12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рыбкина Наталья Викторовна66
Россия

КОНСПЕКТ

урока литературы в 5 классе «Школа юного писателя». Сюжет в художественном произведении.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сюжет»; научить пониманию принципов построения короткого динамичного повествования.

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

 

I. Мотивация.

Введение в тему.

Просмотр видео Ералаш « Повесть о первой любви»

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

( ответы учеников)

-Правильно мы будем сочинять!

Я приглашаю вас в «Школу юного писателя».

 

 

 

 

II. Формулирование темы урока. Самоопределение в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа с текстом, анализ новых понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом во время чтения. Выявление основных элементов рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео « Юный писатель»

-Какое впечатление произвело на вас это видео?

-Вам хотелось бы иметь книгу с вашими произведениями»?

( В нашей школе есть ученица, печатающая свои произведения, можете посмотреть её сказки в этих книгах)

- А с чего нужно начать, чтобы научиться писать?

- Достаточно ли у нас информации, чтобы объяснить, как автору рассказа удаётся держать читателя в напряжении? Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос?

(Знаний о том, как построен рассказ)

Мы должны уяснить себе, что такое сюжет

 

Формулируем тему урока:

Назовем тему: Сюжет в художественном произведении.

Цели урока: познакомиться с понятиями «сюжет, научиться писать рассказы.

 

Работа с текстом в группах.

На прошлом уроке мы анализировали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», познакомились с понятием идея

художественного произведения. Что это такое? (главная мысль произведения).

Следующее понятие, с которым мы должны разобраться- это сюжет. Но в учебнике совсем мало информации. Поэтому я предлагаю поработать с текстами.

Задание группам:

Прочитайте текст и напишите свое определение, что такое сюжет?

( дети читают текст, создают общее для всей группы определение)

-Итак, что такое сюжет

Работа со 2 частью текста

-Прочитайте текст «Этапы развития сюжета в литературе» и составьте схему, из каких частей состоит сюжет.

( дети работают с текстом, чертят схему)

- Ребята, все составляющие части сюжета несут большую смысловую нагрузку. Каждая следующая часть приоткрывает новый кусочек тайны, шаг за шагом подводя к её неожиданному и полному раскрытию: от экспозиции до эпилога.

Итак, мы знаем, что такое сюжет. Слушайте задание:

 

 

 

Сочините небольшой рассказ, сделав основой сюжета эту цепочку событий. (Начальные и финальные фразы выбираются в случайном порядке).

 

Пример «Туча закрыла солнце…- …Мир спасен»

Вариант рассказа:

Туча закрыла солнце. Вокруг стало темно. Люди и животные страшно испугались. Остановились машины. Самолеты совершили вынужденную посадку. Миша отправился спасать мир. Он преодолел множество препятствий, чтобы выполнить свою миссию. И вот последнее испытание. Но уже туча открыла солнце. Миша расстроен, но Мир спасен!

Я вам предлагаю общий сюжет (цепь событий):

Побег и спасение героя, обязательно должны быть препятствия на пути.

 

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

УУД

1. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Представлять информацию графических схемах.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

Рефлексия

-Чему мы научились на уроке?

Мы познакомились с понятиями «сюжет» и научились писать рассказы и получили представление о принципах построения короткого сюжета.

 

Рефлексия:

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.  

VI. Домашнее задание

1. Придумать для одноклассников

по 5 начальных и финальных фраз для рассказа.

2. Написать рассказ по темам:

« Инопланетянин в нашей школе»

« Как я встретил путешественника во времени»

Сюжет: ( поиск какого-либо предмета, сокровища и т.д), проследите путь героя: появление- побег- путешествие- неожиданный поворот. Объем 1 страничка.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.