Классный час по экологии в 4 классе «Это зависит от тебя»

3
0
Материал опубликован 13 December 2016

«Это зависит от тебя» - урок здоровья «Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла» .

Тема:

Цели:

 

 

 

 

 

 

Используемые методы:

 

 

Ход занятия:

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рисунками уч-ся.

Просмотр видеофильма «Алкоголь и организм человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рисунками уч-ся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рисунками уч-ся.

«Это зависит от тебя» - урок здоровья.

- дать ученикам представление о том, что такое здоро­вый образ жизни;

- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;

- сделать вывод, что способствует здоровью, а что при­носит вред (дать наглядное подтверждение всем плю­сам и минусам);

- добиться формирования у учащихся активной пози­ции по данной проблеме;

- развивать творческие способности, память, внима­ние, познавательный интерес.

- словесный: выступления ведущего и приглашенных гостей;

- наглядный: использование плакатов на данную тему, сценки о здоровом и нездоровом образе жизни;

-практический: проведение опыта, физкультминутка.

I. Орг. момент.

II.Сообщение темы и целей занятия.

-Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, поче­му в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека - самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!

-Сегодня у нас необычное занятие, - сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья,

-Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье. (Ответы из зала. )

-До 1940 года; считалось, что здоровье - это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит. Но у него плохая память. Или еще пример: пья­ный человек, у которого тоже ничего не болит, но можно ли считать его здоровым? Так что же такое здоровье?

-Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, от чего зависит здо­ровье? (Ответы детей.)

-Главные факторы здоровья - движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья, -употребление алкоголя, курение, наркомания. Давайте остановимся на этих составляющих более подробно.

III. Курение.

-А начать нашу беседу я хочу со скороговорки:

 

«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла»

 

- Как, вы, думаете почему «цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла». (Ответы детей)

 

Жила цапля на болоте.

Выходила на охоту:

Свежей травки пощипать

Да лягушек погонять.

И могла стоять носатая

Целый день в воде,

Как статуя.

Скучно стало цапле жить,

Цапля начала курить...

Выйдет цапля на болото

-Ну какая тут охота?!

Стал у цапли бледный вид,

И пропал вдруг аппетит!

Так курила цапля лето,

Хоть и знала: Вредно это!

Стало вскоре цапле плохо:

Цапля чахла, цапля сохла.

К осени бедняга сдохла...

Хором: А могла бы долго жить!

И зачем было курить?

 

-Почему же люди курят? Ответить на этот вопрос нам поможет сценка:

Сценка (по рассказу Н. Коростелева «Не пробовать, не начинать»)

Действующие лица: Автор , Миша, Илюша, Саша.

Автор. Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и рас­положились ребята: пятиклассник Миша, второкласс­ники Саша и Илюша. Миша - худой высокий мальчик — достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щел­кнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. Илюша покачал головой:

Илюша —- Не буду. Я пойду...

Миша презрительно усмехнулся.

Миша — Эх ты, маленький, боишься, мама ремня даст. Кури. Никто не узнает.

Илюша — Меня не бьют, — тихо сказал Илюша. — Я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучает­ся. Я пойду.

Саша — Ты не сердись, я тоже не буду, — проговорил Саша; протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу...

- Почему люди курят? (Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробу­ют. Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами. И, хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.)

 

- Если начнешь курить — бросить бывает трудно. Курение входит в привычку, а эта привычка очень вредна для здоровья. Хотите узнать, что происходит у Миши в организме, когда он курит? Мы можем войти и посмотреть.

К доске выходят ученики с рисунками в руках.

1. 2. 3.

1-й ученик. Если ты много куришь, дым окрашивает твои зубы. Даже язык становится желтым.

2-й ученик. Лодки развозят воздух по организму. Лод­ки подъезжают к легким, чтобы доставить туда больше воз­духа. Дым сильнее воздуха, и он всегда первым старается занять место в лодке.

3-й ученик. Сердце — это насос в организме, который на протяжении всей жизни перекачивает много милли­онов литров крови. От сердца зависит жизнь и работа всех органов человека. Сердце проталкивает лодки с кислородом к различным частям тела. И опять дым ста­рается занять первым место в лодке.

- Вот видите, ребята, дым очень ленив. Он не может помогать работе организма. Дым только затруд­няет его работу. Я не думаю, что дым от сигарет — друг кому-нибудь.

-Вот один из примеров пагубного влияния курения на организм ребенка. Мальчик 5 лет был со взрослыми на рыбалке. Взрослые много курили. И когда они ушли к реке, то мальчик остался в палатке, где вскоре потерял созна­ние. В таком состоянии он был доставлен в больницу.

-Народ придумал много пословиц и поговорок о вреде курения. Вот одна из них:

«Кто курит табак, тот сам себе враг».

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

-Какой вред приносит курение растущему, ещё не окрепшему организму?

-В нашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов.

-Болеют легкие, становится труднее дышать, особенно после фи­зических нагрузок.

-Воспаляются голосовые связки, поэтому голос у курильщика хриплый, неприятный.

-Ухудшается работа сердца.

-Курильщики «глупеют», плохо запоминают материал, им труднее учиться.

-Цвет лица у них становится немного желтоватый, так как частички дыма проникают в кожу и там задерживаются.

-Люди, начавшие курить в раннем возрасте, становясь взрослыми, чаще других страдают от различных заболеваний. У них болит желудок, печень, нарушена деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

- Во многих странах зарплата у курящих людей меньше, чем у некурящих. Почему? Работоспособность у некуря­щих людей выше: они быстрее решают поставленные задачи. Некурящий человек не тратит время на «перекуры», реже болеет.

 

-История точно не знает, когда табак впервые оказался в России, однако известно, что уже во времена Иоанна Гроз­ного существовали законы, строго наказывающие за куре­ние табака, потому что оно часто приводило к пожарам.

- Первое время за курение наказывали: если заставали че-ловека за курением в первый раз, то наказывали палоч­ными ударами, во второй -.отрезали нос или уши, Женщины вначале не курили табак, а только нюхали.

 

- Послушайте притчу о мудреце. В далеком прошлом, когда табак только начал свое распространение, это рас­тение привезли к подножию Арарата, где жил один ста­рец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг купцов, разложивших свой товар, собра­лась толпа крестьян. Купцы расхваливали свой товар. Мудрец подошел к ним и сказал: «Этот лист приносит пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится».

-Как, вы, думаете, почему старец так сказал? Слушайте дальше.

Купцы обрадовались такой рекламе и попросили старца подробнее рассказать об этом великолепном листе. Мудрец продолжал: «Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом, где человек не спит. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой, как собака укусит человека, если у него в руках палка? И наконец, он не состарится, ибо ум­рет в молодости».

-Вот такая вот притча...

-И дома и в общественных местах человек часто вынужден находиться рядом с курильщиком и вдыхать табачный дым. Курение в присутствии некурящих -это не только элементарная невоспитанность, но и поку­шение на чужое здоровье. В этой ситуации некурящий человек получает даже большую дозу вредных веществ, чем сам курильщик.

-А чтобы наглядно показать какой вред приносит человеку курение , проведём опыт.

Опыт «Курильщик»

В шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки - сига­рета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель дви­гает поршень взад-вперед. Когда сигарета «выкурена», на ватке остается желтоватый налет. Результат будет на­гляднее, если «выкурить» таким образом несколько сигарет.

-Антиреклама сигарет.

-К счастью, многие даже длительное время ку­рившие люди сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить лег­че, чем отказаться от курения. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье - свое и близких!

IV. Алкоголь.

-А сейчас мы переходим ко второй вредной привычке. Как вы думаете, что это за привычка?

-О вреде алкоголя люди придумали много пословиц и поговорок. Одна из них записана на доске:

Вино входит – ум выходит.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Поднимая бокал с шампанским, выпивая рюм­ку водки, мы вводим в организм алкоголь. Алкоголь воз­действует на нас следующим образом: сначала возбужда­ет, а затем разрушает. Пьянство на Руси не поощрялось никогда. Даже был введен орден «За пьянство»: пластина с ошейником весом около 4 килограммов. Эту «награду» заядлый выпивоха должен был носить на шее длительное время.

-Чем же вредно пьянство?

-Для ответа на этот вопрос я хочу предоставить слово врачу педиатру (ФИО)

-А теперь давайте посмотрим фильм о том, как происходит разрушение организма человека под действием алкоголя.

Появляется Зеленый Змий в обнимку с бутылкой, на ко­торой красуется яркая наклейка.

Змий. О чем это вы здесь сплетничаете? Любой разго­вор идет очень хорошо и оживленно, если есть бутылоч­ка с «веселым напитком». Разве не так? Разве вы с этим не знакомы?

Появляются Сова и Врач (Ведущий).

Врач (перед ширмой). Видели. Конечно, ребята виде­ли «оживленных» пьяных людей на улице. Кстати, не очень-то и приятно смотреть на них. Правда, ребята? Мно­гие дети, к сожалению, знакомы с этой бедой воочию: ча­стенько им приходится слышать пьяную ругань и в своем доме, а некоторым - даже терпеть пьяные побои родите­лей. А начинали эти взрослые тоже с первой сигареты, с первой рюмки... Ребята, разве вы хотите быть такими же?

Дети. Нет!

Змий (вкрадчиво). А детки более послушны мне-е-е... Если начнут требовать мое зелье, то становятся прямо ручные... Им хочется еще и еще... Я забираюсь им в мозг, и его становится все меньше... и меньше... и меньше...

Врач. А ведь Змий говорит верно. Здоровых клеток мозга, то есть «серого вещества», у алкоголиков становится все меньше и меньше. От них рождаются дети также с меньшим количеством клеток мозга: эти дети менее вос­приимчивы к знаниям, а более восприимчивы к никотину и алкоголю. Нация вырождается. Но сами алкоголики не замечают своей деградации. Многие люди в состоянии алкогольного опьянения становятся агрессивными, и их неадекватные действия приводят к преступлениям. Разве хочет кто-нибудь себе и своим детям такого будущего? Значит, главное - не начинать курить и пить вовсе!

Сова. У-ух-у-ух! А сколько талантливых людей погиб­ли как личности из-за пристрастия к алкоголю, например Владимир Высоцкий. Или Сергей Есенин. Вот строчки из его стихотворения.

Врач. Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Сова. Оч-чень грустно... Правда?

Змий. Очень трудно расста-а-ться со мной, почти не­возможно...

Врач. Он прав. Чем бороться потом с алкогольной за­висимостью, лучше вовсе не брать в руки первую рюмку. Или иногда, в торжественные дни,

можно выпить одну-две рюмки вина, но только лучше это сделать после того, как вам исполнится 21 год. Вы тогда уже будете взрослыми, будете иметь свои четкие взгляды на жизнь.

-Ребята, сделайте вывод, чем же вредно пьянство?

(Ответы детей: пагубно дей­ствует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; не­ровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несча­стным случаям на производстве.

-Антиреклама алкоголя.

V. Исполнение частушек.

- О вреде курения и алкоголя люди придумали много частушек, некоторые из них мы сейчас споём:

Курит Федя, курит Коля,

Дымом все окутав.

Повзрослев, найдут работу

В цирке лилипутов.

Мисс Вселенною Светлане

Стать, сказали, шансов нет;

Зубы отбелить не может

Даже паста «Блендамед».

Не курите вы, девчонки:

Станете как жердочки,

Исхудают, побледнеют,

Пожелтеют мордочки,

' Эх, подружка моя,

Ты глупышка моя,

Зачем куришь, зачем пьешь,

Свою жизнь не бережешь?

Если долго жить хотите,

Сигареты не курите,

Чаще спортом занимайтесь

И зимою закаляйтесь.

Хорошо тому живется,

Кто не курит и не пьет,

Кто здоровый образ жизни

С малых лет всегда ведет.

VI. Наркомания.

-И наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящён проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нём знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Идет Медведь, ревет от боли.

Лиса. Ты что, Медведь, ревешь? Успокойся! На, покури «травки», это хорошо успокаивает.

Медведь (курит). Ох-х-х, как же хорошо! Правда, успо­коило...

Еж. Я, конечно, маленький, но послушай меня, Медведь. Ведь Лиса нас всех старается приучить к наркотикам. Сама, смотри, шубы меняет, ест все вкусное, терем себе постро­ила... А тебе скоро и мед не нужен будет, лишь бы снова так успокоиться.

Медведь. И правда: еще хочется, о-о-о-чень хочется...

Еж. Теперь Лиса тебе просто так зелье уже не даст. Плати, дорогой!

Врач. Медведю опять плохо... Но теперь не только от самого зелья. Достать его - тоже проблема, а наркотика с каждым разом требуется все больше и больше.

Медведь опять ревет.

Лиса. Что ты опять ревешь, Медведь?

Медведь. Еще хочу того... успокаивающего...

Лиса. Чего-чего хочешь, Мишенька?

Медведь (ревет). Ну, что ты мне дала тогда... Мне пло-хо-о-о-о...

Лиса. Ну, это же - как лекарство. Платить надо, Ми­шенька! Мне ведь тоже не бесплатно достается...

Медведь. Но у меня нет сейчас денег. Дай в долг!

Лиса. Ладно уж, возьми еще немного...

Врач. Так и стал наш Медведь наркоманом. Продал мед, запасы, дом... А все мало: хочется с каждым разом больше и больше.

Сова. Лиса радуется: еще одного зверя с хорошего пути сбила. Отощал Медведь, обнищал, обозлился, дере­вьев в лесу наломал от безысходности кучу. Всех обижать стал. И однажды... умер. Горевали по нему и Заяц, и Белка, и Еж - все звери. Ведь добрый же он был до этой встречи с Лисой, веселый. Помните, как он Машенькины пирожки дедушке с бабушкой нес?

Врач. Такие истории случаются и с людьми. По теле­визору, наверное, видели? А может, уже кто-то погибает, живя рядом с вами? Научитесь говорить нет курению, ал­коголю, наркотикам. Вот тогда это будет – характер

-Ребята, как вы думаете, почему люди начинают употреблять наркотики?

- Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3.Человек не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Стремление уйти от тоски и одиночества.

-А о том какую ответственность несёт человек за распространение и употребление наркотиков нам расскажет ( ФИО инспектора ПДН)

VII. Что такое здоровый образ жизни?

Хорошо тому живется,

Кто не курит и не пьет,

Кто здоровый образ жизни

С малых лет всегда ведет.

- А как вы понимаете фразу «здоровый образ жизни»? (Обращение к выставке рисунков на тему «Здоровый образ жизни»).

VIII. Итог занятия.

- Ребята, а как вы думаете, что надо сделать, чтобы не встать на путь наркомании, алкоголизма и табакокурения?

-Ответ на этот вопрос находится в народной поговорке:

Все пороки - от безделья!

-Как вы её понимаете?

-Это старая народная поговорка. Займитесь люби­мым делом, от которого у вас на душе будет хорошо, и сбудутся ваши мечты. А если от безделья вы встанете на путь наркомании, алкоголизма, табакокурения - вас... не будет! Не будет ваших детей! Не будет будущего! Помни­те: ваше будущее - в ваших руках!

Литература

1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог Волгоград Изд. «Учитель» 2010г.

2.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников М.2007

3. Михеев А.В., Пашканг К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы М.1990

4.Начальная школа №13 2006год

5.Педагогическое творчество №3 2007год

6.Педагогическое творчество №3 2004год

7.Педагогическое творчество №3 2006год

8.Педагогическое творчество №3 2001год

9.Педагогическое творчество №3 2002год

10.Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе М.2007

11.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников/ И.В.Цветкова. – М.,2000

12.Что такое? Кто такой?: Энциклопедия.-М.:Педагогика-Пресс,1994

13.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2000



 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.