Разработка занятия «Школа юного разведчика»
Занятие «Школа юного разведчика»
Тема: развитие логического мышления.
Форма: игра.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с личностными качествами и способностями разведчика;
- научить расшифровывать и зашифровывать донесения;
- провести профессиональную пробу.
Развивающая:
- развивать ассоциативное, аналитическое и синтетическое мышление, воображение.
- Воспитательная:
- содействовать воспитанию чувства патриотизма, а также настойчивости, выдержки, воли.
Ход работы занятия школы разведчиков.
Организационный момент.
Психолог: Здравствуйте, дети!
Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? (ответы обучающихся ребят)
Действительно, за окном светит солнце, своим теплом согревая каждого из нас. Но ведь солнышко каждый день разное, светит то ярко, то едва пробиваясь сквозь тучи. Так и мы с вами каждый день разные. Я думаю, что сегодня мы узнаем о себе что – то новое. Занимайте места в кругу, усаживайтесь удобнее.
Вводная беседа.
Психолог:
В этом году мы готовимся отметить 78 годовщину Великой Победы над фашистами захватчиками, которые вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Долгие четыре года длилась эта война. Двадцать миллионов людей погибли на полях сражений и от варварских действий завоевателей. Нелегко пришлось русскому народу: голод, холод, разруха. Но всё – таки мы выстояли и одержали победу над фашистской Германией.
Этой победы мы обязаны солдатам всех родов войск, командирам, пехотинцам, артиллеристам, военным лётчикам и, конечно же, разведчикам.
Как вы думаете, кто такие разведчики? (Словарная работа – уточнение лексического значения слова).
В чём заключается главная задача разведчиков? (Добывать секретные данные о месте расположения врага, его вооружение и направление действий)
Какими качествами и способностями, на ваш взгляд, должен обладать разведчик? (Смелостью, наблюдательностью, сообразительностью, умением оценивать ситуацию, анализировать, синтезировать, делать выводы)
Обобщаются ответы детей.
Психолог:
Интересно, а нам могут пригодиться такие качества и способности в жизни? (Да)
Я предлагаю вам пройти « Школу юного разведчика». Готовы?
Как должны отвечать юные разведчики? (Так точно).
Итак, занятие в « Школе юных разведчиков» начинается. Сегодня мы будем развивать качества и способности разведчиков.
«Школа юного разведчика»
1.Разминка.
Психолог: Разминку предлагаю провести в кругу. Напоминаю правила работы:
- выполняем все заданные упражнения;
- слушаем друг друга;
- не перебиваем.
Согласны выполнять эти правила? (Да) Тогда приступим к первому заданию. Психолог показывает первую карточку. Дети друг за другом по кругу, называя предмет, с которым ассоциируется изображение на карточке. Поощряются ответы детей. Если дети называют одинаковые ассоциации, то психолог спокойно говорит, что некоторые люди мыслят одинаково и тогда их называют единомышленниками.
Дав возможность высказаться всем ребятам, психолог показывает следующую карточку и так далее. Что вам напоминают эти фигуры? Психолог показывает карточку со словом, читает его вслух. Работа проводится в том же порядке, как и с предыдущими карточками.
Психолог: О чём вы подумали, услышав слова «новый»?
О чём вы подумали, услышав слово «тёплая»?
Психолог говорит о том , что услышав слово «тёплая» ., подумал о тёплой реке. После чего предлагает детям взяться за руки и подарить друг другу своё тепло и поддержку. Затем предлагает, разделившись на группы, занять места за партами.
Итог разминки: Во время разминки мы развивали с вами образное и ассоциативное мышление, благодаря которому разведчик может зашифровать любую информацию, понятную ему и непонятную другим.
Секретное задание. Самостоятельная работа в группах.
Психолог: К нам в руки попало ЗАШИФРОВАННОЕ ПИСЬМО. Вам даётся 5 – 7 минут для того, чтобы расшифровать предложение. (Группы получают листочки – шифровки)
На дереве сидит котёнок (рис.1)
Наша Таня громко плачет (рис. 2)
Слон живёт в Африке (рис.3)
Из гнезда выпал птенец (рис.4)
Один обучающийся представляет отчёт о работе.
Итог этапа «Секретное задание»: Поздравляю вас с успешным выполнением задания. Какие качества разведчика развивались в процессе его выполнения?
( Ответы детей: сообразительность, наблюдательность, смекалка).
Всё верно. Говоря по – научному, мы развивали умение ассоциировать, анализировать, синтезировать или учились мыслить логически.
Решение практических задач.
Психолог: Продолжаем занятие в нашей школе. Разведчик часто оказывается в ситуации выбора. Он мгновенно мысленно проигрывает десятки, сотни вариантов, прежде чем примет единственное правильное решение.
Разгадав зашифрованные в секретных задачах фразы, вы узнали, кто нуждается в вашей помощи. А сейчас каждая группа должна предложить два способа помочь герою: основной и запасной. Для выполнения задания у вас есть 5 – 7 минут (группам раздают карточки с заданиями).
- Кошка сидит на окошке.
- В дупле сидит белка.
- Медведь живёт в лесу.
Разбирать ваши шифровки мы будем на следующем занятии.
Нужно заканчивать занятие в школе юного разведчика – и подводить итог.
Рефлексия занятия (проводится с помощью жестов)
Психолог: У разведчиков бывают ситуации, когда он не может поговорить с человеком, а передаёт информацию с помощью жестов. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете мне «отвечать2 с помощью жестов.
- Если нравилось работать, сделайте так.(Пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят в верх.)
- Коль узнали вы чего – то, то вот так. (Поглаживание себя по голове).
- Настроение отличное? Вот так. (Кисти руки расположены вертикально, большой и указательный пальцы образуют букву «о», остальные пальцы находятся чуть позади. Жест «О key»)
5. ИТОГ
Наше занятие закончилось. Вы были настоящими разведчиками. Я рада вашим успехам. Благодарю за работу на занятии!