Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука юного пешехода»
Пояснительная записка.
Цель программы:
охрана жизни и здоровья детей,
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
В процессе изучения программы у обучающихся будут сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
предметные УУД:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Содержание программы
Вводное занятие.
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
Практическое занятие.Почему на улице опасно?(экскурсия )
Остановочный путь и скорость движения.
Пешеходные переходы.
Нерегулируемые перекрестки.
Регулировщик и его сигналы.
Проект № 1 «Регулируемая дорога».
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Дорога в школу.
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».
Где можно и где нельзя играть.
Ты – велосипедист.
Поездка за город.
Дорога глазами водителей.
Учусь читать дорожные знаки.
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».
Кодекс выживания городского пешехода.
КВН «Клуб внимательный пешеход».
Правостороннее , двустороннее и одностороннее движение транспорта.
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.
Почему дети попадают в дорожные аварии.
Итоговое занятие.
Дети должны знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. причины ДТП;
6. правила движения на велосипеде;
7. правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорт
МБОУ Школа №8 г.о. Самара
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
Азбука юного пешехода «Добрая дорога». 2 класс
№ занятия в году |
Дата проведения |
Тема занятия |
Виды деятельности |
1 |
|
Вводное занятие. |
Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма. |
2 |
|
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. |
Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. |
3 |
|
Практическое занятие Почему на улице опасно? |
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты. Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. |
4 |
|
Остановочный путь и скорость движения. |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. |
5 |
|
Пешеходные переходы. |
Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
6 |
|
Нерегулируемые перекрестки. |
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен. |
7 |
|
Регулировщик и его сигналы. |
Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
8-9 |
|
Проект № 1 «Регулируемая дорога». |
Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. |
10 |
|
Поездка на автобусе и троллейбусе. |
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку |
11 |
|
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем. |
12-13 |
|
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. |
14 |
|
Дорога в школу. |
Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д. |
15-16 |
|
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». |
Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. |
17 |
|
Где можно и где нельзя играть. |
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. |
18 |
|
Ты – велосипедист. |
Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
|
19-20 |
|
Поездка за город. |
Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). |
21-22 |
|
Дорога глазами водителей. |
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
23-24 |
|
Учусь читать дорожные знаки. |
Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. |
25-26 |
|
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». |
Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. |
27 |
|
Кодекс выживания городского пешехода. |
Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода. |
28 |
|
КВН «Клуб внимательный пешеход». |
Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. |
29 |
|
Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. |
Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта. |
30-31 |
|
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». |
Формирование навыка расстановки дорожных знаков. |
32 |
|
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. |
Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств. |
33 |
|
Почему дети попадают в дорожные аварии. |
Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения. |
34 |
|
Итоговое занятие. |
Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по ПДД. |
Итого за год – 34 часа.