Шпаргалка для старших школьников «Полезные советы в организации учебной деятельности и не только»

1
0
Материал опубликован 7 December 2018

 

Шпаргалка для школьников

Полезные советы в организации учебной деятельности и не только

 

 

                                    Как планировать свою деятельность

 

Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность.

Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

Как воспитывать волю

Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, какие привычки или черты характера ты хочешь изменить в себе. Это твоя Цель.

"Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс

Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.

 

                               Несколько полезных установок в общении

Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

                                                Как решать мысленные задачи

Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно.

Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?

Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?

Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

                                                    Как развивать свой ум

Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.

Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.

Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.

Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.

Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

"Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".

 

Правила запоминания

Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.

Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:

        1)пойми; 

       2) установи логическую последовательность; 

       3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".

Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести (пересказать), чем пять раз читать без воспроизведения.

Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.

Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".

Настоящая мать учения не повторение, а применение.

Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".

 

                                  Как пользоваться своим воображением

Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием нужно научиться управлять. Учись не следовать за своим воображением, а управлять им.

Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно, что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.

Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.

Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь, сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.

                              Как совершенствовать свои способности

Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.

Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен.

Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Ну а главное в совершенствовании своих способностей – это, конечно, трудолюбие. Как говорится в известной пословице: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Удачи Вам!

 

                                                                                 Подготовила: педагог-психолог

                                                                                   Резниченко Анастасия Анатольевна

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации