12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Полугрудова Светлана Александровна265 Россия, Воронежская обл., город Острогожск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок искусства в 9 классе «Специфика изображений в полиграфии»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8
Подготовила и провела
Полугрудова Светлана Александровна
учитель изобразительного искусства и черчения
первой квалификационной категории
Раздел: «Дар созидания. Практическая функция».
Урок № 20 Дата проведения: 12.02.2016 г.
Тема: «Специфика изображений в полиграфии ».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания об эстетическом влиянии полиграфии - как виде искусства, на человека и окружающую среду;
- познакомить с понятиями: полиграфия, виды полиграфической продукции, книжная иллюстрация;
- показать универсальность технологий печати при создании различных видов печатной продукции: книги, журналы, календари, визитные карточки, плакаты…;
- научить учащихся понимать особенности художественного оформления различных видов полиграфической продукции;
- учить анализу и сопоставлению разных по назначению и виду полиграфических изделий;
- создать условия для развития исследовательских навыков учащихся, работая в группах;
- развивать навыки систематизации, обобщения, анализа информации, полученной самостоятельно через разные информационные источники;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- воспитывать толерантность к выступающим одноклассникам.
Материалы и оборудование: учебник «Искусство 8-9 классы», под ред. Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской, подборка полиграфической продукции разных видов, презентация «Специфика изображений в полиграфии».
Ход урока
I. Организация учащихся на уроке.
П. Сообщение темы, целей урока.
III. Работа по теме урока:
1) Мотивация и актуализация изучаемой темы.
- Ребята, у всех из вас есть в рюкзаках наверняка учебники, контурные карты, блокноты и, конечно тетради…
- Мы взяли у классного руководителя и оплатили квитанции за питание…
- А задумывались ли вы, что всё мною перечисленное это не просто листы бумаги, а отдельная огромная отрасль промышленности задействована в изготовлении и распространении столь необходимой нам продукции! И сегодня на уроке мы с вами будем говорить о полиграфии и специфике изображений в полиграфии. (СЛАЙД 1)
2) Что такое полиграфия? (СЛАЙД 2)
Полиграфия – (от греческого «поли» - много, «графо» - писать) это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции. Полиграфия - это тиражирование (дублирование) любой печатной продукции. Начиная от книг и журналов, и заканчивая флаерами, буклетами, этикетками, и любыми рекламными и упаковочными продуктами.
- Перед вами на экране представлены фота различных видов полиграфической продукции. (СЛАЙД 3 - 4) (С вложением таблицы в тетрадь)
Следует отметить, что при внешней схожести различных печатных изделий существует несколько различных способов их изготовления. Связано это в первую очередь с существованием различных видов печати, рассмотрим их. (С записью в тетрадь) (СЛАЙД 5)
Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше
В изобразительном искусстве данная концепция реализована в
Простота печатного процесса, легкость изготовления печатной формы надолго сделали высокий способ печати доминирующим. Четкие начертания букв, ровные штрихи и контуры оттисков высокой печати до сих пор трудно достижимы другими способами печати. Однако в высокой печати использовали долгое время тяжелые наборные металлические печатные формы из гартового сплава, содержащий вредный для здоровья и экологически опасный
Глубокая печать — в
Если оценивать различные способы печати по цене и качеству, то офсетная печать предлагает самые выгодные цены и отличное качество. Стоимость офсетной печати зависит от тиража, чем больше тираж, тем ниже стоимость одного экземпляра.
3) Виды полиграфической продукции. (С записью в тетрадь)
Листовое издание - издание, выпускаемое на одном или нескольких нескрепленных листах бумаги. Виды листовых изданий — афиша, бланк, буклет, визитная карточка, закладка, листовка, открытка, плакат, художественная репродукция, экслибрис, эстамп, этикетка.
Многостраничная продукция - издание, выпускаемое на нескольких скрепленных листах бумаги. Виды многостраничной полиграфической продукции — брошюра, каталог, книга, журнал.
Периодическое издание - издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и /или датированными выпусками, имеющими общее название и, как правило, одинаковый формат.
- А сейчас об одном из видов полиграфической продукции нам расскажет первая творческая группа.
Поочерёдное выступление групп, приготовивших творческую работу в сопровождении наглядного материала или презентации.
Бланк - бумажный лист, обычно формата А4 или меньшего, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (счета, накладные, квитанции, акты и т.п.). Бланки обычно предназначаются для последующего заполнения. |
Блокнот - комплект листов немелованной бумаги, скрепленный с обложкой из плотной бумаги или картона с помощью скрепления "wire-o" или бесшвейного (клеевого). Предназначен для заметок. Если блокнот несет на себе элементы фирменного стиля, то он выступает как сувенирно-представительская продукция. |
Брошюра (от фр. brochure — сшивать) - непериодическое текстовое книжное издание малого объема (свыше 4, но не более 48 страниц), соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой в мягкой обложке. В оперативной полиграфии брошюрой считается любое издание в обложке, поскольку производство такого издания всегда заканчивается брошюровочно-переплетными процессами. |
Буклет (от фр. bouclette — завитушка) - листовое издание, сфальцованное или свёрнутое гармошкой или иным образом. Буклет обычно относят к рекламной или информационной печатной продукции. |
Визитная карточка - листовая печатная продукция, содержащая информацию о человеке и организации, в которой он работает. Представляет собой листок плотной бумаги или картона размером 50 х 90 мм (реже — других размеров). Информация обычно наносится в 1-3 цвета офсетной или трафаретной печатью. |
Воблер (от англ. wobble — качаться) - сувенирная или рекламная продукция, представляющая собой кусок плотной бумаги или картона неправильной (чаще всего круглой или овальной формы) с приклеенным к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоски. На воблере обычно печатается красочная рекламное изображение. Другой стороной эта полоска может с помощью такого же скотча прикрепляться к любой вертикальной плоскости. Качающийся воблер привлекает внимание и таким образом стимулирует продажи. |
Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу. |
Журнал - периодическое текстовое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературу, иллюстрации и фотографии, официально утвержденное в качестве издания |
Календарь карманный формата 67х100 мм, 70×100 мм, 60×90 мм (иногда других размеров) с рекламным изображением с одной стороны и календарной сеткой — с другой. Календарь настенный - обычно используются следующие виды настенных календарей: 1. Однолистовой календарь формата от А4 до А1, чаще всего портретной ориентации. Обычно печатается на мелованной бумаге 130–170 г/кв.м. 2. Перекидной настенный календарь. Обычно представляет собой 12–, 13- или 14-листовое издание с форматом полосы от А4 до А2, скрепленное пружиной wire-o c ригелем. 3. Квартальный календарь. Календарь настольный - обычно используются следующие виды настольных календарей: 1. Однолистовой календарь -«шалаш» формата обычно А4, с 4–5 бигами, на плотной бумаге или картоне. Иногда снабжаются двусторонним скотчем для легкого скрепления. 2. Перекидной настольный календарь. Обычно представляет собой 7- или 14-листовое издание с форматом полосы менее А4, с подставкой из картона, скрепленное пружиной wire-o. |
Каталог - проспект, обычно содержащий информацию о продукции или услугах Заказчика. |
Конверт - один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и другой информации. |
Кубарик - стопка писчей бумаги небольшого формата (как правило, квадратной формы), проклеенная с одной стороны для легкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет на каждом листе, а иногда и на торцах, элементы фирменного стиля. |
Открытка - листовое издание, предназначенное для поздравления или извещения о чем-либо; обычно печатается на плотной бумаге или картоне (250–300 г/кв.м). |
Папка - изделие из плотной бумаги или картона, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. Чаще всего является носителем фирменного стиля. Папки различаются по следующим признакам: с одним или двумя карманами; с запечатываемыми (несущими на себе изображение) или незапечатываемыми карманами; цельнокроенные (изготавливаются из целого листа материала с последующей вырубкой) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается отдельно и затем приклеивается к основному листу); сборные (карманы прикрепляются замковым сцеплением, посредством пазов и выступов и без помощи клея) или клееные (карманы приклеиваются). |
Пакет – вроде бы и обычная вещь, но содержит рекламные надписи и иллюстрации. |
Постер (англ. poster — плакат, афиша) - то же, что и плакат. Листовое издание рекламно-информационного содержания, предназначенное для вывешивания. Обычно имеет большой формат (не менее А3) и печатается на мелованных бумагах плотностью 115–170 г/кв.м. |
Проспект (англ. prospect — перспективы, планы на будущее) - вид многостраничной печатной продукции рекламно-информационного характера. |
Флаер - красочно оформленная рекламная карточка (листовка), сообщающая о проведении какого-либо мероприятия и, как правило, дающая определенные льготы при его посещении. Флаеры — распространенная форма рекламы мест досуга и разнообразных услуг. При изготовлении флаера часто указывают тему, дату и время проводимого мероприятия, его участников, а при необходимости — схему проезда. Наиболее распространенные форматы флаеров: 10х7 см, 10х15 см, 20х10 см. |
Штендер – один из видов наружной рекламы, который можно сделать даже собственноручно. Каркас изготавливается из металлопроката, а сверху закреплен лист металла, на котором написана вся необходимая информация. Здесь источником затрат может стать лишь |
Этикетка - листок бумаги, наклеиваемый на товар, экспонат, продукт производства и др. с указанием названия, производителя, даты производства (срока годности) и других сведений. |
4) Физкультминутка. Упражнения для учащихся
1.И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 3 раза.
2.И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 3 раза.
3.И.п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз.
4.И.п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 4 раза.
5.И.п. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
6.И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перевести взор на кончик носа на 3сек. Повторить 3 раза.
5) Специфика изображений в полиграфии.
Так в чём же заключается специфика или главное свойство полиграфического изображения? (Учащиеся высказывают своё мнение). (СЛАЙД 8)
Множественность
Массовость
Общедоступность
Вывод: (СЛАЙД 9)
Технический прогресс рождает всё новые и новые технологии и материалы, способствующие развитию полиграфии. С каждым годом мы наблюдаем не только улучшение качества печатной продукции (газет, журналов…), но и появление новых видов печати, например ароматической (используется в глянцевых журналах и каталогах парфюмерной продукции), стерео печать— ярко выраженный эффект объема композиции или объекта. Для создания стерео - эффекта необходима многоракурсная съёмка или 3D-моделирование.
6) Рефлексия.
Все выступающие группы прикреплены на доске (в виде номеров). Каждая группа (совместно) выбирает наиболее интересное и содержательное выступление своих одноклассников. Один голос – один «класс». Таким образом оценивается работа групп.
IV. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр.146-151, ответить на вопросы.