Классный час по экологии в 4 классе «Это зависит от тебя»
«Это зависит от тебя» - урок здоровья «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла» .
Тема: Цели:
Используемые методы:
Ход занятия:
Работа с рисунками уч-ся. Просмотр видеофильма «Алкоголь и организм человека.
Работа с рисунками уч-ся.
Сценка:
Работа с рисунками уч-ся. |
«Это зависит от тебя» - урок здоровья. - дать ученикам представление о том, что такое здоровый образ жизни; - заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни; - сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред (дать наглядное подтверждение всем плюсам и минусам); - добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме; - развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес. - словесный: выступления ведущего и приглашенных гостей; - наглядный: использование плакатов на данную тему, сценки о здоровом и нездоровом образе жизни; -практический: проведение опыта, физкультминутка. I. Орг. момент. II.Сообщение темы и целей занятия. -Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! -Сегодня у нас необычное занятие, - сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, -Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье. (Ответы из зала. ) -До 1940 года; считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Или еще пример: пьяный человек, у которого тоже ничего не болит, но можно ли считать его здоровым? Так что же такое здоровье? -Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, от чего зависит здоровье? (Ответы детей.) -Главные факторы здоровья - движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья, -употребление алкоголя, курение, наркомания. Давайте остановимся на этих составляющих более подробно. III. Курение. -А начать нашу беседу я хочу со скороговорки:
«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла»
- Как, вы, думаете почему «цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». (Ответы детей)
Жила цапля на болоте. Выходила на охоту: Свежей травки пощипать Да лягушек погонять. И могла стоять носатая Целый день в воде, Как статуя. Скучно стало цапле жить, Цапля начала курить... Выйдет цапля на болото -Ну какая тут охота?! Стал у цапли бледный вид, И пропал вдруг аппетит! Так курила цапля лето, Хоть и знала: Вредно это! Стало вскоре цапле плохо: Цапля чахла, цапля сохла. К осени бедняга сдохла... Хором: А могла бы долго жить! И зачем было курить?
-Почему же люди курят? Ответить на этот вопрос нам поможет сценка: Сценка (по рассказу Н. Коростелева «Не пробовать, не начинать») Действующие лица: Автор , Миша, Илюша, Саша. Автор. Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша, второклассники Саша и Илюша. Миша - худой высокий мальчик — достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щелкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. Илюша покачал головой: Илюша —- Не буду. Я пойду... Миша презрительно усмехнулся. Миша — Эх ты, маленький, боишься, мама ремня даст. Кури. Никто не узнает. Илюша — Меня не бьют, — тихо сказал Илюша. — Я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду. Саша — Ты не сердись, я тоже не буду, — проговорил Саша; протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу... - Почему люди курят? (Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют. Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами. И, хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.)
- Если начнешь курить — бросить бывает трудно. Курение входит в привычку, а эта привычка очень вредна для здоровья. Хотите узнать, что происходит у Миши в организме, когда он курит? Мы можем войти и посмотреть. К доске выходят ученики с рисунками в руках. 1. 2. 3. 1-й ученик. Если ты много куришь, дым окрашивает твои зубы. Даже язык становится желтым. 2-й ученик. Лодки развозят воздух по организму. Лодки подъезжают к легким, чтобы доставить туда больше воздуха. Дым сильнее воздуха, и он всегда первым старается занять место в лодке. 3-й ученик. Сердце — это насос в организме, который на протяжении всей жизни перекачивает много миллионов литров крови. От сердца зависит жизнь и работа всех органов человека. Сердце проталкивает лодки с кислородом к различным частям тела. И опять дым старается занять первым место в лодке. - Вот видите, ребята, дым очень ленив. Он не может помогать работе организма. Дым только затрудняет его работу. Я не думаю, что дым от сигарет — друг кому-нибудь. -Вот один из примеров пагубного влияния курения на организм ребенка. Мальчик 5 лет был со взрослыми на рыбалке. Взрослые много курили. И когда они ушли к реке, то мальчик остался в палатке, где вскоре потерял сознание. В таком состоянии он был доставлен в больницу. -Народ придумал много пословиц и поговорок о вреде курения. Вот одна из них: «Кто курит табак, тот сам себе враг». - Объясните, как вы понимаете эту пословицу? -Какой вред приносит курение растущему, ещё не окрепшему организму? -В нашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов. -Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после физических нагрузок. -Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный. -Ухудшается работа сердца. -Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться. -Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются. -Люди, начавшие курить в раннем возрасте, становясь взрослыми, чаще других страдают от различных заболеваний. У них болит желудок, печень, нарушена деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем. - Во многих странах зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? Работоспособность у некурящих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеет.
-История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам. - Первое время за курение наказывали: если заставали че-ловека за курением в первый раз, то наказывали палочными ударами, во второй -.отрезали нос или уши, Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.
- Послушайте притчу о мудреце. В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это растение привезли к подножию Арарата, где жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собралась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». -Как, вы, думаете, почему старец так сказал? Слушайте дальше. Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой, как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости». -Вот такая вот притча... -И дома и в общественных местах человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих -это не только элементарная невоспитанность, но и покушение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик. -А чтобы наглядно показать какой вред приносит человеку курение , проведём опыт. Опыт «Курильщик» В шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки - сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад-вперед. Когда сигарета «выкурена», на ватке остается желтоватый налет. Результат будет нагляднее, если «выкурить» таким образом несколько сигарет. -Антиреклама сигарет. -К счастью, многие даже длительное время курившие люди сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье - свое и близких! IV. Алкоголь. -А сейчас мы переходим ко второй вредной привычке. Как вы думаете, что это за привычка? -О вреде алкоголя люди придумали много пословиц и поговорок. Одна из них записана на доске: Вино входит – ум выходит. -Как вы понимаете эту пословицу? -Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюмку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воздействует на нас следующим образом: сначала возбуждает, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время. -Чем же вредно пьянство? -Для ответа на этот вопрос я хочу предоставить слово врачу педиатру (ФИО) -А теперь давайте посмотрим фильм о том, как происходит разрушение организма человека под действием алкоголя. Появляется Зеленый Змий в обнимку с бутылкой, на которой красуется яркая наклейка. Змий. О чем это вы здесь сплетничаете? Любой разговор идет очень хорошо и оживленно, если есть бутылочка с «веселым напитком». Разве не так? Разве вы с этим не знакомы? Появляются Сова и Врач (Ведущий). Врач (перед ширмой). Видели. Конечно, ребята видели «оживленных» пьяных людей на улице. Кстати, не очень-то и приятно смотреть на них. Правда, ребята? Многие дети, к сожалению, знакомы с этой бедой воочию: частенько им приходится слышать пьяную ругань и в своем доме, а некоторым - даже терпеть пьяные побои родителей. А начинали эти взрослые тоже с первой сигареты, с первой рюмки... Ребята, разве вы хотите быть такими же? Дети. Нет! Змий (вкрадчиво). А детки более послушны мне-е-е... Если начнут требовать мое зелье, то становятся прямо ручные... Им хочется еще и еще... Я забираюсь им в мозг, и его становится все меньше... и меньше... и меньше... Врач. А ведь Змий говорит верно. Здоровых клеток мозга, то есть «серого вещества», у алкоголиков становится все меньше и меньше. От них рождаются дети также с меньшим количеством клеток мозга: эти дети менее восприимчивы к знаниям, а более восприимчивы к никотину и алкоголю. Нация вырождается. Но сами алкоголики не замечают своей деградации. Многие люди в состоянии алкогольного опьянения становятся агрессивными, и их неадекватные действия приводят к преступлениям. Разве хочет кто-нибудь себе и своим детям такого будущего? Значит, главное - не начинать курить и пить вовсе! Сова. У-ух-у-ух! А сколько талантливых людей погибли как личности из-за пристрастия к алкоголю, например Владимир Высоцкий. Или Сергей Есенин. Вот строчки из его стихотворения. Врач. Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Сова. Оч-чень грустно... Правда? Змий. Очень трудно расста-а-ться со мной, почти невозможно... Врач. Он прав. Чем бороться потом с алкогольной зависимостью, лучше вовсе не брать в руки первую рюмку. Или иногда, в торжественные дни, можно выпить одну-две рюмки вина, но только лучше это сделать после того, как вам исполнится 21 год. Вы тогда уже будете взрослыми, будете иметь свои четкие взгляды на жизнь. -Ребята, сделайте вывод, чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве. -Антиреклама алкоголя. V. Исполнение частушек. - О вреде курения и алкоголя люди придумали много частушек, некоторые из них мы сейчас споём: Курит Федя, курит Коля, Дымом все окутав. Повзрослев, найдут работу В цирке лилипутов. Мисс Вселенною Светлане Стать, сказали, шансов нет; Зубы отбелить не может Даже паста «Блендамед». Не курите вы, девчонки: Станете как жердочки, Исхудают, побледнеют, Пожелтеют мордочки, ' Эх, подружка моя, Ты глупышка моя, Зачем куришь, зачем пьешь, Свою жизнь не бережешь? Если долго жить хотите, Сигареты не курите, Чаще спортом занимайтесь И зимою закаляйтесь. Хорошо тому живется, Кто не курит и не пьет, Кто здоровый образ жизни С малых лет всегда ведет. VI. Наркомания. -И наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящён проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нём знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании? Идет Медведь, ревет от боли. Лиса. Ты что, Медведь, ревешь? Успокойся! На, покури «травки», это хорошо успокаивает. Медведь (курит). Ох-х-х, как же хорошо! Правда, успокоило... Еж. Я, конечно, маленький, но послушай меня, Медведь. Ведь Лиса нас всех старается приучить к наркотикам. Сама, смотри, шубы меняет, ест все вкусное, терем себе построила... А тебе скоро и мед не нужен будет, лишь бы снова так успокоиться. Медведь. И правда: еще хочется, о-о-о-чень хочется... Еж. Теперь Лиса тебе просто так зелье уже не даст. Плати, дорогой! Врач. Медведю опять плохо... Но теперь не только от самого зелья. Достать его - тоже проблема, а наркотика с каждым разом требуется все больше и больше. Медведь опять ревет. Лиса. Что ты опять ревешь, Медведь? Медведь. Еще хочу того... успокаивающего... Лиса. Чего-чего хочешь, Мишенька? Медведь (ревет). Ну, что ты мне дала тогда... Мне пло-хо-о-о-о... Лиса. Ну, это же - как лекарство. Платить надо, Мишенька! Мне ведь тоже не бесплатно достается... Медведь. Но у меня нет сейчас денег. Дай в долг! Лиса. Ладно уж, возьми еще немного... Врач. Так и стал наш Медведь наркоманом. Продал мед, запасы, дом... А все мало: хочется с каждым разом больше и больше. Сова. Лиса радуется: еще одного зверя с хорошего пути сбила. Отощал Медведь, обнищал, обозлился, деревьев в лесу наломал от безысходности кучу. Всех обижать стал. И однажды... умер. Горевали по нему и Заяц, и Белка, и Еж - все звери. Ведь добрый же он был до этой встречи с Лисой, веселый. Помните, как он Машенькины пирожки дедушке с бабушкой нес? Врач. Такие истории случаются и с людьми. По телевизору, наверное, видели? А может, уже кто-то погибает, живя рядом с вами? Научитесь говорить нет курению, алкоголю, наркотикам. Вот тогда это будет – характер -Ребята, как вы думаете, почему люди начинают употреблять наркотики? - Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков: 1. Бесплатное предложение попробовать наркотик. 2. Из любопытства. 3.Человек не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь. 4. Низкая самооценка подростка. 5. Стремление уйти от тоски и одиночества. -А о том какую ответственность несёт человек за распространение и употребление наркотиков нам расскажет ( ФИО инспектора ПДН) VII. Что такое здоровый образ жизни? Хорошо тому живется, Кто не курит и не пьет, Кто здоровый образ жизни С малых лет всегда ведет. - А как вы понимаете фразу «здоровый образ жизни»? (Обращение к выставке рисунков на тему «Здоровый образ жизни»). VIII. Итог занятия. - Ребята, а как вы думаете, что надо сделать, чтобы не встать на путь наркомании, алкоголизма и табакокурения? -Ответ на этот вопрос находится в народной поговорке: Все пороки - от безделья! -Как вы её понимаете? -Это старая народная поговорка. Займитесь любимым делом, от которого у вас на душе будет хорошо, и сбудутся ваши мечты. А если от безделья вы встанете на путь наркомании, алкоголизма, табакокурения - вас... не будет! Не будет ваших детей! Не будет будущего! Помните: ваше будущее - в ваших руках! |
Литература
1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог Волгоград Изд. «Учитель» 2010г.
2.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников М.2007
3. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы М.1990
4.Начальная школа №13 2006год
5.Педагогическое творчество №3 2007год
6.Педагогическое творчество №3 2004год
7.Педагогическое творчество №3 2006год
8.Педагогическое творчество №3 2001год
9.Педагогическое творчество №3 2002год
10.Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе М.2007
11.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников/ И.В.Цветкова. – М.,2000
12.Что такое? Кто такой?: Энциклопедия.-М.:Педагогика-Пресс,1994
13.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2000