Статья: «Школьный урок» как инвариантный модуль рабочей программы воспитания (из опыта работы реализации рабочих программ воспитания)

5
0
Материал опубликован 13 April 2023

«Школьный урок» как инвариантный модуль рабочей программы воспитания

(из опыта работы реализации рабочих программ воспитания).

И.В.Кучумова, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вильвенская средняя общеобразовательная школа», Добрянский городской округ, Пермский край.

В 2020 – 2021 учебном году все школы страны работали над апробацией Программы воспитания, которая, в отличие от ранее существующих подходов к воспитанию, акцентирует своё внимание на воспитательных модулях.

Первым шагом в составлении воспитательной программы МБОУ «Вильвенская СОШ» стала постановка вопросов: Как уложить всю воспитательную систему школы в единый действующий организм? В чём содержится наша «изюминка» - что возьмём за основу реализации Программы воспитания МБОУ «Вильвенская СОШ»? Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими, а не просто дающими знания? С помощью каких механизмов возможно достижение запланированного? МБОУ «Вильвенская СОШ» - сельская школа, которая в прошлом году отметила свой 60-летний юбилей. Отсюда следует, что у нас много давних добрых традиций, заложенных в воспитательную систему в качестве фундамента. В школе уже многие годы работает школьный музей, есть своя школьная газета. Наши постоянные партнёры – Совет Ветеранов, ТОС посёлка Вильва, краеведческий музей г. Добрянка, клуб «Литературная гостиная» г. Добрянка, социальный кинозал. Приоритет нашей программы воспитания – сохранение традиций школы, реализация проекта «Связь поколений», в основе которых лежат такие общечеловеческие ценности, как:

любовь к России, народу, малой Родине,

ценность знания, стремление к истине,

гражданственность: служение отечеству, закон и порядок,

семья: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода,

труд и творчество: уважение к труду, творчество и созидание,

духовность,

толерантность,

нравственный выбор, смысл жизни,

экологическое сознание,

многообразие культур и народов.

Одним из инвариантных модулей программы является «Школьный урок». Происходящее сегодня обновление содержания общего образования требует от педагога не только новых методов обучения и новых предметных результатов, но и обращает первостепенное внимание на воспитание с помощью урока.

Важно не забывать: урок – это и основная форма обучения, и сфера, в которой, в основном, происходит школьное воспитание. Поэтому во время проведения урока предполагается личностный рост обучающегося через достижение, прежде всего, личностных результатов, а далее - метапредметных и предметных. Разрабатывая модуль воспитательной программы «Урок», педагоги нашей школы пришли к единому решению: при подготовке к уроку учитель определяет сначала воспитательную цель, затем развивающую и потом образовательную. Но важно понимать, что новая Программа воспитания - это единый «организм», приводящий в действие сразу всю школьную систему. Поэтому нужно суметь каждый урок ввести в русло этой единой системы. На наш взгляд, это задача очень непростая. Как в модуле «Школьный урок» реализовать весь воспитательный потенциал? Превратить знания учеников в объекты их эмоционального переживания; организовать работу с информацией, содержащей воспитательную идею; привлечь внимание к проблемам, содержащим важные для всех времён и народов понятия.

Новая воспитательная программа в качестве приоритета ставит воспитание в процессе достижения нового качества образования. Грамотно построенный современный урок способен выполнить эту задачу. Именно он содержит огромный воспитательный потенциал. Для реализации воспитательного потенциала урока важными являются такие моменты:

Отбор содержания материала для урока;

Совершенствование структуры урока;

Организация общения на уроке.

Содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Для того, чтоб уроки русского языка и литературы стали подлинным источником воспитания, учителю следует тщательно продумать подбор дидактического материала. Я, как филолог, часто использую материалы сайта «Лучшие притчи/Библиотека мудрости,https://wisdomlib.ru/catalog/pritchi/top. Обладая огромной силой воздействия, притча способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, невольно заставляет размышлять о человеческих ценностях.

Согласно новой программе воспитания, в основу урока должны лечь приёмы, которые помогают осуществлять деятельностный подход, воспитывающий культуру мышления, общения, коллективной и индивидуальной работы. Для привития интереса важно использование нестандартных уроков (например, интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки-размышления или уроки-дискуссии). Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в классе, в кружках и секциях, в детских общественных объединениях, в системе внешкольной деятельности.

В качестве примера отмечу опыт нашей школы по проведению тематических дней, когда педагоги, преподающие разные учебные предметы, проводят свои уроки в соответствии с единой темой. Так, в нынешнем учебном году согласно плану воспитательной работы было проведено 4 тематических дня. Все они связаны с реализацией специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество музейного педагога с учителями-предметниками: «Народные традиции», «Прошлое и будущее родного края», «Этих дней не смолкнет слава», «Мама – какое красивое слово!». В эти дни в школе проводятся интегрированные уроки с выходом на внеурочную деятельность: итоги освещаются в школьной газете, ребята – волонтёры приводят в порядок родной посёлок, в школьном краеведческом музее проводятся экскурсии, посвящённые теме тематического дня. Интерактивный формат занятий в музее способствует эффективному закреплению тем урока. К нему добавляется проведение учебных (урок - деловая игра, урок – путешествие, урок-исследование) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра» и другие). Таким образом, урок становится частью единого большого целого, в котором каждый участник так или иначе становится не пассивным слушателем, а активным участником. Воспитательный потенциал урока, проведённого в рамках единого тематического дня, включает в себя такие возможности:

- воспитание интереса к учению, к процессу познания, создание и поддержание

интереса активизации познавательной деятельности обучающихся:

- воспитание культуры общения;

- установление доверительных отношений;

- учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми и взрослыми;

- позволит усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать знания, но и приобретать опыт;

- расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.

обучающиеся получают опыт сотрудничества ,партнерских отношений друг с другом и со взрослыми.

Без сомнения, воспитательный потенциал современного урока будет реализован лишь тогда, когда учитель будет не «заштампованным», а мобильным. Если учитель хочет, чтобы дети живо откликались на его инициативу, то значительная часть воспитательных мероприятий должна идти не только от продуманного заранее, но и одновременно формироваться спонтанно, исходить из детских идей и ежедневных событий. А эти события предугадать невозможно. Мои классы, например, всегда откликаются на проходящие в организации «Фонд мира» патриотические мероприятия, квесты. Главное, чтобы это было не формально, а живо для учеников. Какая-то старая вещь, случайно найденная ребенком в доме и гордо принесённая в школьный музей , может стать у нас поводом для интересного урока. В воспитательном моменте урока самое важное – эмоциональный отклик детей, и именно на это ориентирует педагога новая воспитательная программа.

Подводя итог, следует подчеркнуть значимость системного подхода к воспитанию на основе интеграции форм и видов урочной и внеурочной деятельности, объединения усилий всех педагогических работников образовательной организации.

Интернет ресурсы:

1.programma-vospitaniya-institut-strategii-razvitiya-obrazovaniya.pdf https://sch2057.mskobr.ru/attach_files/programma-vospitaniya-institut-strategii-razvitiya-obrazovaniya.pdf

2. Реализация программы воспитания через инвариантные модули «Школьный урок»http://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/grishina._modul_shkolnyy_urok_.pdf

3.Воспитание на уроке: методика работы учителя. https://edsoo.ru/Vospitanie_na_uroke_metodika_raboti_uchitelya_0.htm

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.