Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников

1
0
Материал опубликован 17 March 2022 в группе
Статья для конкурса «Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников»

Павлинова Галина Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Ромодановская СОШ №3»

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках истории и обществознания.



Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

К. Д. Ушинский


Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе.

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности  учащихся.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, так как за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда.

В условиях становления новой образовательной парадигмы, обновления содержания образования идет интенсивный поиск эффективных форм и технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

- обеспечить высокий уровень качества образования выпускников;

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;

- сформировать навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

- повысить мотивацию к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений.

     Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже используются в практике педагогической работы. ИКТ позволяют:

представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д.;

выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого;

печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

выходить в информационное сообщество;

использовать информационные ресурсы в учебных целях.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В этом случае можно говорить о формировании ключевых компетентностей.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Компетентностный подход позволяет:

согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;

облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;

разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;

не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;

подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.

Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А. В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

учебно-познавательные;

информационные;

коммуникативные;

общекультурные;

компетенции личного самосовершенствования;

социальные.

Использование компьютерных технологий на уроках обществознания и истории позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках обществознания и истории вызывает у детей наибольшие затруднения.

При использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя.

Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Проявляются не только образовательные и контролирующие функции учителя на уроке, но и консультативная функция вне его. Условиями реализации изменений являются создание положительной среды для развития, самообразования и саморазвития учащихся. Развиваются традиционные и появляются новые возможности использования информационных и Интернет ресурсов учащимися. Учитель находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;

возможность конструирования материала для конкретного урока;

возможность сочетания разных программных средств;

возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться

одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Необходимо определить:

для каких тем стоит использовать задания, выполняемые на компьютере, и для каких дидактических задач;

какие программные средства целесообразно использовать для создания заданий, выполняемых на компьютере;

какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

как организовать занятия с использованием компьютера


Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:

Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий

Широко использовать показ репродукций  картин художников

Демонстрировать графический материал  ( таблицы, схемы)

«Оживлять карты»

Активизировать учебный процесс.

Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного

Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков

Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

На этапе закрепления и контроля возможно использовать  электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Кроме того у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

 1)Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.  Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.  Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

2. Флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

3. Работа с готовыми электронными изданиями. Использование готовых электронных изданий очень удобно для учителя, т.к. позволяет сэкономить время при подготовке учителя к уроку. К ним относятся: электронные энциклопедии, CD-диски, электронные учебники, интерактивные карты.

4. Анимационные карты. Использование анимационных карт позволяет «оживить» рассказ учителя, сделать его более наглядным. На таких картах  прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. Эти приемы повышают интерес обучающихся к теме урока. Применение на уроках анимационных карт позволяет более эффективно проводить работу по формированию картографических умений и навыков обучающихся.

5Интерактивные тесты и тренажеры по истории и обществознанию . Электронные тесты удобны тем, что они наглядны. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный ответ. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.  Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

6. Подготовка научно-исследовательских работ обучающихся.  Обучающиеся нашей школы активно занимаются научно-исследовательской деятельностью по истории, обществознанию и краеведению. Результаты исследовательской деятельности оформляются в виде рефератов, исследовательских и проектных работ, которые проходят апробацию на научно-практических конференциях, конкурсах и мероприятиях различного уровня. Для каждого выступления составляется презентация в виде слайд-шоу, которая выполняется как самостоятельно обучающимся так и совместно с учителем.

7. Организация проектной деятельности обучающихся через создание презентаций. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

Использование метода проектов позволяет:

Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами

Формировать коммуникативные навыки культуры общения

Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния

Развивать ключевые компетенции

Расширить кругозор

Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся

По опыту можно сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

идет более полное усвоение теоретического материала;

идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;





Интернет – ресурсы

http://pedsovet.su/ 

www.school-collection.ru 

http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/ 

http://rome.webzone.ru/ 

http://www.kemet.ru/ 

http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 

www.consultant.ru

https://onlinetestpad.com/ru/tests

https://онлайнтесты.рф/






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации