12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Светлана Анатольевна22

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа» с.Дивеево

Методическая разработка на тему:

«Преемственность музыкального образования:

детские дошкольные учреждения в системе

музыкального образования детей».

 

выполнила: преподаватель

по классу фортепиано

Степанова Светлана Анатольевна

с.Дивеево

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3

Преемственность музыкального образования в взаимосвязанной системе детских дошкольных учреждений и музыкальных школ (школ искусств)………………………………………………………………………….9

Практические результаты реализации принципа преемственности музыкального образования во взаимосвязанной системе детских дошкольных учреждений и музыкальной школы (на примере работы автора)……………27

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………...41

Приложение………………………………………………………………………42

 

Введение

В Российской Федерации длительное время формировалась система музыкального воспитания и образования, характеризующаяся, прежде всего, массовостью вовлечения учащихся. Она позволяла выявлять среди большого количества детей тех, кто обладает склонностью к занятиям, имеет и стремиться иметь навыки и умения, а в последующем продолжают заниматься музыкальным образованием на профессиональной основе. Процесс этот занимает по длительности достаточно большой период.

Однако реалии современной жизни таковы, что помимо массовости образования назревает необходимость интенсификации учебного процесса, сокращения временного промежутка в формировании музыканта-исполнителя, профессиональной ориентации учащихся.

Предлагаемые Министерством культуры РФ и Институтом развития образования в сфере культуры и искусства проект Концепции предусматривают построение в РФ трехуровневой системы музыкального образования : школа- колледж-вуз. По мнению разработчиков Концепции на детские музыкальные школы (школы искусств) возлагается задача реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ1.

Наверное, трехзвенная система музыкального образования имеет право на существование, однако, на мой взгляд, эта система логично и целесособразно должна включать в себя еще одно- базовое- звено: детские дошкольные образовательные учреждения. В условиях обсуждения Концепции вполне закономерно обсуждение данного вопроса, который имеет помимо теоретического аспекта и весьма важное прикладное значение. Поэтому данная работа посвящена вопросам исследования преемственности в музыкальном образовании детей через призму обоснования необходимости включения детских дошкольных образовательных учреждений в единую систему подготовки музыкантов.

Во многом, успех музыкального воспитания и образования, в том числе и специального, зависит от раннего выявления и правильного определения уровня музыкальных способностей ребенка.

В силу особенностей физиологического и психологического развития музыкальных способностей в раннем возрасте, проведение работы по их развитию и закреплению, формированию их устойчивости выступает важной частью работы по воспитанию музыканта.

В науке и практике музыкальной педагогики сложилось разделение музыкального образования на составляющие: условно выделяются системы музыкального воспитания, начального музыкального образования и профессионального музыкального образования. В силу этого осуществлением работы по претворению этих составляющих занимаются различные по статусу заведения и учреждения.

Музыкальное воспитание в настоящее время осуществляется на базе детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ (которые в данной работе не исследуются), начальное музыкальное образование - в системе детских музыкальных школ (школ искусств). Профессиональное образование осуществляется в системе образовательных музыкальных учебных заведений среднего специального и высшего образования.

Политика в области музыкального образования исходит из того, что музыкальные школы ( школы искусств) выступают в качестве базиса в деле музыкального образования. Однако с этим можно не согласится, так как вполне возможно перенести некоторые элементы начального музыкального образования из музыкальной школы в детские дошкольные учреждения.

Конечно, такая перестройка потребует решения большого количества административно-управленческих, организационных и финансовых вопросов, однако, по моему мнению, проблема может быть решена уже сейчас.

Мне посчастливилось в своей профессиональной деятельности на протяжении нескольких лет совместить работу музыкального руководителя детского сада и педагога детской музыкальной школы. Это сочетание позволило мне провести своеобразный эксперимент: на музыкальных занятиях с детьми в детском саду частично дать им знания, которые обычно преподаются на протяжении первой учебной четверти в первом класса музыкальной школы. В сочетании с игровой формой подачи информации, в ходе целенаправленной и систематической образовательной деятельности мне удалось подготовить детей до такого уровня, что после поступления их на учебу в музыкальную школу процесс привыкания, освоения нотной грамоты, формирования навыков и приемов игры на фортепиано сократился по времени более чем на половину. Повторение этого эксперимента на протяжении нескольких лет позволило выявить наличие положительной и устойчивой тенденции и сделать однозначный вывод: музыкальным воспитанием и образованием ребенка надо заниматься с 2-3 лет, когда еще он только-только осваивается в жизни. Это воспитание должно носить целевой, планомерный, последовательный и непрерывный характер.

Определение роли и места дошкольного музыкального образования (или первой ступени в возможной системе музыкального образования), выявление целей и задач, которые должны решаться на этой ступени, решение задач взаимосвязи этой ступени с последующими ступенями музыкального образования (преемственность и последовательность образования), необходимость систематизации полученных практических результатов с теоретическими аспектами исследования определяют актуальность предлагаемой работы.

Полученные мною в ходе многолетней работы результаты теоретического плана проверены и доказаны на практике, систематизированы и могут быть предложены для более широкого применения.

Данная работа содержит анализ и обобщение результатов музыкального воспитания детей во взаимосвязанной системе детского дошкольного учреждения и детской музыкальной школы, выводы, содержащиеся в работе, основаны на практически достигнутых результатах на реальных примерах. Учащиеся моего класса, которые прошли углубленную подготовку в дошкольном учреждении, имеют лучшие посещаемость занятий, более успешную успеваемость, и, как следствие, достаточно большой опыт выступлений не только в районных, в региональных, но в международных конкурсах. В настоящее время некоторые мои ученики, которые начали свое музыкальное образование еще в детском садике, успешно закончили музыкальную школу, продолжили свое профессиональное музыкальное образование, работают по педагогической специальности.

Опыт моей работы показывает, что когда образование в музыкальной школе строится на базе полноценной подготовки, проведенной в детском саду, результаты педагогического процесса получаются более весомыми. Так дети начинают обучение в детском саду с 3х лет, а заканчивают обучение в возрасте 14-15 лет. В результате за 10-12 лет обучения (а не за 7-8 при обычной системе) они получают больший багаж знаний, что позволяет им определить свою будущую профессиональную деятельность.

Объектом изучения в работе является изучение во взаимосвязи особенностей и общих составляющих методики и программы музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении и в музыкальной школе, а также имеющийся у автора работы собственный опыт работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Предметом изучения в работе являются приемы, навыки музыкального воспитания дошкольников и учащихся детской музыкальной школы.

 

При подготовке работы использовались Методы исследования:

теоретико-методологический анализ философских, педагогических, психологических трудов, отражающих различные аспекты проблемы преемственности в образовании, воспитании, развитии культуры;

мониторинг реального состояния преемственности в процессах музыкального воспитания и образования;

диагностика сформированности музыкальной культуры детей на возрастных этапах через информационно-констатирующие, оценочные и продуктивные методы;

мониторинг реализации преемственности в формировании музыкальной культуры детей между ступенями образования и воспитания (опросные, диагностические методы), анализ и статистическая обработка полученных данных

Настоящая работа и проведенное исследование имеют практическое значение:

предложение автора о включении детских дошкольных образовательных учреждений в качестве обязательного элемента музыкального образования через призму преемственности в музыкальном воспитании детей позволит обеспечить поэтапность формирования музыкальной культуры и повысит эффективность музыкально-образовательного процесса как непрерывного поступательного развития личностно-творческого потенциала ребёнка.

предлагаемые автором методические рекомендации по реализации преемственности в музыкальном воспитании помогут педагогам-практикам в решении данной проблемы на различных ступенях образовательной системы.

материалы исследования могут быть использованы в рамках курсов повышения квалификации преподавателей и руководителей дошкольных общеобразовательных и специализированных музыкальных учреждений системы дополнительного образования, в ходе подготовки педагогов-музыкальных руководителей на кафедрах дошкольного образования,

результаты исследования могут быть использованы при обсуждении Концепции развития детских школ искусств в аспекте построения преемственных связей между субъектами социального пространства для решения проблем воспитания детей и молодёжи.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием научной литературы, связанной с основной проблематикой исследования, методологией исследования, соответствующей теоретическим и практическим аспектам, целям и задачам исследования, результативностью опытно-экспериментальной работы, построенной на основе мониторинга проблематики исследования и разработанного диагностического инструментария.

Выводы и результаты исследования, изложенные в данной работе, основаны на общепринятых достижениях музыкальной педагогики, опыте педагогов - теоретиков и практиков, а также на личном опыте автора, проверены им в практической деятельности в качестве преподавателя детской музыкальной школы.

Преемственность музыкального образования в взаимосвязанной системе детских дошкольных учреждений и музыкальных школ

(школ искусств).

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует преемственность как передачу, переход чего-либо в определенной последовательности от предшественника к преемнику.2

В философском плане преемственность – это обусловленное социальными предпосылками явление последовательного и поступательного развития, это изменение, состоящее из определённых стадий, в которых каждая из последующих в преобразованном виде сохраняет некоторые стороны, элементы предшествующих, дополняя в то же время новыми элементами. Развитие характеризуется основными признаками, которые определяют содержание преемственности:

качественный характер изменений;

их необратимость;

определённая направленность.

При этом преемственность выполняет роль связующего механизма

между стадиями развития.

Преемственность в процессе музыкального образования представляет собой непрерывное обучение, в ходе которого закрепление уже полученных знаний сочетается с получением новых знаний.

Преемственность в музыкальном воспитании детей представляет собой систему полифункциональных отношений между ступенями образования («вертикальная» преемственность) и качественно различными уровнями музыкального развития детей на каждой образовательной ступени («горизонтальная» преемственность). Система преемственности включает в себя комплекс целевых, содержательных и методических связей, объединённых едиными ценностными основаниями. Базисом концепции преемственности является «функциональный механизм культуры» (М.С.Каган), построенный на синтезе познавательной, ценностно-ориентационной и творческо-преобразующей деятельности в процессе приобщения детей к музыкальным ценностям.3

В общепринятом смысле преемственность в осуществлении педагогического процесса принято понимать как инструмент для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании: с одной стороны - дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость.4

Однако практика показывает, что имеет место несовпадение представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций. Для воспитателей детских дошкольных учреждений обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий, т.е. дать каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить. Для учителя, как правило, преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков, основываясь на которых учебно-воспитательный процесс можно было бы интенсифицировать. Поэтому будем рассматривать преемственность в системе образования как установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

При всем противоречии в определении критериев преемственности все три указанные стороны воспитательного процесса заинтересованы в том, чтобы дать ребенку максимально возможные знания, умения, навыки, воспитать его в культурном и социальном аспектах.

В этом смысле дошкольные образовательные учреждения и музыкальные школы имеют общие задачи музыкального развития детей, такие как:

Формирование начал музыкальной и общей духовной культуры.

Приобщение детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, к мировой и национальной музыкальной культуре.

Развитие музыкальных и творческих способностей с учётом возможностей каждого ребёнка посредством различных видов музыкальной деятельности.

Формирование элементов музыкально-эстетического сознания.

Развитие музыкального мышления.

Ознакомление с музыкальным творчеством на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности – музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций.

Стимулирование творческих проявлений в музыкальной деятельности.

Создание условий для развития музыкальных способностей и творческой активности.

Воспитание эмоциональной культуры.

Ни одна область профессиональной деятельности и художественного творчества не требует столь длительного процесса обучения, как профессия музыканта. Помимо таланта, надо обладать большим терпением, трудолюбием и, главное, любовью к музыке, чтобы успешно дойти до заветной цели. В итоге процесс становления музыканта обычно занимает от 15 до 20 лет. И это не конец: всю оставшуюся жизнь ему предстоит учиться и учиться, чтобы не потерять свою квалификацию и не отстать от прогресса.

Любой преподаватель знает, что уже после двух-трёх лет занятий музыкой можно понять, обладает ли ребёнок достаточным комплексом данных, чтобы продолжать заниматься профессионально. В этот комплекс должны входить: музыкальные способности (слух, чувство ритма, хорошая музыкальная память, артистизм), желание учиться, любовь к музыке, и, наконец, здоровье.

К сожалению, не редки ситуации, когда ученик после 2-3 лет обучения заявляет о нежелании учиться далее, бросает школу. Либо другой пример: ученик проучился весь курс обучения в школе, однако не показал никаких особо значимых результатов обучения. Если отвлечься от того, что по -любому и первый и второй ученики за время обучения получили определенный уровень музыкального образования и воспитания, с точки зрения результативности работу педагога нельзя назвать положительной. Анализ причин, по которым происходят такие ситуации, не входит в тему исследования. Однако хотелось бы отметить, что одна из частых причин указанных ситуаций – отсутствие надлежащей подготовки ребенка перед поступлением в музыкальную школу.

В этом смысле преемственность музыкального воспитания и образования оказывается не реализованной.

Создается парадоксальная ситуация: в современных условиях при поступлении ребенка в первый класс общеобразовательной школы он должен обладать навыками и умениями, необходимыми ему для учебы: читать, писать, считать, рисовать и т.д. Когда же ребенок поступает на учебу в музыкальную школу, то предполагается, что он должен иметь только музыкальные способности, выявление и развитие их должно осуществляться педагогом в процессе обучения. Бывают редкие исключения из этого правила, когда в школу поступает талантливый ребенок. Но такие случаи редки и, как правило, такие дети уже получают определенную первоначальную подготовку либо в детском саду, либо от родителей.

А можно ли добиться того, чтобы таких детей было больше?

Проработав более 30 лет педагогом, могу утверждать: «да!» Поставленную задачу можно решить, объединив в единую систему процесс музыкального воспитания и образования двух, в большей степени, разобщенных в настоящее время ступенях образовательного процесса: детских дошкольных учреждений и музыкальных школ (школ искусств).

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Однако только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу владения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроение.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Конечно, музыкальные способности проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на втором году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, что свидетельствует о музыкальности. Именно в это время следует начинать отбор детей и подготовку к поступлению в музыкальную школу. При вовлечении в этот процесс родителей результаты получаются просто замечательными: те дети, которые с детского сада и до окончания музыкальной школы прошли весь достаточно сложный путь обучения, становятся эрудированными, воспитанными детьми, обладающими по сравнению со своими сверстниками значительно большим багажом не только знаний, но и морально-этических качеств.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста в направлении музыкального образования позволяет определить ряд особенностей такой деятельности.

Как известно, в музыкальном воспитании ребенка выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально -ритмических движениях и в игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя обучение детей сведениям общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.

В раннем детском возрасте, когда ребенок еще не способен осуществлять указанные виды музыкальной деятельности в полном объеме, его музыкальное образование, прежде всего, строится на восприятии музыки как таковой. Восприятие музыки детьми этого возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Можно даже с некоторой долей условности сказать, что на этом этапе развития ребенка как личности восприятие музыки осуществляется через врожденные инстинкты, заложенные на генном уровне и приобретенные с песней матери навыки. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок учится воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с явлениями из окружающей его жизни, определять характер произведения. Если же окружающая ребенка среда лишена музыки, связанного с нею эмоционального фона, может произойти формирование негативного отношения ребенка к музыке вообще, и уж точно - к серьезной музыке. Поэтому так важно в период жизни ребенка от 2 лет, когда он начинает посещать детские дошкольные учреждения, не упустить прекрасную возможность заложить в ребенке основу его дальнейшего развития как личности, что включает в себя составным элементом - развитие музыкальных способностей, любви к музыке, искусству в целом.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если ребенок обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому так часто малыши требуют повторить произведение несколько раз. И тогда восприятие произведения становится более осмысленным и прочувствованным. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки. Дети готовы с удовольствием слушать старинную музыку И.С. Баха, А.Вивальди, В.А. Моцарта и музыку других композиторов, поэтому с такими подготовленными детьми намного легче потом заниматься в музыкальной школе. Они умеют внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до ее завершения, охватывают слухом звук за звуком. Если на втором году жизни дети слушают небольшие музыкальные произведения и больше вокальные, то к пяти годам они уже готовы к прослушиванию крупных музыкальных произведений. Поэтому программа музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении обязательно должна включать в себя произведения разных эпох, стилей, отвечающие двум ведущим принципам: высокой художественности и доступности. Большое предпочтение отдается сказке: сказке в опере и сказке в балете

Наиболее близко и доступно детям пение. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. А сколько дети получают удовольствия от пения? Так знакомые и любимые песни они могут исполнять множество раз и в любое время. Обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, малыш начинает подпевать, старательно подражая моим интонациям голоса. Для распевок очень хорошо вводить «Музыкальную лесенку», которую желательно пропевать от разных ступенек, «Птица и птенчики» и др. В пении важно научить ребенка слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторения упражнений. Поэтому на музыкальных занятиях в детском саду, проводя занятия с детьми так необходимо и важно систематически при освоении нового музыкального материала, возвращаться к старому, уже пройденному, повторять, производить анализ и взаимосвязь старых и новых знаний. Навыки и умения, закладываемые в детей на таких занятиях, в последующем пригодятся им на занятиях в музыкальной школе, где в целом применяются те же подходы в разучивании новых произведений.

Казалось бы, имеются все предпосылки к тому, чтобы выстроить единую, взаимосвязанную систему музыкального воспитания и образования детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Однако, программы, по которым в настоящее время работает большинство музыкальных руководителей в детских садах, не предполагают обучение детей нотной грамоте, пению по нотам, навыкам игры на музыкальных инструментах (как правило, обучение включает в себя игру на шумовых инструментах, и не более). Я считаю это неправильным, что доказала в практической деятельности.

Когда в возрасте 6-8 лет в музыкальную школу приходит не подготовленный к обучению ребенок, даже обладающий соответствующими музыкальными способностями, для него определенную сложность представляет начальный этап обучения (первая-вторая четверти). На этом этапе в достаточно короткие сроки он должен выучить нотную грамоту, научиться правильному звукоизвлечению и звуковедению на выбранном музыкальном инструменте и т.д. Процесс обучения сопровождается привыканием ребенка к новому для него виду деятельности, вхождению в коллектив класса и школы.

Однако преемственность музыкального образования в системе детского дошкольного учреждения и музыкальной школы позволяет облегчить этот сложный этап не только ребенку, но и педагогу.

Прежде всего, в детском саду необходимо ввести изучение нотной грамоты. Как показывает моя практика, знание нот очень помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. Бывает так, что у некоторых детей нотная грамота отбивает интерес к музыкальным занятиям, но в основной массе - это редкое исключение. Все-таки, очень многое здесь зависит от того, как «преподнести» нотную грамоту детям. Наше время – время ускорения, явило на свет много эффективных методик развития маленького человека: логика, чтение, письмо, математика – всему этому теперь дети учатся с одного-двух лет! А если ребёнок в таком раннем возрасте может читать и считать, то, следовательно, он сможет освоить и музыкальную грамоту. Предпочтительнее начинать изучение нотной грамоты с детьми, достигшими четырёх лет, так как в этом возрасте с ними уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений.

Ведущими педагогами –инноваторами в настоящее время разработано и опробировано множество методик преподавания нотной грамоты маленьким детям. Они, как правило, ориентированы на развитие музыкальных способностей, на приобретение навыков игры на музыкальных инструментах, а также на овладение определённой суммой знаний по теории музыки. Другими словами, они готовят малыша к «взрослой музыкальной жизни». Каждая из методик может успешно применима на практике. Например, методика О.Д Хендриковской «Семь нот, хранящие законы красоты и гармонии или "Кто живёт на радуге?"». Она пополняет ряды «методик ускорения» в области раннего музыкального развития и отвечает всем заявленным требованиям. В основе методики лежит эмоционально-образное восприятие информации (музыкальная азбука здесь – это «многосерийный мультик», захватывающий сюжет которого развивается из урока в урок по всем законам сказочного жанра). Доказано: такая «постановка вопроса» нравится всем без исключения малышам, даже самым строптивым и непоседливым. Они занимаются с неослабевающим интересом на протяжении всего периода обучения. Нота - основной элемент музыкальной грамоты, является ребёнку в виде того или иного радужного цвета. Ноты (звуки) – это маленькие девочки в разноцветных платьицах. Они живут на Радуге, а вниз спускаются по лесенке (на парашютах, на самолётиках), чтобы «заниматься с нами музыкой». Каждая нота-девочка имеет свой характер, свою «биографию». Настоящие ноты малыш увидит только тогда, когда к этому будет готов. Чаще всего, цветовая нотная запись и традиционная появляются сразу и существуют параллельно, образуя систему. Внимание малыша распределяется между ними равномерно. В традиционной системе все музыкальные понятия и правила расписаны по многим страницам многих учебников, и ученики с учителями обречены изучать их долгие-долгие годы. Здесь же, – несколько красочных, наглядных, обучающих таблиц, другой наглядный материал. Именно они являются необычными хранителями всей музыкальной информации. Может быть, в это трудно поверить, но обучение при помощи этих элементов методики происходит молниеносно! Поэтому, если у ребёнка «пошло», можно за два-три года (то есть до наступления школьного возраста), освоить основной курс сольфеджио. Ведь ни для кого не секрет, что именно сольфеджио часто является тем камнем преткновения, из-за которого чаще всего бросают занятия музыкой.

Мною, как педагогом музыкальной школы в процессе работы с детьми дошкольного возраста использовалась эта и другие методики, а также выработанные своим опытом педагогические приемы в обучении детей не только нотной грамоте, но и игре на инструментах, включая фортепиано. В процессе обучения, который длился по времени около года, дети научились правильной постановке рук, правильной посадке за инструментом, правильному дыханию. Они изучили начала исполнительства на музыкальном инструменте. При этом обучение находилось во взаимосвязи процесса обучения игре на фортепиано с основами различных музыкально-

теоретическими предметами: сольфеджио, музыкальной литературы, хоровым пением, вокалом, слушанием музыки.

В качестве примера могу привести одно из занятий, проводившихся мною с воспитанниками детского сада. Это занятие проводилось с детьми старшей группы. Целью занятия было развитие и реализация музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных особенностей. Ставились следующие задачи:

Обучающие:

1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

2. Закрепить названия музыкальных инструментов .

3. Закрепить три главных жанра в музыке : марш, танец, песня.

4. Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки

5. Умение написать и ритмически оформить музыкальный диктант. Знание элементов нотного письма, графическое изображение нотных знаков, скрипичного ключа, басового ключа, нотного стана.

6. Использовать музыкальные инструменты для освоения длительности нот.

7. Исполнять небольшие музыкальные произведения на фортепиано.

8. Организация пианистического аппарата.

Развивающие:

1. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, мышление и воображение.

2. Развивать музыкальный слух (чистое интонирование звукоряда мажора и минора) творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой, вокально-хоровые навыки;

3. Развивать чувство ритма

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:

1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

3. Создать радостную творческую атмосферу, закреплять имеющиеся у детей навыки умения игры на музыкальных инструментах,

4. Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.

5. Научить детей самовыражаться

Фото 1 участники открытого занятия

Фото 2. Сольное исполнение на фортепиано

Фото 3 Ансамблевое исполнение

Фото 4 Игра на синтезаторе

В ходе занятия были закреплены навыки детей по узнаванию звучания музыкальных инструментов, знанию нот, по формированию исполнительского умения игры на фортепиано, других инструментах. Считаю необходимым отметить, что в последующем больше половины детей из этой группы поступили учиться в музыкальную школу, где уже сейчас достигли больших успехов: они хорошо и с интересом учатся, среди них есть лауреаты и дипломанты зональных, областных и международных конкурсов.

Если типовая программа подготовки музыкантов в детской музыкальной школе предполагает проведение, прежде всего, набора детей в школу на основе конкурса (что в той или иной степени связано со стрессовыми ситуациями, переживаниями детей и их родителей, в ряде случаев не позволяет детям проявить свои способности, показать их в полной мере), то прием в музыкальную школу детей, которые на протяжении 3-4 лет воспитания и обучения в детском саду могут проявить свои способности, и как бы «плавно» продолжают обучение в школе, позволяет избежать этих негативных моментов. Ребенок уже знает основные требования, а учитель знает возможности ученика. При таком подходе появляется возможность быстрее пройти первоначальный и подчас весьма трудный этап взаимного привыкания, характерный для старой системы начального курса обучения в детской музыкальной школе. За время первичной подготовки дети в детском саду, как правило, уже умеют показать весь спектр своих музыкальных способностей, включающих и элементарное музицирование, как показано на приведенном выше примере.

Преемственность и взаимосвязь детских дошкольных учреждений и музыкальной школы предполагает формирование целенаправленной и последовательной системы деятельности преподавателя как в дошкольном учреждении, так и в детской музыкальной школе. Она достаточно условно может быть охарактеризована как 5-ти уровневая система обучения:

I уровень – вводный период. В этот период путем ежедневного наблюдения среди детей детского сада производится отбор детей, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию. «Первичные» данные, т. е. музыкальный слух, память и ритм – безусловно необходимы, но так как выявление их происходит с самого юного возраста детей, избранная методика позволяет развивать и совершенствовать эти данные, а позднее - приступать к обучению игре на фортепиано.

II уровень - проводится в средней и старшей группе детского сада и включает обучение детей азам музыкальной грамоты, и элементарному музицированию с целью подготовки их к поступлению в музыкальную школу. Заканчивается этот уровень сдачей вступительных экзаменов в детскую музыкальную школу.

III уровень – 1-4 классы ДМШ. Все обучающиеся получают основной, базовый компонент знаний. В 4-ом классе становится ясно по развитию обучающегося, будет ли он продолжать дальнейшее обучение в системе среднего специального образования (музыкальном колледже)

IV уровень – 5-8 классы. Профессиональное обучение.

V уровень – 9 класс. Работа с детьми с целью непосредственной подготовки для поступления в музыкальный колледж.

В результате включения детских дошкольных образовательных учреждений в систему музыкального образования возможно провести частичное смещение образовательной подготовки с III на II уровень, когда еще в детском саду выявляются, формируются и развиваются музыкальные способности детей дошкольного периода, происходит закладка знаний нотной грамоты, основ теоретических предметов, изучаемых в школе. За время обучения в младших классах музыкальной школы ученики закрепляют уже полученные знания и на их основе быстрее приобретают умения свободно читать с листа музыкальные произведения, подбирают по слуху понравившуюся мелодию, у них формируется хороший музыкальный вкус. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность.

Как показывает мой опыт, при поступлении в школу ребенка после окончания дошкольного учреждения, если там он посещал углубленные музыкальные занятия, у него уже имеется фундамент музыкальных знаний, которые педагогу музыкальной школы следует укрепить, а не строить заново. При этом высвобождается время, что позволяет дать ученику больший объем знаний и умений, брать в работу более сложные произведения.

Следствием этого появляется возможность готовить таких учеников к участию в конкурсах разного уровня, воспитывать и развивать в ребенке музыканта - исполнителя. . Конечно же, большую помощь в этом оказывают родители учащихся, что только лишний раз подтверждает старую истину: личность формируется совместными усилиями дома (т.е. родителей) и школы ( т.е. нас - преподавателей).

 

Практические результаты реализации принципа преемственности музыкального образования во взаимосвязанной системе детских дошкольных учреждений и музыкальной школы (на примере работы автора).

Главными и основанными результатами применявшихся мною методов работы с детьми являются:

выявление и развитие музыкальных способностей у детей в детском дошкольном учреждении;

развитие стремления личности к познанию и творчеству;

удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей;

приобщение обучающихся к культурным ценностям;

адаптация к жизни в обществе;

увеличение занятости детей в свободное время;

поддержка и развитие талантов;

обеспечение тесной связи родителей и детей в учебном процессе.

При этом осуществлялось решение следующих задач:

помочь родителям выявить музыкальные способности детей;

формирование первичных музыкальных знаний и организация подготовки детей к поступлению в детскую музыкальную школу;

научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку;

развить познавательный интерес у учащихся;

развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность;

создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;

формировать у ребёнка специальные знания, умения;

привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту;

организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми;

Исследованная мною система музыкального воспитания и образования во взаимосвязи детского дошкольного образовательного учреждения и музыкальной школы предполагает наличие у детей при поступлении в музыкальную школу базовой музыкальной подготовки, основываясь на которой значительно быстрее достигаются первые положительные результаты, а в дальнейшем успешнее проходит процесс обучения.

Высшим показателем овладения содержанием музыкального образования выступает приобретение ребёнком опыта музыкально-творческой деятельности. Опыт музыкально - творческой деятельности ребёнка проявляется в способности самостоятельно применять полученные знания и усвоенные способы действий в новых ситуациях, проявляя при этом изобретательность и оригинальность, фантазию, быстроту реакции при выполнении творческих задач и т.п.

Важной составляющей этой деятельности является его участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Увеличение уровня подготовки учеников позволяет привлекать их активно участвовать в различных мероприятиях.

Говоря о преемственности музыкального воспитания и образования, нельзя не отметить и важную роль родителей в этом процессе. Опыт показывает, что родители учеников, которые поступили в музыкальную школу после детского дошкольного учреждения, также активно участвуют в учебно-воспитательном процессе, что благотворно сказывается и на посещаемости занятий, и на успехах в обучении.

Обобщая опыт работы по реализации преемственности музыкального воспитания и образования во взаимосвязанной системе «детский сад -музыкальная школа» необходимо отметить наличие проблемы подготовки кадров музыкальных работников детских садов, которые были бы нацелены на реализацию указанных мероприятий.

В настоящее время работа музыкального руководителя дошкольного учреждения, как правило, определяется программами музыкального воспитания детей в детском дошкольном учреждении, квалификационными требованиями, разработанными в системе общего образования, не учитывающими необходимость музыкального воспитания детей во взаимосвязанной системе музыкального образования « детское дошкольное учреждение - музыкальная школа – колледж-вуз».

Зачастую музыкальные руководители дошкольных учреждений не имеют никаких связей с музыкальной школой (школой искусств).

Установлению такой связи препятствует ведомственная разобщенность: детские дошкольные учреждения находятся в ведении органов управления образованием, а детские музыкальные школы - в ведении органов управления культуры.

Как же, имея цель построения взаимосвязанной системы музыкального образования, решить данную проблему?

Можно предложить несколько вполне реализуемых мер.

Во-первых: создание на уровне муниципальных образований методических объединений по вопросам музыкального образования и воспитания, в рамках которых могли бы осуществляться подготовка педагогических кадров музыкальных руководителей для детских дошкольных учреждений, разрабатываться программа музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях муниципального района применительно к формированию резерва детей, готовых к поступлению в музыкальную школу.

Во-вторых: распределение между преподавателями музыкальной школы находящихся на территории муниципального образования дошкольных учреждений с целью изучения выпускников этих учреждений на предмет выявления желающих к поступлению в музыкальную школу, оказание практической и методической помощи музыкальным руководителям учреждений. Проведение ранних бесед с родителями одаренных детей с целью побуждения их к поступлению детей в музыкальную школу.

В-третьих: проведение на базе детских дошкольных учреждений концертов учащихся музыкальной школы с целью формирования у детей- воспитанников детских садов, интереса к поступлению в музыкальную школу.

В-четвертых: взаимодействие музыкальной школы (школы искусств) с дошкольными учреждениями должно стать неотъемлемой частью основной образовательной деятельности указанных образовательных учреждений. В объединении ресурсов для достижения более высокого качества образования заинтересованы как школы искусств, так и детские сады.

Заключение.

Опыт каждого педагога, и педагога-музыканта – индивидуален. Но при этом он основан на общих достижениях педагогической науки. В настоящее время в РФ формируется единая система музыкального образования, в которой должно быть место и детским дошкольным учреждениям.

Как сложное личностное образование музыкальная культура формируется поэтапно, начиная с дошкольного возраста - наиболее сензитивного периода музыкального развития ребёнка. С раннего возраста проявляется эмоциональная отзывчивость ребёнка на музыку, затем у детей возникают первоначальные оценки музыкальных впечатлений, выражающиеся в эмоционально-интеллектуальных оценочных проявлениях. Развитие положительного отношения детей к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкального искусства, расширяющий опыт интонационного восприятия от одной возрастной ступени к другой. Важно сохранять и обогащать музыкально-эстетический опыт, позволяющий осуществлять «сквозное», преемственное развитие музыкальной культуры личности.5

Как отмечается ведущими педагогами, воспитание детей должно строиться в опоре на культурный опыт и традиции, что позволит осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (М.С.Каган, Н.И.Киященко, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, Г.М.Цыпин, Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, О.С.Ушакова и др).

В результате можно прийти к выводу о том, что успешность музыкального образования может достигаться вовлечением в единую и цельную систему такого образования детских дошкольных образовательных учреждений. Преемственность и единство музыкального образования могут быть достигнуты:

перестройкой системы управления музыкальным образование, вовлечением в эту сферу наряду с органами управления культуры органов управления образования муниципалитетов, детских дошкольных учреждений ;

пересмотром программ обучения и воспитания (в разрезе музыкального образования) детей в детских дошкольных учреждениях;

реорганизацией системы подготовки музыкальных работников для детских дошкольных учреждений, акцентирование этой подготовки в разрезе преемственности музыкального образования в системе «детское дошкольное учреждение- музыкальная школа»;

индиввидуализацией работы с детьми и их родителями в детском дошкольном учреждении, ранним выявлением и диагностикой музыкальных способностей у детей, ориентированием детей и их родителей на развитие этих способностей в музыкальной школе.

созданием системы шефства музыкальной школы над детскими дошкольными учреждениями, методической работой с музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений, ориентированием программы музыкального воспитания в детских дошкольных учреждениях на выявление музыкальных способностей у детей, первоначальное музыкальное воспитание и образование.

закреплением и развитием в первых классах музыкальной школы навыков и умений, полученных ребенком в детском дошкольном учреждении.

активным вовлечение родителей учеников в образовательный процесс.

непрерывностью процесса музыкального воспитания и образования во взаимосвязанной системе: детское дошкольное учреждение- музыкальная школа ( школа искусств).

вовлечением учащихся в концертную деятельность, участие в мероприятиях, проводимых в школе и вне школы. Как элемент закрепления навыков и умений, формирование чувства уверенности в своих силах, формирования умения держаться на сцене.

выявление одаренных детей на стадии обучения в детских дошкольных учреждений, наблюдение за ними , индивидуализация (при необходимости) их обучения, углубленная подготовка к участию в конкурсах, смотрах, участие в конкурсах. Профориентация их с целью поступления в музыкальные колледжи и ВУЗы.

решением иных задач, необходимых для успешного образовательного процесса, воспитания социально положительных членов нашего общества.

Список использованной литературы и информационных источников

1.Конституция Российской Федерации.

2.Федералный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ .

3.Школы искусств: концепция будущего./ Играем с начала, 2013, № 2 , С.2.

4.Колесова Н.С. Система работы по преемственности детского сада и школы/

http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/library/sistema-raboty-po-preemstvennosti-detskogo-sada-i-shkoly

5. Кессель Е.М. Актуальные вопросы преемственности и непрерывности в специальном музыкальном образовании/

http://www.obruch.ru/index.php ?id=181

6.Лагутин А.- основы педагогики музыкальной школы / М. Музыка.1985.

7. Пахомкова Т.Н., Чистякова Е.В. Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования / http://vozmdoy5.ucoz.ru/docs/vzaimodeistvie_s_sociumom.pdf

8. Работаем по ФГТ/ http://mdy89.narod2.ru/rabotaem_po_fgt /

9.Овчинникова А.В. Опыт совместной работы ДОУ и музыкальной школы/

http://www.moi-detsad.ru/konsultac56.htm

10.Сергеева Е.О. Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы)/ http://omczo.org/publ/293-1-0-3692

11.Фадеева С.А. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования ( детский сад- школа-колледж-ВУЗ) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук./ М.2007.

12.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1989.


 

1 Школы искусств: концепция будущего./ Играем с начала, 2013, № 2 , С.2.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. «Русский язык», 1989.,С.472.

3 Фадеева С.А. Преемственность в принципах музыкального воспитания и образования ( детский сад-школа-колледж-ВУЗ)./ Автореферат дис. на соиск. науч. ст. доктора пед. наук., М. 2007, с.8

4 Колесова Н.С. Система работы по преемственности детского сада и школы/ http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/library/sistema-raboty-po-preemstvennosti-detskogo-sada-i-shkoly


 

5 Фадеева С.А..Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования./ Автореф. дис. на соиск.уч. степ. Доктора пед. наук./ М.2007.С.3.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.