Родительское собрание по теме «Симон Соловейчик "Заметки на полях жизни"»

2
0
Материал опубликован 19 November 2019

МБОУ Сосьвинская СОШ

 

Родительские чтения.

Заметки на полях жизни.

(По книге Симона Соловейчика «Последняя книга»)

 

Классный руководительСандова В.В.

 

 

Сосьва, 2008 год

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию фрагменты из книги Симона Львовича Соловейчика. Нашу предстоящую беседу я назвала «Заметки на полях жизни»

Слайд1

Слайд 2.

Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930, Симферополь —18 октября 1996) — российский публицист, педагог и философ.

После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.

В середине 1980-х гг., работал в «Учительской газете», в журнале «Новое время».

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика - книга Педагогика Для Всех (1977-1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Соловейчик - автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1978).

По повести Соловейчика «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести "Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный телефильм.

Сегодня мне хотелось бы перелистать страницы последней книги этого автора, которую он так и назвал «Последняя книга».

Зачитаю отрывок из книги. Это воспоминание из жизни. Возможно, такую ситуацию из своей жизни может вспомнить каждый из вас.

«Я хорошо помню, как в седьмом классе однажды вернулся домой очень поздно, мама спросила меня, где же я был, я что-то соврал, мама посмотрела на меня грустно – я по глазам её видел, что она не верит мне, и правильно не верит, я врал слишком явно; но она не сказала мне ни слова упрёка, не стала разоблачать мою ложь – и как же я был ей за это благодарен в ту минуту, как помнил и помню этот случай! Не сказав ни слова, она научила меня одному из главных правил воспитания детей – правилу неразоблачения; я следовал этому правилу всю жизнь.»

Слайд 3

Я знаю, вы скажете: «А как же правда? Я люблю правду!»

Тогда задумайтесь, что вы больше любите: правду или своего ребёнка?

Слайд 4.

Солгав вам, ребёнок уже стыдится этого. А стыд возвышает душу. Разоблачение же непоправимо унижает. Унижение озлобляет человека. Где-то в душе каждый человек, а особенно, ребёнок, обманывая, говорит себе, что это в последний раз, и надеется в последующем избежать лжи. Когда ребёнка разоблачают, ему некуда деется, он попался и пропал. Он злится на себя и на всех окружающих. Этим, собственно, и отличается любящий от нелюбящего. Кто любит, тот не разоблачает; кто не любит, тот только и делает, что подозревает и разоблачает, причём разоблачение доставляет ему мстительную радость – при этом он ещё чувствует себя правдолюбцем.

Слайд 5.

В разоблачителе ещё вот что страшно: он чувствует себя победителем. Но если мать разоблачила сына, победительница ли она? Победу ли она одержала? А если победу – то в какой войне? С кем? С собственным ребёнком? Война сама по себе явление отрицательное, а воспитание как война с ребёнком – это явление ужасное. И что делать, что сделать, чтобы прекратить эти невидимые, но страшные войны, которые начинаются с благостного желания сделать ребёнка хорошим, достойным человеком, а кончаются полной потерей ребёнка, а то и вовсе ужасно – кровью. Возможно кто-то из вас, однажды разоблачая, чувствовал себя ужасно, как будто он развязал войну. Войну с непредсказуемым концом. Но ведь война – это противник. А имея противником собственного ребёнка невозможно стать его другом. Так может быть лучше разрешить всё миром.

Слайд 6.

 

Ведь любая война это война. С победами, с применением силы и разоблачениями. Война, в которой каждая из враждующих сторон считает, что правда за ней – подобно тому, как во время войны каждый из противников провозглашает: «С нами бог!»

Слайд 7.

 

Однако, мы прекрасно знаем, что бог никогда не бывает на стороне воюющих, и нет правды в воспитании войной. Ведь в любой войне потери бывают как с одной, так и с другой стороны. В своей книге Соловейчик пишет:

Слайд 8.

 

«Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей, если будем стремиться к идеалу в ребёнке, а не в себе» так может быть стоит взглянуть на себя со стороны.

Разговариваю ли я с ним, как с другом.

Умею ли я его выслушать.

Рассказываю ли я ему о себе.

Последователен ли я в своих требованиях к нему.

Бываю ли я рядом, когда ему трудно.

Стараюсь ли я всё делать вместе с ним.

Общаюсь ли я с его друзьями

Существуют ли запреты и для меня.

Не воюйте с детьми. Всё что угодно, только не воюйте. Ведь есть ещё и другая сторона этой трудной нравственной проблемы

Слайд 9.

Да, давайте вернёмся к некоторым запретам в воспитании. Вот неполный список запретов, которых стоит придерживаться.

Слайд 10.

Вы спросите: «А как же власть?» Да, власть, обыкновенная и неизбежная родительская власть – необходимое условие воспитания; она же – первый источник антивоспитания. Чтобы объяснить это противоречие, обычно говорят о любви к ребёнку. Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. Ребёнок считается вроде лошади: иногда надо натянуть поводья, а иногда и отпустить. На самом деле всё не так.

Слайд 11.

Умеешь организовать жизнь детей в семья или в классе – и тогда их, детей, радостно и легко любить, и тогда нет проблемы власти: как получиться, какой у тебя характер. Тогда всё неважно – послушные дети, непослушные, балованные, небалованные…Они дети.

Кто он – ребёнок? Хоть это и странная мысль, но давайте попробуем дать определение слову «ребёнок» (Высказывания родителей).

Ребёнок – это залог бессмертия, продолжение меня в этом мире, звено в бесконечной цепи из прошлого в будущее

Слайд 12.

И поэтому, ребёнок – человек повышенной ценности. Он дан нам для того, чтобы мы его любили. Я думаю, что любой из вас сейчас готов поспорить со мной, что всё что он делает для воспитания своего ребёнка, он делает из любви к нему. Но ведь любовь к ребёнку может быть чисто физиологической, а может быть высокой.

Один любит ребёнка потому, что это его дитя и он им гордится; другой – потому что ребёнок маленький, беспомощный, забавный; третий любит в нём своё продолжение; четвертый соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы.

И чем возвышеннее любовь, тем значительнее человек, который у нас вырастает. И если можно вывести понятие «результат воспитания»

Слайд 13.

То он, этот результат, зависит не от любви родителей к ребёнку, как часто думают, а от возвышенности этой любви. С этим можно соглашаться и не соглашаться, это ваше право. Но задуматься над этим стоит.

Слайд 14.

/data/files/d1574429021.ppt (Презентация)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.