Конспект урока литературы на тему «Школа юного писателя» (5 класс)
КОНСПЕКТ
урока литературы в 5 классе «Школа юного писателя». Сюжет в художественном произведении.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сюжет»; научить пониманию принципов построения короткого динамичного повествования.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
I. Мотивация. Введение в тему. |
Просмотр видео Ералаш « Повесть о первой любви» -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? ( ответы учеников) -Правильно мы будем сочинять! Я приглашаю вас в «Школу юного писателя».
|
|
II. Формулирование темы урока. Самоопределение в деятельности.
III. Работа с текстом, анализ новых понятий.
Работа с текстом во время чтения. Выявление основных элементов рассказа
Творческое задание
|
Просмотр видео « Юный писатель» -Какое впечатление произвело на вас это видео? -Вам хотелось бы иметь книгу с вашими произведениями»? ( В нашей школе есть ученица, печатающая свои произведения, можете посмотреть её сказки в этих книгах) - А с чего нужно начать, чтобы научиться писать? - Достаточно ли у нас информации, чтобы объяснить, как автору рассказа удаётся держать читателя в напряжении? Как вы думаете, каких знаний нам не хватает, чтобы ответить на вопрос? (Знаний о том, как построен рассказ) Мы должны уяснить себе, что такое сюжет
Формулируем тему урока: Назовем тему: Сюжет в художественном произведении. Цели урока: познакомиться с понятиями «сюжет, научиться писать рассказы.
Работа с текстом в группах. На прошлом уроке мы анализировали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», познакомились с понятием идея художественного произведения. Что это такое? (главная мысль произведения). Следующее понятие, с которым мы должны разобраться- это сюжет. Но в учебнике совсем мало информации. Поэтому я предлагаю поработать с текстами. Задание группам: Прочитайте текст и напишите свое определение, что такое сюжет? ( дети читают текст, создают общее для всей группы определение) -Итак, что такое сюжет Работа со 2 частью текста -Прочитайте текст «Этапы развития сюжета в литературе» и составьте схему, из каких частей состоит сюжет. ( дети работают с текстом, чертят схему) - Ребята, все составляющие части сюжета несут большую смысловую нагрузку. Каждая следующая часть приоткрывает новый кусочек тайны, шаг за шагом подводя к её неожиданному и полному раскрытию: от экспозиции до эпилога. Итак, мы знаем, что такое сюжет. Слушайте задание:
Сочините небольшой рассказ, сделав основой сюжета эту цепочку событий. (Начальные и финальные фразы выбираются в случайном порядке).
Пример «Туча закрыла солнце…- …Мир спасен» Вариант рассказа: Туча закрыла солнце. Вокруг стало темно. Люди и животные страшно испугались. Остановились машины. Самолеты совершили вынужденную посадку. Миша отправился спасать мир. Он преодолел множество препятствий, чтобы выполнить свою миссию. И вот последнее испытание. Но уже туча открыла солнце. Миша расстроен, но Мир спасен! Я вам предлагаю общий сюжет (цепь событий): Побег и спасение героя, обязательно должны быть препятствия на пути.
|
Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
Познавательные УУД 1. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 2. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста. 3. Устанавливать причинно-следственные связи. 4. Представлять информацию графических схемах. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
|
Итог урока Рефлексия |
-Чему мы научились на уроке? Мы познакомились с понятиями «сюжет» и научились писать рассказы и получили представление о принципах построения короткого сюжета.
Рефлексия: Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше. |
|
VI. Домашнее задание |
1. Придумать для одноклассников по 5 начальных и финальных фраз для рассказа. 2. Написать рассказ по темам: « Инопланетянин в нашей школе» « Как я встретил путешественника во времени» Сюжет: ( поиск какого-либо предмета, сокровища и т.д), проследите путь героя: появление- побег- путешествие- неожиданный поворот. Объем 1 страничка. |