Синтаксическая пятиминутка № 7 (5 класс)
Синтаксическая пятиминутка помогает развивать логическое мышление, зрительную память, внимание.
Цель:
- закрепление знаний учащихся по теме «Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения»
Задачи:
- научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать способы её решения;
- планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием;
- оценивать полученный результат.
Выполните задания, и вы сможете прочитать строфу из стихотворения Ивана Бунина.
Первая строчка стихотворения
1. Найдите в предложении сказуемое и выпишите его.
Весь сентябрь с деревьев осыпаются золотые листочки.
2. Выпишите из следующего предложения подлежащее:
Не слишком свежие астры теперь были изломаны и валялись в траве.
3. Добавьте обстоятельство из третьего предложения
В садах росли приземистые кусты и кривые плодовые деревья.
Вторая строчка стихотворения
4. Найдите в предложении определение и выпишите его.
Послышался топот, и стройный всадник показался на улице.
5. Добавьте подлежащее из предложения:
Осенью клён отдаёт свою жёлтую дань потускневшей траве.
6. Выпишите из следующего предложения обстоятельство
Под окошком стоял самый настоящий кованый сундук.
7. Добавьте сказуемое из предложения:
За прозрачной стеной под ласковым солнцем желтеет песок.
Третья строчка стихотворения
8. Определите, с помощью чего связаны однородные сказуемые в предложении. Выпишите это слово.
На другом конце палаты сидел толстенький старичок с добрыми глазами и ел бананы.
9. Найдите в предложении определение и выпишите его (при составлении предложения слово употребите в начальной форме!)
Из-за туч проглянула луна и щедро залила холодным светом всё вокруг меня.
10. Выпишите подлежащее из следующего предложения
По утрам и вечерам едкий густой туман плотной пеленой окутывал эти бездонные топи.
11. Из данного предложения добавьте обстоятельство
На полях мы выкапывали картофель и другие овощи.
Четвёртая строчка стихотворения
12. Из предложения выпишите только второстепенные члены предложения
Целый день ребята отдыхали: играли, загорали, купались.
13. Найдите обстоятельство и добавьте его в предложение
Белая фигура сидит неподвижно, пока не посветлеет небо.
14. Выпишите сказуемое из последнего предложения
Справа смутно белеет стена какого-то особняка.
Запишите получившееся предложение как стихотворный текст («столбиком», каждая строчка - с прописной буквы).
В предложении подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы). Определите вид предложения по числу грамматических основ. Составьте схему предложения.
Ключ
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет. (Иван Бунин)
Предложение сложное (3 грамматические основы).
Использованные ресурсы:
1. https://rustih.ru/ivan-bunin/
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Куликова Ирина Геннадьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Колышкина Елена Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Кирилл Александрович Ш.
Юлия Васильевна Воробьева