Статья: «Школьный урок» как инвариантный модуль рабочей программы воспитания (из опыта работы реализации рабочих программ воспитания)
«Школьный урок» как инвариантный модуль рабочей программы воспитания
(из опыта работы реализации рабочих программ воспитания).
И.В.Кучумова, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вильвенская средняя общеобразовательная школа», Добрянский городской округ, Пермский край.
В 2020 – 2021 учебном году все школы страны работали над апробацией Программы воспитания, которая, в отличие от ранее существующих подходов к воспитанию, акцентирует своё внимание на воспитательных модулях.
Первым шагом в составлении воспитательной программы МБОУ «Вильвенская СОШ» стала постановка вопросов: Как уложить всю воспитательную систему школы в единый действующий организм? В чём содержится наша «изюминка» - что возьмём за основу реализации Программы воспитания МБОУ «Вильвенская СОШ»? Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими, а не просто дающими знания? С помощью каких механизмов возможно достижение запланированного? МБОУ «Вильвенская СОШ» - сельская школа, которая в прошлом году отметила свой 60-летний юбилей. Отсюда следует, что у нас много давних добрых традиций, заложенных в воспитательную систему в качестве фундамента. В школе уже многие годы работает школьный музей, есть своя школьная газета. Наши постоянные партнёры – Совет Ветеранов, ТОС посёлка Вильва, краеведческий музей г. Добрянка, клуб «Литературная гостиная» г. Добрянка, социальный кинозал. Приоритет нашей программы воспитания – сохранение традиций школы, реализация проекта «Связь поколений», в основе которых лежат такие общечеловеческие ценности, как:
любовь к России, народу, малой Родине,
ценность знания, стремление к истине,
гражданственность: служение отечеству, закон и порядок,
семья: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода,
труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание,
духовность,
толерантность,
нравственный выбор, смысл жизни,
экологическое сознание,
многообразие культур и народов.
Одним из инвариантных модулей программы является «Школьный урок». Происходящее сегодня обновление содержания общего образования требует от педагога не только новых методов обучения и новых предметных результатов, но и обращает первостепенное внимание на воспитание с помощью урока.
Важно не забывать: урок – это и основная форма обучения, и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание. Поэтому во время проведения урока предполагается личностный рост обучающегося через достижение, прежде всего, личностных результатов, а далее - метапредметных и предметных. Разрабатывая модуль воспитательной программы «Урок», педагоги нашей школы пришли к единому решению: при подготовке к уроку учитель определяет сначала воспитательную цель, затем развивающую и потом образовательную. Но важно понимать, что новая Программа воспитания - это единый «организм», приводящий в действие сразу всю школьную систему. Поэтому нужно суметь каждый урок ввести в русло этой единой системы. На наш взгляд, это задача очень непростая. Как в модуле «Школьный урок» реализовать весь воспитательный потенциал? Превратить знания учеников в объекты их эмоционального переживания; организовать работу с информацией, содержащей воспитательную идею; привлечь внимание к проблемам, содержащим важные для всех времён и народов понятия.
Новая воспитательная программа в качестве приоритета ставит воспитание в процессе достижения нового качества образования. Грамотно построенный современный урок способен выполнить эту задачу. Именно он содержит огромный воспитательный потенциал. Для реализации воспитательного потенциала урока важными являются такие моменты:
• Отбор содержания материала для урока;
• Совершенствование структуры урока;
• Организация общения на уроке.
Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Для того, чтоб уроки русского языка и литературы стали подлинным источником воспитания, учителю следует тщательно продумать подбор дидактического материала. Я, как филолог, часто использую материалы сайта «Лучшие притчи/Библиотека мудрости,https://wisdomlib.ru/catalog/pritchi/top. Обладая огромной силой воздействия, притча способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, невольно заставляет размышлять о человеческих ценностях.
Согласно новой программе воспитания, в основу урока должны лечь приёмы, которые помогают осуществлять деятельностный подход, воспитывающий культуру мышления, общения, коллективной и индивидуальной работы. Для привития интереса важно использование нестандартных уроков (например, интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки-размышления или уроки-дискуссии). Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в кружках и секциях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.
В качестве примера отмечу опыт нашей школы по проведению тематических дней, когда педагоги, преподающие разные учебные предметы, проводят свои уроки в соответствии с единой темой. Так, в нынешнем учебном году согласно плану воспитательной работы было проведено 4 тематических дня. Все они связаны с реализацией специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество музейного педагога с учителями-предметниками: «Народные традиции», «Прошлое и будущее родного края», «Этих дней не смолкнет слава», «Мама – какое красивое слово!». В эти дни в школе проводятся интегрированные уроки с выходом на внеурочную деятельность: итоги освещаются в школьной газете, ребята – волонтёры приводят в порядок родной посёлок, в школьном краеведческом музее проводятся экскурсии, посвящённые теме тематического дня. Интерактивный формат занятий в музее способствует эффективному закреплению тем урока. К нему добавляется проведение учебных (урок - деловая игра, урок – путешествие, урок-исследование) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра» и другие). Таким образом, урок становится частью единого большого целого, в котором каждый участник так или иначе становится не пассивным слушателем, а активным участником. Воспитательный потенциал урока, проведённого в рамках единого тематического дня, включает в себя такие возможности:
- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание
интереса активизации познавательной деятельности обучающихся:
- воспитание культуры общения;
- установление доверительных отношений;
- учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми и взрослыми;
- позволит усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать знания, но и приобретать опыт;
- расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
обучающиеся получают опыт сотрудничества ,партнерских отношений друг с другом и со взрослыми.
Без сомнения, воспитательный потенциал современного урока будет реализован лишь тогда, когда учитель будет не «заштампованным», а мобильным. Если учитель хочет, чтобы дети живо откликались на его инициативу, то значительная часть воспитательных мероприятий должна идти не только от продуманного заранее, но и одновременно формироваться спонтанно, исходить из детских идей и ежедневных событий. А эти события предугадать невозможно. Мои классы, например, всегда откликаются на проходящие в организации «Фонд мира» патриотические мероприятия, квесты. Главное, чтобы это было не формально, а живо для учеников. Какая-то старая вещь, случайно найденная ребенком в доме и гордо принесённая в школьный музей , может стать у нас поводом для интересного урока. В воспитательном моменте урока самое важное – эмоциональный отклик детей, и именно на это ориентирует педагога новая воспитательная программа.
Подводя итог, следует подчеркнуть значимость системного подхода к воспитанию на основе интеграции форм и видов урочной и внеурочной деятельности, объединения усилий всех педагогических работников образовательной организации.
Интернет ресурсы:
1.programma-vospitaniya-institut-strategii-razvitiya-obrazovaniya.pdf https://sch2057.mskobr.ru/attach_files/programma-vospitaniya-institut-strategii-razvitiya-obrazovaniya.pdf
2. Реализация программы воспитания через инвариантные модули «Школьный урок»http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/grishina._modul_shkolnyy_urok_.pdf
3.Воспитание на уроке: методика работы учителя. https://edsoo.ru/Vospitanie_na_uroke_metodika_raboti_uchitelya_0.htm