Классный час в 10 классе на тему «Символы Победы»

0
0
Материал опубликован 31 March 2020

МАОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа им. Г.Е. Егорова»


Конкурс

Памятные даты военной истории.

Классный час

«Символы Победы»

(к истории орденов и медалей Великой Отечественной войны)

Работа учителя истории

и обществознания

Муллиной Т.Н.

2019


Пояснительная записка

Классный час проводится в связи с 75 летием Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война является самой трагичной и одновременно самой героической и потому вдохновляющей страницей нашей истории. Все, что связано с Великой Отечественной войной остается актуальным многие десятилетия и, чем дальше, тем больший интерес она представляет. Изучению истории учреждения орденов и медалей в годы Великой Отечественной войны на уроках уделяется мало внимания или не уделяется вовсе. Для того, чтобы восполнить этот пробел, решено было провести урок в виде классного часа. Мероприятие рассчитано на учащихся 10 класса.

Мероприятие должно поддержать интерес обучающихся к истории Родины, родного края и конкретно к истории Великой Отечественной войны, привлечь внимание обучающихся к истории наград в России, сформировать знания истории и целей учреждения орденов и медалей, , знания о награжденных в годы войны.

Мероприятие построено на предварительной поисковой работе обучающихся, которая предполагает, работу с материалами музея района; с материалами в библиотеке (Большая Советская энциклопедия), задействовать интернет -ресурсы для поиска песен, посвященных войне В ходе проведения мероприятия планируется использовать следующие средства: исторический рассказ, показ слайдов, музыкальное сопровождение, видеозаписи. Техническое обеспечение состоит из компьютера, экрана, проектора.

В ходе подготовки к классному часу обучающиеся учатся искать информацию в различных источниках, применять информационно – коммуникативные технологии, работать с различными компьютерными программами. Проведение мероприятия имеет целью воспитать любовь и уважение к истории Родины, к ветеранам, чувство гордости за свой народ и чувство сопричастности к его истории.


Итогом классного часа является блиц- опрос участников и аудитории, для того, чтобы еще раз выделить главные моменты материала и закрепить знания присутствующих по теме.


Технологическая карта классного часа


Тема

Символы Победы (к истории орденов и медалей войны)

Цель

1. дать представление об основных наградах ВОВ;

2. способствовать формированию у обучающихся интереса к истории Родины, родного края, привлечь внимание обучающихся к истории наград в России;

2) развивать умение искать информацию в различных источниках, применять информационно-коммуникативные технологии;

3) воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за историю своего народа.


Форма проведения

Коллективное творческое дело

Пданируемый результат

Задачи:

познавательное развитие – расширение знаний о наградах нашего государства времен Великой Отечественной войны, социальное развитие –воспитание патриотических убеждений; побуждение обучающихся к изучению истории своей семьи;

коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность; формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;

личностное развитие – развитие готовности и способности обучающихся к саморазвитию и познавательной деятельности;


Формируемые компетенции

Расширение общекультурного кругозора:

Развитие исследовательских навыков:

Развитие коммуникативных умений:

Развитие ораторских способностей:

Методы и приемы

информационно- рецептивный;

эвристический;

проблемно- поисковый

Ресурсы

Компьютер, проектор, презентация


Эпиграф:

Для вас, детей другого века, давно закончилась война.

Для тех же, кто родился раньше, осталась в памяти она.

В бою солдаты погибали по правде, честно, навсегда.

Одних медалью награждали, других – забвеньем на года.

Но шли к победе наши деды, ведь за спиной была она –

Моя страна, моя Россия, та, что такая лишь одна.


План

1.Вступительное слово классного руководителя

2. Информационный блок

Ордена Великой Отечественной войны.

Орден Отечественной войны.

Полководческие ордена: Ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Ушакова, Нахимова

Орден Победы

Солдатский Орден Славы (описание и за какие заслуги происходило награждение).

Медали Великой Отечественной войны:

«За оборону городов»: Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Одессу, Москвы, Кавказа, Заполярья.

«За освобождение и взятие городов»: Вены, Будапешта, Кенигсберга, Берлина, Варшавы, Праги, Белграда.

Медали «За Победу над Германией» и «Победу над Японией»

Медаль «Партизану Отечественной войны»

Медаль «За доблестный труд» (описание и за какие заслуги происходило награждение

3. Страницы памяти

1.Кавалеры Орденов: А.С. Казаков и П.П.Порфирьев

2.«Награды в моей семье» (рассказы обучающихся)

4.Минута молчания

5. Рефлексия

Ход классного часа

1.Вступительное слово классного руководителя

Величайшим испытанием для Вооруженных сил, всего советского народа явилась Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой над фашизмом. Она имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества.

Советские вооруженные силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы в освобождении от фашистского рабства.

Свой интернациональный долг Советские Вооруженные силы выполнили и в отношении порабощенных милитаристской Японией народов Азии, в первую очередь Китая, Кореи, Вьетнама.

Звучит песня «Священная война»

1-й ученик.

В ходе Великой Отечественной войны было учреждено 12 орденов, 25 медалей, которыми награждались советские войны, участники партизанского движения, подпольщики, труженики тыла, народные ополченцы.

2-й ученик. Награда - одна из форм поощрения, свидетельство признания особых заслуг.

Среди учрежденных орденов были:

Орден Отечественной войны

Орден Суворова

Орден Кутузова

Орден Александра Невского

Орден Богдана Хмельницкого

Орден Славы

Орден "Победа"

Орден Ушакова

Орден Нахимова

1-й ученик. Медаль (франц. medale, от итал. medaglia, от лат. metallum - металл);

вид государственной награды за воинские и другие отличия и заслуги (наградные медали). Медали как награды появились в 17 веке.

Среди учрежденных медалей были:

За оборону Ленинграда

За оборону Одессы

За оборону Севастополя

За оборону Сталинграда

За оборону Москвы

За оборону Киева

За оборону Кавказа

За оборону Советского Заполярья

Партизану Отечественной Войны

За освобождение Белграда

За освобождение Варшавы

За освобождение Праги

За взятие Будапешта

За взятие Кенигсберга

За взятие Вены

За взятие Берлина

За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

За победу над Японией

Медаль Ушакова

Медаль Нахимова

Нагрудный знак «Гвардия»

Орденами и медалями было награждено более 7 млн. человек.

3-й ученик. 20 мая 1942 года был учрежден орден Отечественной войны 1-й и 2-й степени (показ слайдов). Это была первая награда, появившаяся в годы войны. Этим орденом награждали и военных, и гражданских, которые отличились в борьбе с фашистами. которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. Особо оговаривалось право на этот орден гражданских лиц, награждавшихся за вклад в общую победу над врагом


4-й ученик. Первыми получили эту награду артиллеристы дивизиона под командованием капитана Ивана Ильича Криклий. В бою под г. Хорьковым они уничтожили 32 вражеских танка и более 300 фашистов.

3-й ученик. Капитан Криклий не успел получить высокую награду. Он был тяжело ранен и скончался в госпитале.

4-й ученик Всего за подвиги в годы ВОВ этим орденом были награждены около 500 000 человек.

3-й ученик. В 1985 году, к 40-летию Победы, этим орденом были награждены все участники ВОВ, дожившие до этого праздника.

4-й ученик В ходе ВОВ были учреждены ордена, носившие имена великих русских полководцев: орден Суворова, орден Кутузова, орден Ушакова, орден Нахимова, орден Богдана Хмельницкого.

3-й ученик. Этими орденами награждались выдающиеся советские полководцы: Г.К. Жуков, А.М. Васильевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и другие.

4-й ученик. Орден Александра Невского (показывает иллюстрацию). Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан 40 000 раз.

3-й ученик.  Орден Александра Невского (показывает иллюстрацию). Его вручали офицерам Красной армии, которые нанесли большой урон врагу. Всего же этот орден был выдан 40 000 раз.

4-й ученик. Первый такой орден получил командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан. Его батальон смог отразить атаку целого фашистского полка, поддержанную танками.

3-й ученик.  8 ноября 1943 года учрежден высший орден Советского Союза – орден Победы (показывает иллюстрацию). Шла война, русскую землю еще топтали фашисты, но весь народ глубоко верил в победу.

4-й ученик. Орденом Победы награждали полководцев за выдающиеся военные операции, которые изменяли фронтовую обстановку в пользу Советских Вооруженных Сил.

3-й ученик. Рубиновую звезду ордена Победы, усыпанную брильянтами, в годы войны получили 11 самых выдающихся полководцев.

4-й ученик Имена всех кавалеров ордена Победы занесены на мемориальную доску в Большом Кремлевском дворце

3-й ученик. А самой почетной солдатской наградой был орден Славы трех степеней. Он появился в тот же день, что и орден Победы

4-й ученик Этим орденом награждались бойцы за личный подвиг в боевой обстановке. Орден имеет 3 степени. Высшей является 1-я степень. Награждение производилось последовательно: сначала вручали орден 3-й степени, затем 2-й и, наконец, 1-й степени.

3-й ученик. Орден Славы напоминает старинный русский солдатский орден – Георгиевский крест. Об этом сходстве напоминает знаменитая черно-оранжевая ленточка, которая получила название Георгиевская

4-й ученик .Получить эту награду было очень трудно – ее получал тот, кто первым ворвался с боем в расположение противника, кто в минуту опасности спас знамя части, тот, кто, рискуя жизнью, спас в бою командира.

3-й ученик. Полными кавалерами Славы (для этого надо было получить все три степени ордена) стали в годы ВОВ 2500 воинов.

4-й ученик .В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Киева, а также Кавказа и Советского Заполярья. За освобождение европейских городов Белграда, Варшавы, Праги.

3-й ученик .В день Победы, 9 мая 1945 года, все военные получили медаль “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Мы узнали, как выглядят некоторые ордена и медали ВОВ, за какие заслуги Родина давала такие награды. Мы поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память детям и внукам.

А теперь мы послушаем рассказы о наших земляках Герое Советского Союза А.С. Казакове и Полном Кавалере Ордена Славы П.П. Порфирьеве.

А какие награды хранятся в вашей семье, какие подвиги связаны с этими наградами, какие имена вспоминают в вашей семье в День Победы? Творческий отчет учащихся о дедушках и бабушках – ветеранах ВОВ «Награды в моей семье” .

5-й чтец

Не ходите на Русь! – Мономах обращался к соседям.
– Кто с мечом к нам придет,
 
от меча и погибнет!
– Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе правоту этих слов
 
Справедливым мечом доказал.


6-й чтец

Сколько ж пахарей потеряла, Россия,
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам?
– Не ходите на Русь!
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
 
А только к врагам.


7-й чтец

Не ходите на Русь!
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем –
Поля нашей славы,
 
Наших предков великих
Святые для нас имена.


Классный руководитель. 9 мая наш народ празднует День Победы. Будут салют, фейерверки, будут песни и парады. Но миллионы наших соотечественников жизнью заплатили за эту победу. Предлагаю почтить их память минутой молчания.

Минута молчания.

5-й чтец

На рубеже весны четвертой.
В награду за года тревог
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежит у наших ног.
Не умолкает гром орудий.
Бушует пламя в дымной мгле,
И говорят друг другу люди –
 
Есть справедливость на Земле!

Вернемся к эпиграфу нашего мероприятия.

Да, не все солдаты, офицеры, партизаны, труженики тыла, заслуживающие награды, были отмечены ими во время и после Великой Отечественной войны. Но с уверенностью можно утверждать следующее: каждый из них сражался не за медали и ордена, а за свою Родину, семью, родных и близких.

V. Подведение итогов (рефлексия)

Звучит фонограмма песни “День Победы”.


Приложение I

Уроженцы Чувашии - Полные Кавалеры Ордена Славы


1.Афанасьев Елисей Иванович

2. Бикчантаев Ярхам Гараевич

3. Большов Михаил Алексеевич

4. Быков Александр Артемьевич

5. Горчаков Александр Михайлович

6. Кариков Порфирий Герасимович

7. Парминов Александр Андреевич

8.Порфирьев Павел Порфирьевич

9. Прокопьев Герман Терентьевич

10.Табаков Александр Порфирьевич

11. Тухфетуллов Бедертдин Садретдинович

Презентация
PPTX / 1.55 Мб

Приложение II


Кавалеры Ордена «Победа»

1 .Георгий Константинович Жуков – Маршал Советского Союза, 10.04.1944г – «за освобождение Правобережной Украины»; 30.03.1945г -«За умелое выполнение заданий Верховного Главнокомандования»;

2. Александр Михайлович Василевский –Маршал Советского Союза,10.04.1944г – «за освобождение Правобережной Украины»;19.04.1945г. «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов».

3.Иосиф Виссарионович Сталин – Маршал Советского Союза, 29.07.1944г.и 26.06.1945г. - «За освобождение правобережной Украины» и «За победу над Германией».

4.Иван Степанович Конев - Маршал Советского Союза, 30.03.1945г.- «За освобождение Польши и форсирование Одера».

5. Константин Константинович Рокоссовский - Маршал Советского Союза, 30.03.1945г.- «За освобождение Польши и форсирование Одера»

6. Родион Яковлевич Малиновский- Маршал Советского Союза,26.04.1945г - «За освобождение территории Австрии и Венгрии».

7.Федор Иванович Толбухин- Маршал Советского Союза,26.04.1945г -«За освобождение территории Австрии и Венгрии».

8.Леонид Александрович Говоров - Маршал Советского Союза,31.05.1945г.- «За разгром немецких войск под Ленинградом и в Прибалтике».

9. Семен Константинович Тимошенко- Маршал Советского Союза,3.06.1945г. «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов».

10.Алексей Иннокентьевич Антонов, Генерал Армии, 4.06. 1945г. - «За планирование боевых операций и координацию действий фронтов».

11. Дуайт Эйзенхауэр - Генерал Армии (США),5.05.1945г. . «За выдающиеся успехи в проведении боевых операций большого масштаба, в результате которых была достигнута победа Объединенных Наций  над гитлеровской Германией».

12.Бернард Монтгомери - Фельдмаршал, 5.05.1945г. . «За выдающиеся успехи в проведении боевых операций большого масштаба, в результате которых была достигнута победа Объединенных Наций  над гитлеровской Германией».

13. Михай I- король Румынии,6.07.1945г., «За мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединёнными Нациями в момент, когда ещё не определилось ясно поражение Германии».

14.Михал Роля - Жимерский – Маршал Польши,9.08.1945г., «За выдающиеся заслуги в деле организации вооружённых сил Польши и за успешное проведение боевых операций Войска Польского в решающих битвах против общего врага — гитлеровской Германии».

15.Кирилл Афанасьевич Мерецков - Маршал Советского Союза, 8.09.1954г.- «За успешное руководство войсками в войне против Японии»

16. Иосип Броз Тито – Маршал Югославии, 9.09.1945г. -«За выдающиеся успехи в проведении боевых операций большого масштаба, способствующих достижению победы Объединенных Наций  над гитлеровской Германией».

17.Леонид Ильич Брежнев - Маршал Советского Союза,20.02.1978г. «За большой вклад в победу советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне, выдающиеся заслуги в укреплении обороноспособности страны, за разработку и последовательное осуществление внешней политики мира Советского государства, надежно обеспечивающей развитие страны в мирных условиях». Награждение отменено 21.09. 1989г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.