Школьная программа воспитания
Школьная
программа воспитания
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование |
Модель развития |
1 |
2 |
Разработчики программы |
Временный творческий коллектив в составе: Аксёнова Т.Г., Пригоровская С.В. |
Нормативно-правовая база |
Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», типовое положение «Об общеобразовательном учреждении», семейный кодекс РФ, закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указы Президента РФ, решениями Правительства РФ, и решения Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;, типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и медико-социальной помощи; инструктивное письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I–VIII видов», а также Устав и локальные правовые акты образовательной организации |
Основные цели и задачи программы |
Цель: Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально-интегрированной личности. Задачи: – Выбор и апробация эффективных методов коррекции эмоциональной сферы детей – Воспитание социального поведения – Ликвидация дефицита общения с окружающим социумом. |
Исполнители |
Классный руководитель, специалисты и педагоги школы |
Организация выполнения программы |
Контроль за выполнением программы осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях МО классных руководителей. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования и полученными результатами. |
Ожидаемые результаты |
Реализация Программы воспитания позволит обеспечить: – реальное повышение уровня социализации воспитанников; – сплоченный классный коллектив; – личностно-профессиональный рост классного руководителя. |
1.Концепция воспитательной программы.
Цель: Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально-интегрированной личности.
В основу организации воспитательной работы коррекционной школы положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с особенными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанная ученым-дефектологом Л. С. Выготским.
В каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которым наделила его природа. Но для этого воспитатель должен организовать свою работу, постоянно ориентируясь на учет психофизических особенностей личности каждого ребенка. Именно поэтому в основу планирования воспитательских задач был положен ряд принципов, позволяющих создать оптимальные условия для реабилитации обучающихся в процессе воспитания в коррекционном учреждении. В целях наиболее эффективного построения воспитательного процесса педагогический коллектив ориентирован также на психологическую теорию деятельностного подхода к развитию личности ребенка, разработанную академиком Леонтьевым, которая нашла свое выражение в личностно ориентированной педагогике, ставящей своей целью развитие личности каждого ребенка. Во главу угла ставится ребенок с его недостатками, проблемами, комплексными дефектами.
Поэтому содержание воспитательной работы класса разработано с учетом основных мотивов деятельности, характерных для каждой возрастной группы, и ведущих видов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности ребенка.
Одна из основных целей – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни через создание условий для их социализации, обеспечение реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.
Пути реализации (по направлениям воспитательной работы):
Нравственное
Гражданско-патриотическое,
Физкультурно-оздоровительное
Трудовое
Художественно-эстетическое
Условия реализации:
– Наличие образовательного пространства для воспитания и трудового обучения детей.
– Наличие исследовательской работы и использование результатов этой работы в личностно ориентированном воспитании.
– Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения детей.
– Обеспечение коррекционно-развивающего пространства.
Прогнозируемый результат:
– Овладение воспитанниками старших классов навыками и умениями социально-интегрированной личности.
I этап
Своеобразие эмоциональной сферы воспитанников с особыми образовательными потребностями проявляется в снижении саморегуляции эмоций, в нарушении их адекватности, в наличии особых специфических закономерностей, определяющих развитие психики, и ее эмоционального компонента.
При этом эмоциональная сфера воспитанника с ОВЗ выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего мира, а также с приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям. Соответственно коррекции нарушений эмоционального развития должно уделяться особое внимание.
Пути реализации:
1. Психолого-педагогические технологии прямого воздействия на эмоциональное развитие воспитанников.
2. Технологии косвенного воздействия на коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Условия реализации:
– Наличие методического обеспечения.
– Наличие комфортной психологической среды взаимодействия педагогов с воспитанниками.
– Согласованность действий педколлектива.
II этап
Каждый воспитанник с ОВЗ имеет индивидуальные специфические особенности. Эффективная коррекционная помощь таким детям предполагает целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве.
В соответствии с данным подходом для развития и коррекции эмоциональной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности.
Классный руководитель должен умело использовать любое воздействие, способствующее достижению цели, состоящей в коррекции недостатков эмоциональной сферы детей, в развитии всех ее параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с ее аффективными компонентами.
Анализ работы за предыдущий этап позволит классному руководителю определить направления работы по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Пути реализации:
1. Внедрение элементов инновационных технологий в воспитательный процесс.
2. Исследовательская работа по диагностике коррекции эмоционального развития.
3. Использование совокупности всех средств, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы воспитанников.
4. Единство диагностического и коррекционно-развивающего этапов работы.
Условия реализации:
1. Наличие консультативной помощи.
2. Повышение профессионального мастерства классного руководителя.
III этап
Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в общество. Немаловажное значение в решении этой сложной задачи является развитие и закрепление у воспитанников навыков саморегуляции, что позволит им компенсировать отсутствие опыта межличностного общения в среде окружающих людей. Формирование чувства долга и эмоциональной отзывчивости позволяет воспитанникам избежать негативного восприятия других людей, негативной самооценки, гипертрофированного эгоцентризма, склонности к социальному иждивенчеству.
Пути реализации:
1. Воспитание социального поведения (навыков межличностного общения, умения изъявлять свое желание и проявлять инициативу).
2. Подготовка к самостоятельной жизни.
3. Ликвидация дефицита общения с окружающим социумом.
Условия реализации:
1. Наличие атмосферы относительного психологического комфорта.
2. Наличие необходимого информационного обеспечения для работы классного руководителя.
3. Помощь воспитаннику в формировании стиля социального поведения.
Реализация программы воспитания по этапам.
( методическое обеспечение)
Этапы |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Парадигма (совокупность задач) |
Методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей разных возрастных групп |
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей со сни-женным интеллектом в процессе работы по индивидуальным планам коррекции |
Развитие и закрепление навыков саморегуляции у детей с ОВЗ |
Цели |
Выбор и апробация эффективных методов коррекции эмоциональной сферы детей |
Единство действий классного руководителя, специалистов и педагогов по решению воспитательных задач |
Подготовка к самостоятельной жизни, через развитие у детей навыков самообладания, самоконтроля |
Задачи |
Апробация методов прямого и косвенного воздействия на эмоциональное развитие воспитанников. |
Внедрение элементов инновационных техно-логий в воспитатель-ный процесс. |
Воспитание социаль-ного поведения (навы-ков межличностного общения, умения изъ-являть свое желание и проявлять инициативу). Ликвидация дефицита общения с окружаю-щим социумом. |
Пути реализации |
1.Психолого-педагоги-ческие технологии пря-мого воздействия на эмоциональное разви-тие воспитанников. 2. Технологии косвен-ного воздействия на коррекцию эмоцио-нально-волевой сферы воспитанников. |
1. Использование эффективных техно-логий в воспитательном процессе. 2. Исследовательская работа по диагностике коррекции эмоциональ-ного развития. 3. Использование сово-купности всех средств, способствующих кор-рекции и развитию эмоциональной сферы воспитанников. 4. Единство диагнос-тического и коррекци-онно-развивающего этапов работы. |
1. Воспитание социального поведения (навыков межличностного общения, умения изъявлять свое желание и проявлять инициативу). 2. Подготовка к самостоятельной жизни. 3. Ликвидация дефицита общения с окружающим социумом. |
Условия реализации |
1. Наличие методичес-кого обеспечения. 2. Наличие комфортной психологической среды взаимодействия педагогов с воспитанниками. 3. Согласованность действий педколлектива. |
1. Наличие консультативной помощи педагогам. 2. Повышение профессионального мастерства классного руководителя. |
1. Наличие атмосферы относительного психо-логического комфорта. 2. Наличие необходи-мого информационно-го обеспечения для работы классного руководителя. 3. Помощь воспитанни-ку в формировании стиля социального поведения. |
Прогнозируемый результат |
– Усиление влияния различных видов педа-гогической деятельнос-ти на эмоциональное развитие воспитанни-ков. – Сочетание техноло-гий прямого и косвен-ного воздействия. – Внедрение эффектив-ных форм, методов и приемов социальной адаптации воспитанни-ков через совершенст-вование навыков меж-личностных отноше-ний и коммуникатив-ного поведения. |
– Повышение регуляции эмоций воспитанниками класса. – Выработка принципа комплексного психолого-педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы воспитанников. |
– Снижение тенденции воспитанников к внутренней зажатости, тревоге, неуверенности в себе. – Овладение навыками культуры поведения, бытового труда, коммуникативной деятельности. |
Обобщение и внедрение передового педагогического опыта |
Отбор эффективных методов прямого и косвенного воздейст-вия на эмоциональное развитие |
Методика апробирования программы. |
Комплексный подход к воспитанию детей с ОВЗ. |
Приоритетные направления и задачи.
Среднее звено |
|
Нравственное |
Развитие положительных личностных качеств Формирование потребности в соблюдении социально-нормативного поведения |
Гражданско-патриотическое, |
Основы правового просвещения Знакомство с городом, страной, с историей, традициями, обычаями, культурой |
Физкультурно-оздоровительное |
Формирование системы привычек по физической тренировки тела, закаливанию и уходу за организмом Закладывание основ полового воспитания |
Трудовое |
Формирование навыков коллективной трудовой деятельности Ознакомление с миром профессий |
Художественно-эстетическое |
Создание условий для реализации творческого потенциала (кружковая деятельность) |
Старшие классы |
|
Нравственное |
Развитие морально-волевых черт характера Формирование адекватного поведения в различных ситуациях. Формирование потребность в соблюдении социально-нормативного поведения |
Гражданско-патриотическое, |
Закладывание основ правового воспитания Ознакомление с истоками национальной культуры. Осмысление статуса гражданина |
Физкультурно-оздоровительное |
Профилактика здорового образа жизни; Профилактика вредных привычек; Владение навыками интимной гигиены |
Трудовое |
Осмысление необходимости трудовой деятельности; Закладывание основ производственных отношений; Помощь в профессиональном самоопределении, развитие способности конструировать возможные варианты будущего. |
Художественно-эстетическое |
Приобщение к отечественной культуре прошлого и настоящего |
Перспективно-тематический план работы (1 этап)
№ |
Тема занятий |
Коррекционно-развивающие цели |
Формы и методы проведения занятий |
Направления воспитатель- ной работы |
1 |
День Знаний. |
Формирование позитивного отношения к школе и получению знаний |
Общешкольный праздник |
Нравственное |
2 |
Урок Мира |
Познакомить со значением слов МИР, СИМВОЛ, со значением цветов в государственной символике (Флаге), познакомить с символом мира; |
Классный час |
Гражданско-патриотическое |
3 |
Акция « Поздравляем» |
Развитие положительных личностных качеств |
Ко дню пожилого человека |
Нравственное |
4 |
День учителя |
Формирование позитивного отношения к учебной деятельности, уважения к труду педагогов |
Общешкольный праздник |
Нравственное |
5 |
Операция «Моя школа – моя забота» |
Формирование навыков коллективной трудовой деятельности |
Практический |
Трудовое |
6 |
«Права ребёнка – права человека» |
Знакомство с общеприняты-ми нормами поведения. Отработка моделей безопасного поведения |
Классные часы |
Гражданско-патриотическое |
7 |
Спортивные соревнования |
Приобщение к здоровому образу жизни, формирование системы привычек по физической тренировке |
Спортивные состязания |
Физкультурно-оздоровительное |
8 |
«История родного края» |
Знакомство с историей родного края |
Тематические классные часы, экскурсии |
Гражданско-патриотическое |
9 |
«Если хочешь быть здоров» |
Формирование здорового образа жизни |
Классные часы, спортивные мероприятия |
Физкультурно-оздоровительное |
10 |
«Государственные символы России» |
Знакомство с историей и культурой России |
Исторический экскурс |
Гражданско-патриотическое |
14 |
Профилактика асоциального поведения |
Формирование потребности в соблюдении социально-нормативного поведения |
Классные часы |
Нравственное |
15 |
Операция «Новый год»: мастерская Деда Мороза, праздник |
Формирование коммуника-тивных способностей, кор-рекция речевых нарушений, развитие навыков партнерских отношений |
Классные час-занятие, праздник |
Художественно-эстетическое, трудовое |
16 |
«Рождественские посиделки» |
Знакомство с православными традициями |
Игровая программа |
Нравственное |
18 |
«Мир профессий» |
Ознакомление с миром профессий |
Классные часы |
Трудовое |
19 |
«Нашей страны надежда и опора» |
Знакомство с историей вооруженных сил России |
Классный час |
Гражданско-патриотическое |
20 |
«А, ну-ка, мальчики!» |
Приобщение к здоровому образу жизни, формирование системы привычек по физической тренировке |
Конкурс |
Физкультурно-оздоровительное |
22 |
«Ваш подвиг свято в памяти храним» |
Формирование уважения к истории и традициям страны |
Час мужества, посвященный дню Юного героя-антифашиста |
Гражданско-патриотическое, |
23 |
Масленица |
Знакомство с историей и традициями русского народа |
Фольклорный праздник |
Художественно-эстетическое |
27 |
Праздник Пасхи |
Знакомство с православными традициями |
Праздник |
Нравственное |
28 |
«Никто не забыт, ничто не забыто» |
Воспитание патриотизма |
Классный час, линейка |
Гражданско-патриотическое, нравственное |
Профилактика вредных привычек |
Формирование здорового образа жизни |
Классный час- игра |
Физкультурно-оздоровительное |
Критерии отслеживания
Мониторинг «Влияние программы воспитания на формирование социально-адаптированной личности»
Критерии |
Диагностические методики |
Периодичность |
Уровень воспитанности учащихся |
Методика Капустина |
Два раза в год |
Уровень комфортности классной жизни |
анкетирование |
Один раз в четверть |
Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
Методика А. Андреева |
Один раз в четверть |
Социализация учащихся |
анкетирование |
Один раз в год |
Прогнозируемый результат
1 этап:
– Усиление влияния различных видов педагогической деятельности на эмоциональное развитие воспитанников.
– Осознание педагогами важности коррекционного воздействия на эмоционально-волевую сферу детей и необходимости систематической работы над его осуществлением в воспитательной работе.
– Сочетание технологий прямого и косвенного воздействия.
– Внедрение эффективных форм, методов и приемов социальной адаптации воспитанников через совершенствование навыков межличностных отношений и коммуникативного поведения.
2 этап:
– Повышение регуляции эмоций воспитанниками класса.
– Выработка принципа комплексного психолого-педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы воспитанников.
3 этап:
– Снижение тенденции воспитанников к внутренней зажатости, тревоге, неуверенности в себе.
– Овладение навыками культуры поведения, бытового труда, коммуникативной деятельности.
11
Аксёнова Т.Г.