12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
asd asd38
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Маркан Андрей Валерьевич

Урок для 9 класса

 Тема урока: «Начальное знакомство с Базой данных. Создание базы данных»

Цель урока:

обучающий аспект:

Сформировать у учащихся представление об основных понятиях база данных, типы данных, список, поле, ключ, информационная система;

Показать практическое применение теоретического материала.

2) развивающий аспект:

Формирование культуры речи;

Формирование умения корректно высказывать точку зрения.

Развитие мыслительной деятельности, умений и склонности к рефлексии.

3) воспитательный аспект:

Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

Воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность, ответственность и аккуратность в работе.

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Вид урока: урок с применением презентации.

Ресурсы: проектор, презентация, электронное приложение №1(тест), учебники (Семакин И.Г. 9 класс «Информатика и ИКТ». Бином 2005г.), тест.

Межпредметные связи: математика.

Основные понятия: Информационная система, база данных, система управления базами данных, типы данных, поле, запись, реляционная база данных.

Ход урока (дидактическая структура урока)

I Организационный этап (2 мин)

приветствие;

перекличка (фиксация отсутствующих);

УУД

-Личностные (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Умение выделять нравственный аспект поведения на уроке).

-Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи).

-Регулятивные (умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели).

-Познавательные (поиск наиболее эффективного способа решения задачи).


 

ІІ Этап усвоения новых знаний (20-25 мин)

Объявление темы урока.

Работа с презентацией.

УУД

Познавательные (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполнение недостающей компоненты).

-Коммуникативные (постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

-Регулятивные (Целеполагание, планирование).


 

Тема сегодняшнего урока – Начальное знакомство с Базой данных. Создание базы данных (слайд 1). Сегодня мы изучим тему, и, если останется время, посмотрим на компьютере, как выглядит база данных Access, выполним небольшое практическое задание и в конце урока проведу небольшой тест. Любой из нас, начиная с раннего детства, много раз сталкивался с базами данных. Что, по вашему мнению, может в жизни человека являться базой данных? (Предполагаемый ответ: телефонный справочник, энциклопедия, записная книжка) Конечно! А какую информацию хранит, например, записная книжка? (Предполагаемый ответ: информацию о людях: фамилия, имя, телефон). В каком виде хранится информация? (Предполагаемый ответ: в упорядоченном: в записной книжке в алфавитном порядке).

Дадим первое определение: (записывают в тетрадь)

База данных (БД) -совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области). Примерами баз данных являются: БД книжного фонда библиотеки; БД кадрового состава учреждения; БД законодательных актов в области уголовного права; БД современных эстрадных песен (слайд 3).

Конечно, вся эта информация может храниться и на бумаге. Но современным средством хранения и обработки баз данных является компьютер.

Сама база данных не может обслужить запросы пользователя – это «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.

Информационная система (записывают в тетрадь) - совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем (слайд 4).

Примерами информационной системы являются системы продажи билетов на поезда и самолеты. WWW (Всемирная паутина компьютерной сети Интернет) – это тоже пример глобальной информационной системы.

Выделяют еще одно, более строгое определение компьютерной базы данных, чем то, что приводилось ранее.

База данных (записывают в тетрадь) - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения (слайд 5).

Теперь рассмотрим классификацию баз данных.

Первая классификация (зарисовывают схему со слайда в тетрадь): по характеру хранимой информации базы данных делятся на фактографические и документальные. К фактографическим относят краткие сведения об объектах в строго определенном формате (каталоги, картотеки). К документальным относят документы в разном формате (текст, графика, звук, мультимедиа) (слайд 6).

Вторая классификация: по структуре организации данных базы данных делятся на реляционные, иерархические и сетевые.

Рассмотрим каждую из них.

Иерархическая база данных представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф).

В сетевой базе данных принята свободная связь между элементами разных уровней.

Наибольшее распространение получили реляционные базы данных. Их мы рассмотрим более подробно. Это базы данных с табличной формой организации информации. (слайд 7)

Иерархический способ организации данных реализован в системе папок операционной системы Windows. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. Папки второго уровня Мой компьютер, Мои документы и Сетевое окружение являются её потомками. Папка Мой компьютер является предком для папок Диск А, Диск С, Диск Д и т.д. Поиск какого-либо объекта в такой базе данных может оказаться довольно трудоёмким из-за необходимости последовательно проходить несколько предшествующих иерархических уровней.

Ребята, какие вы можете привести примеры иерархических БД? (Предполагаемый ответ: Генеалогическое древо семьи) (слайд 8)

Сетевой способ организации данных реализован во Всемирной паутине глобальной компьютерной сети Интернет (слайд 9)

В реляционной базе данных (РБД) используется реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблиц.

(Записывают). Строка таблицы РБД называется записью, столбец – полем. Запись содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных. Поле – это одна из характеристик объекта (слайд 10)


 

Поле, каждое значение которого однозначно определяет соответствующую запись, называется простым ключом (ключевым полем).

Если записи однозначно определяются значениями нескольких полей, то такая таблица базы данных имеет составной ключ. В примере ключевым полем таблицы является "№ личного дела" (слайд 11).


 

Основные понятия баз данных мы рассмотрели, теперь выясним, что такое СУБД, познакомимся с СУБД Access.

(Записывают). Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

Далее на примере одной из самых распространенных систем управления базами данных - Microsoft Access, мы познакомимся с основными типами данных, способами создания баз данных и с приемами работы с базами данных. Запишем что же такое Microsoft Access.

(Записывают). Access – это реляционная система управления базами данных (СУБД), входящая в пакет MS Office.(слайд 12)

При запуске MS Access на экран выводится окно, имеющее: 1) Строку заголовка; 2) Строку меню; 3) Панель инструментов; 4) Рабочую область; 5) Строку состояния. (слайд 13)

При создании таблицы в Access используется такое понятие, как тип данных.

Их несколько:

Текстовый — текст длиной до 255 символов.

Поле MEMO — текст, состоящий из нескольких строк, которые затем можно будет просмотреть при помощи полос прокрутки (до 65 535 символов).

Числовой — число любого типа (целое, вещественное и т. д.).

Дата/время — поле, содержащее дату или время.

Денежный— поле, выраженное в денежных единицах (рубли, дол­лары и т. д.).

Счетчик — поле, которое вводится автоматически с вводом каждой записи.

Логический — содержит одно из значений TRUE (истина) или FALSE(ложно) и применяется в логических операциях.

Поле объекта OLE — содержит рисунки, звуковые файлы, табли­цы Excel, документ Word и т. д. (слайд 14).

Слайд №1 Слайд №2

Слайд №3 Слайд №4

Слайд №5 Слайд №6

Слайд №7 Слайд №8

Слайд №9 Слайд №10

Слайд №11 Слайд №12

Слайд №13 Слайд №14

Слайд №15 Слайд №16

Слайд №17

Сейчас мы более подробно рассмотрим реляционные базы данных, выполняя практическую работу на компьютерах. Садимся за компьютеры, открываем Microsoft Office Access. (слайд 15)

Создаем новую базу данных (одновременно с учениками показываю создание на доске, используя проектор) с названием «реки материков».

Вызовите программу Access: Пуск -Все программы- Microsoft Office- Microsoft Access.

Включите мышкой переключатель Пустая база данных и щёлкните по ней. Появиться диалоговое окно. Именуем базу данных, определим папку, в которой будет размещен этот файл. В поле Имя файла в качестве имени базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы данных. И нажимаем кнопку Создать.

При создании новой БД по умолчанию появится одна пустая таблица.

Начнем создание таблицы с определения ее структуры в режиме конструктора. Для этого на Панели инструментов ищем кнопку Режим из ниспадающего меню выбираем Конструктор.

Переходим к работе со следующим диалоговым окном: Имя таблицы. Сохраните таблицы под именем в соответствии с информацией, которая будет отражена в этих таблицах: «Реки материков». Нажимаем ОК.

Здесь мы видим одно ключевое поле – Код. Это и будет первое поле в нашей таблице (автоматически задан тип данных Счетчик), но мы переименуем имя поля Код в №. В таблице РЕКИ МАТЕРИКОВ будут 6 полей. Это Код, Название реки, Длина (км), Место, Материк и Страна. В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он задаётся Текстовый. Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню. Для полей Длина (км), Место - тип данных задаётся Числовой.

Сохраните таблицу, щёлкнув по кнопке пиктографического меню.

Перейдите в режим таблицы, щёлкнув по кнопке. Ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение поля будет меняться автоматически. Если закончить ввод в ячейку нажатием на клавишу (Enter), то маркер перейдёт в следующую ячейку.

Заполните базу данных значениями из таблицы, которая представлена на слайде.

Название реки

Длина (км)

Место

Материк

Страна

1

Лена

4400

5

Евразия

РФ

2

Нил

6671

1

Африка

Египет

3

Янцзы

5800

3

Евразия

Китай

4

Хуанхэ

4845

4

Евразия

Китай

5

Амазонка

6400

2

Южная Америка

Бразилия

Сохраните введённые данные. В результате вы получили таблицу, с которой можно работать.


 

ІII Этап закрепления пройденного материала (5-10 мин)

Сегодня мы с вами достаточно много узнали о базах данных, и чтобы наши знания хорошо усвоились, давайте с вами ответим на вопросы в форме теста.

Выполняют небольшой тест на компьютерах (см. приложение № 1, (тест))

УУД

-Регулятивные

-Личностные

-Коммуникативные

-Знаково-символические

-Познавательные

Для промежуточного контроля к уроку был разработан тест, который состоит из одного варианта, по 7 заданий. Формы заданий: закрытые (с выбором одного варианта ответа). Вариант правильного ответа необходимо выделить нажатием соответствующей кнопки. (Распечатаны 1ый вопрос теста, остальные вопросы теста к уроку приведены в приложении № 1, (тест).)

Критерии оценок:

«7 баллов» - оценка 5;

«6,5 баллов» - оценка 4;

«4 балла» - оценка 3;

«ниже 4-х баллов» - оценка 2.

Вопросы:

1. База данных - это

А. набор данных, собранных на одной дискете.

Б. таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы.

В. совокупность хранящихся взаимосвязанных данных, предназначенная для хранения и функционального использования.

2. Наиболее распространенными в практике являются:

А. сетевые базы данных; Б. иерархические базы данных;

В. реляционные базы данных;

3. Для чего предназначен объект «таблица»?

А. для хранения данных

Б. для архивирования данных

В. для ввода и удаления данных

4. В чем заключается особенность типа данных «счетчик»?

А. служит для ввода целых и действительных чисел;

Б. имеет свойство автоматически увеличиваться;

В. имеет свойство автоматического пересчета.

5. Тип поля (числовой или текстовый) определяется

А. названием поля;     Б. типом данных; В. количеством записей

6. В каком режиме пользователь может создать произвольную структуру БД?

А. таблицы; Б. мастер таблиц; В. конструктор;

7. Что можно делать с информацией в БД средствами СУБД?

А. Изменять, удалять, искать; Б. Копировать, размечать;

В. Рисовать, перемещать, копировать.

Ответы:

1В, 2В, 3А, 4Б, 5Б, 6В, 7А.


 

IV Этап сообщения домашнего задания и подведения итогов урока. (5 мин)

УУД

-Регулятивные

-Личностные

-Коммуникативные

-Знаково-символические

-Познавательные

Первое задание: Работа с презентацией. Конспект слайдов №7, №11, №14 Вторым заданием будет создать не большую базу данных, примерно 5-8 записей на любую тему, которую вы выберите самостоятельно. (слайд 16).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.