Урок искусства в 9 классе.
Тема: Шрифт.
Цель: знакомство с видами шрифта.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с видами шрифта и правилами выполнения,
 - научить выполнять шрифты разных видов,
 - выделить значение шрифта в книжной графике;
 
развивающие:
- внимание и мышление,
 - память,
 - глазомер,
 - творческое воображение,
 - графические навыки;
 
воспитательные:
- ассоциативное восприятие слов,
 - аккуратность и точность,
 - трудолюбие и усидчивость.
 
Оборудование:
для учителя:
- пособие «виды шрифта»,
 - записи на доске,
 - магнитофон и кассеты;
 
для учащихся:
- фломастеры и гелевые ручки,
 - простые карандаши,
 - альбомный лист.
 
Ход урока:
Организация класса.
Подготовка рабочего места, настрой класса на работу.
Знакомство с новой темой.
Тема урока – шрифт. С этим понятием мы знакомы и по урокам ИЗО и по урокам черчения. Что же такое шрифт?
Шрифт – графический рисунок, начертание букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.
Таким образом, из определения видно, что любой шрифт подчинен стилю книги и композиции ее оформления.
- Как вы думаете, что отличает чертежный шрифт от художественного шрифта?
- А что будет общим для всех шрифтов?
(Правила их выполнения, единство написания букв, размещение с учетом композиции листа и т.д.).
- Попробуем сформулировать правила выполнения шрифта:
| 
						 На доске  | 
					
						 Выбор типа шрифта (по эскизу или стандарту). Композиция. Место шрифта (текста) на листе. Разметка букв с учетом их ширины, высоты… Создание образа букв. Цвет.  | 
				
- Какие виды шрифта вы знаете?
Шрифты:
Рукописный шрифт – пишут пером, кистью тексты на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге);
Рисованный шрифт – от руки кистью и другими инструментами на особо видных местах для специальных целей (подписи на вывесках, плакатах, журнальных и газетных обложках, титульных листах, в специальных шрифтовых композициях и т.д.;
Гравированный шрифт – надписи, высеченные на дереве, металле, камне, стеклах, памятниках и архитектурных сооружениях, вырезанные на досках для гравюры;
Наборный шрифт – слова и строки текста составляются из литер и печатаются в тиражных изданиях.
Все виды шрифта могут быть созданы художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции и конкретными задачами, смысловыми и художественно-декоративными.
- Рассмотрим несколько самых распространенных видов рисованного шрифта, над которым мы сегодня будем работать.
| 
						 Колобковый или колобок: Намек: Имитированный: Рубленый:  | 
					
						 Анализ написания, формы букв, межбуквенного пространства.  | 
				
- Посмотрите, как выполняли шрифт мастера книжной графики (анализ иллюстраций Васнецова, Фаворского и других).
Упражнения в выполнении различного шрифта.
| 
						 Дописать слово (на доске – 4 учащихся): Оформить буквы слова: Подобрать шрифт к словам: Солнце Радуга Злой  | 
				
Практическая работа.
Составление эскизов своего заголовка по плану (смотри выше). Работа ведется сначала простым карандашом, фломастерами или гелевыми ручками (пол альбомного листа).
Анализ работ.
выделение лучших эскизов урока, их просмотр;
анализ ошибок выполнения шрифта;
правильность подбора графических средств выразительности.
Итог урока.