дорожных знаков; светофор; набор дорожных знаков; (пешеходный переход); жезл; самокаты (2 шт.); гимнастическая скамейка; «Туннель»; магнитофон (аудио записи с музыкой.); костюмы для детей – дорожные знаки; костюмы для взрослых (кот Базилио и лиса Алиса).

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:  на центральной стене большими вырезанными буквами написана дорожная азбука. По всему залу развешаны шары зеленого, желтого и красного цветов и  дорожные знаки.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущие, инструктор по физ.культуре, лиса Алиса, кот Базилио, дорожные знаки – дети.

Ведущий: - Здравствуйте дорогие наши родители. Мы очень рады вновь видеть вас. Надеемся, что у вас хорошее настроение, потому что у нас сегодня праздник, а наша встреча посвящена правилам дорожного движения. (Дети входят в зал под торжественную музыку)

Ведущий:  Город, в котором мы с вами живем

                    Можно по праву назвать букварем.

                    Азбукой улиц, проспектов, дорог.

                    Город  дает нам все время урок.

Ведущий:  Вот она азбука – над головой.

                   Знаки развешены вдоль мостовой.

                   Азбуку города помни всегда,

                   Чтоб не случилось с тобою беда.

Ведущий: Команды долго готовились к соревнованиям. Приятно, что рядом с детьми находятся их родители.

Ведущий: Знания правил дорожного движения необходимы всем. Умелое применение их в жизни поможет избежать сложных ситуаций на дороге, сохранить свое здоровье. И хочется пожелать участникам соревнований, чтобы задания били легкими и все удалось. Пусть вам сопутствует удача.

Ведущий: Наши соревнования начинаются с названия команд.

Команда № 1 «Пешеход»

Девиз: Чтоб жить не зная огорчений, чтоб бегать плавать и летать, ты должен правила движения всегда и всюду соблюдать.

Команда № 2 «Светофорчик» 

Девиз : Выполняй закон простой: красный свет зажегся – стой!

            Желтый вспыхнул – подожди!

            А зеленый цвет – иди!

Ведущий: Второе задание – разминка.

Руководитель физического воспитания: Команды на разминку становись (Звучит попурри для утренней гимнастики)

 (Выезжает на самокате кот Базилио)

Базилио: Здравствуйте, вы узнали ребята кто я? Приобрел машину я, буду ездить в ней друзья! Кого прокатить? Садитесь скорей, поедем кататься по мостовой (подъезжает к детям)

Ведущий: Постой Базилио, а как вести себя на дороге ты знаешь?

Базилио: А это еще зачем?

Ведущий: Нужно слушаться без спора указания светофора.

                 Нужно правила движения выполнять без промедления.

Базилио: Я и без правил как- нибудь обойдусь (заводит машину и едет).

Ведущий: Горит у светофора красный свет.

                  Базилио постой вперед дороги нет!

Базилио: Для вас может нет, а для меня есть. (Базилио трогается, а в это время выбегает лиса Алиса, кот в нее врезается).

Лиса: Ой, ой, ой, моя нога.

Конкурс: окажи первую медпомощь (для родителей)

Ведущий: Вся беда в том, что вы не знаете ПДД и за это пострадали (лиса и кот спорят, кто виноват).

Ведущий: Не нужно спорить, мы сейчас проверим, кто виноват! Я сейчас буду задавать вопросы , а вы отвечайте на них. Кто ответит не правильно, тот и нарушил правила. А ребята вам помогут.

Как нужно правильно переходить улицу?

Базилио: Как? Как? На четырех лапах, конечно!

Вед: Ребята, прав ли Кот? (слушает высказывания детей).

Что вы будете делать, если выйдя из автобуса, вам необходимо перейти на другую сторону дороги.

Лиса: Лучше всего, пока автобус стоит, быстренько пролезть под ним, и перебежать на ту сторону. Правильно ребята?

Ведущий: Конечно, так поступать нельзя. Расскажите, ребята Лисе правила перехода через проезжую часть (ответы детей).

Можно ли, котик играть на проезжей части?

Базилио: Это, смотря во что играть! В шахматы точно не поиграешь.

Ведущий: Это почему?

Базилио: Машины все фигуры собьют, а вот с мячиком, пожалуй, можно поиграть.

Ведущий : Прав ли  кот?

Дети:     1. Нельзя играть на мостовой, ведь там рискуешь головой!

               На мостовой не играть, не кататься, если хочешь здоровым остаться!

              2. Пешеходы и водители, знать должны вы убедительно,

              И хождения и    вождения  по правилам дорожного движения.

              3. Улицу нужно нам перейти, но светофора нет на пути.

              С шумом несутся мимо машины, но для волнения нету причины.

               Есть специальный для нас переход, «зеброй» его называет народ.

              4. Смело идем полосатой дорожкой, водители, вы, подождите немножко.

              Вправо и влево посмотрим сначала, чтобы опасность не угрожала.

               И полосатый друг переход через дорогу нас поведет.

Ведущий: А, вы знаете, что такое дорожная азбука?

Кот и Лиса: Что это еще, за дорожная азбука? Выдумали еще, азбука, азбука.

Ведущий: Дорожной азбукой можно назвать дорожные знаки, так как они рассказывают, что можно делать на улице, а что нельзя.

Кот: Не-е, не знаю, и даже не видел.

(Песню про дорожные знаки исполняют дети).

Лиса: А я видел какие – то картинки на улице возле дорог висят.

Ведущий: Эх, вы всезнающие…Хорошо, мы познакомим вас с некоторыми знаками.

Ребёнок: 1. Здесь наземный переход, ходит целый день народ.

                   Ты, водитель не грусти, пешехода пропусти (знак «Пешеходный переход»).

               2. Посреди дороги дети, мы всегда за них в ответе, чтоб не плакал их родитель, будь внимательней, водитель (знак «Дети»).

               3. В этом месте пешеход терпеливо транспорт ждет,

              Он пешком устал шагать, хочет пассажиром стать (знак «Остановка транспорта»)

Ведущий: Ну, что запомнили знаки? На самом деле, их очень много. Сейчас, мы предлагаем посмотреть еще на знаки.

ТАНЕЦ ЗНАКОВ.

Ведущий: Продолжаем наш праздник! Внимание, внимание, начинаем свои соревнования.

Кот и Лиса: Можно, можно мы посоревнуемся, мы очень любим прыгать и скакать, в разные игры играть (бегают по залу).

Ведущий: Конечно, можно, если вы выучите правила дорожного движения, и будете их выполнять.

Базилио и Лиса: Конечно, конечно, будем.

Руководитель физического воспитания: – Команды на стартовую линию шагом марш!

ЭСТАФЕТЫ:

«Пешеходный переход»

«Подземный и наземный переход»

«Водители» (самокаты и машины)

«Регулировщик»

«Найди такой же знак»

«Спасатели»

Ведущий предлагает устроить блиц – турнир для взрослых.

Где нужно ждать общественный транспорт?

Что означает желтый сигнал светофора?

Часть дороги, по которой движется транспорт?

Животное, названием которого обозначают участок проезжей части?

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (ДТП)

Как и где лучше переходить улицу?

Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

Руководитель физического воспитания: - Команды стройся!

Кот и Алиса: Как мы счастливы и рады, что попали в детский сад.

                      Смогли вы нас научить, как по улицам ходить!

Ведущий: Вот и подошли к концу наши соревнования.

                Чтоб жизнь не зная огорчения, чтоб бегать, плавать и летать,

                 Должны вы правила движения всегда и всюду соблюдать!

Ведущий: На улице будьте внимательны, дети!

                  Твердо запомните правила эти.

                  Помните правила эти всегда, чтоб не случилась с вами беда.


 

Результат проекта:

Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.

Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.


 


 

Заключение

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.


 

Литература.


 

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48.

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008

Н.В. Елжова «ПДД в детском саду» Ростов- на -Дону «Феникс» 2014 г.

Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.


 


 


 

Вопросы для диагностики определения уровня знаний старших дошкольников по усвоению правил дорожного движения

Где можно играть?

Где можно кататься на велосипеде или самокате?

Почему опасно играть рядом с дорогой?

Где можно ожидать автобус или троллейбус?

Где и как надо переходить дорогу?

Где можно переходить дорогу, если пешеходного перехода поблизости нет?

Какие цвета светофора вы знаете?

Что означает красный сигнал светофора?

Что означает желтый сигнал светофора?

Что означает зеленый сигнал светофора?

Что означает зеленый мигающий сигнал светофора?

На какой свет надо переходить дорогу?

Почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?

Как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?

Какие части дороги вы знаете?

По какой стороне едут машины?

Как называется часть дороги, по которой едут машины?

Кого называют пешеходом?

Где должны ходить пешеходы?

Как должны двигаться пешеходы, если нет тротуара?

Как обходить стоящий на остановке автобус?

Чем опасен автобус, стоящий на остановке?

Как нужно вести себя в общественном транспорте?

Какие дорожные знаки нужно знать пешеходу?

По какому телефону вызывают скорую помощь?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.