Урок искусства в 9 классе.
Тема: Шрифт.
Цель: знакомство с видами шрифта.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с видами шрифта и правилами выполнения,
- научить выполнять шрифты разных видов,
- выделить значение шрифта в книжной графике;
развивающие:
- внимание и мышление,
- память,
- глазомер,
- творческое воображение,
- графические навыки;
воспитательные:
- ассоциативное восприятие слов,
- аккуратность и точность,
- трудолюбие и усидчивость.
Оборудование:
для учителя:
- пособие «виды шрифта»,
- записи на доске,
- магнитофон и кассеты;
для учащихся:
- фломастеры и гелевые ручки,
- простые карандаши,
- альбомный лист.
Ход урока:
Организация класса.
Подготовка рабочего места, настрой класса на работу.
Знакомство с новой темой.
Тема урока – шрифт. С этим понятием мы знакомы и по урокам ИЗО и по урокам черчения. Что же такое шрифт?
Шрифт – графический рисунок, начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.
Таким образом, из определения видно, что любой шрифт подчинен стилю книги и композиции ее оформления.
- Как вы думаете, что отличает чертежный шрифт от художественного шрифта?
- А что будет общим для всех шрифтов?
(Правила их выполнения, единство написания букв, размещение с учетом композиции листа и т.д.).
- Попробуем сформулировать правила выполнения шрифта:
На доске |
Выбор типа шрифта (по эскизу или стандарту). Композиция. Место шрифта (текста) на листе. Разметка букв с учетом их ширины, высоты… Создание образа букв. Цвет. |
- Какие виды шрифта вы знаете?
Шрифты:
Рукописный шрифт – пишут пером, кистью тексты на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге);
Рисованный шрифт – от руки кистью и другими инструментами на особо видных местах для специальных целей (подписи на вывесках, плакатах, журнальных и газетных обложках, титульных листах, в специальных шрифтовых композициях и т.д.;
Гравированный шрифт – надписи, высеченные на дереве, металле, камне, стеклах, памятниках и архитектурных сооружениях, вырезанные на досках для гравюры;
Наборный шрифт – слова и строки текста составляются из литер и печатаются в тиражных изданиях.
Все виды шрифта могут быть созданы художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции и конкретными задачами, смысловыми и художественно-декоративными.
- Рассмотрим несколько самых распространенных видов рисованного шрифта, над которым мы сегодня будем работать.
Колобковый или колобок: Намек: Имитированный: Рубленый: |
Анализ написания, формы букв, межбуквенного пространства. |
- Посмотрите, как выполняли шрифт мастера книжной графики (анализ иллюстраций Васнецова, Фаворского и других).
Упражнения в выполнении различного шрифта.
Дописать слово (на доске – 4 учащихся): Оформить буквы слова: Подобрать шрифт к словам: Солнце Радуга Злой |
Практическая работа.
Составление эскизов своего заголовка по плану (смотри выше). Работа ведется сначала простым карандашом, фломастерами или гелевыми ручками (пол альбомного листа).
Анализ работ.
выделение лучших эскизов урока, их просмотр;
анализ ошибок выполнения шрифта;
правильность подбора графических средств выразительности.
Итог урока.