12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Коцюбинская Татьяна Григорьевна201
Работаю учителем географии. Имею высшее педагогическое образование.
Россия, Ростовская обл., Шахты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
КОЦЮБИНСКОЙ Т.Г. - учителя географии

 ГКОУ РО ШАХТИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №16

 

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. ШАТАЛОВА - СИСТЕМЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ В ВИДЕ ЛОС (ЛИСТА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ)"

Содержание

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Содержание и назначение ЛОС.

Использование ЛОС на уроках.

Работа обучающихся дома

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

    При объяснении

Изготовление ЛОС учителем.

Заключение.

Литература

Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.

Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и со­держанию предлагаемой информации, глубине раскрытия при­чинно-следственных связей.

Содержание курсов естествознания и географии в специаль­ной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курсов географии массовой школы: со­кращен объем получаемой учебной информации, уменьшено коли­чество специальных терминов и номенклатуры географических на­званий, изменена структура построения курсов и т. д.

Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенно­сти, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, не­точность воспроизведения. Замедленное восприятие материала отдельными детьми, плохо развитая речь, разный уровень и скорость мышления, невозможность предоставить каждому ученику время для ответа на каждом уроке и т. д. предопределяют трудности учительской работы. Для облегчения запоминания мате­риала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализа­торов, как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение природоведческого материала невозможно без широкого исполь­зования наглядного материала (рисунки, схематические изобра­жения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино- и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, спо­собствующих актуализации имеющихся знаний. Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графическое изображение в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняю­щихся как по форме, так и по содержанию. 

В рамках школьного курса географии в настоящее время широко используются так называемые листы опорных сигналов (ЛОС) или опорные конспекты (ОК), введенные в педагогическую практику В.Ф. Шаталовым для наилучшего качества обучения. С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала учителем, а так же запоминание и усвоение получаемых знаний учащимися. Приведенный ниже материал был разработан учителем географии Коцюбинской Т.Г. и апробирован в специальной коррекционной школе. Использование ЛОС позволяет сократить время обучения, сформировать у учащихся не разрозненные понятия, а систему знаний и больше внимания обратить на выработку умений работы по плану.

 Содержание и назначение ЛОС

ЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему-рисунок, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала.

Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал. Поэтому-то и получил название: лист опорных сигналов.

Материал в ЛОС изложен по главным вопросам — блокам (обозначенным цифрами).

При изложении материала ЛОС служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и логично построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме.

ЛОС дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи, увеличивая разговорную речь учащегося до 6 — 8 минут в день.

ЛОС подключает в дополнение к слуховой зрительную и моторно-механическую память при воспроизведении, что значительно облегчает усвоение материала. Использование ЛОС обеспечивает 6-7-кратное повторение материала, причем разными способами. ЛОС обеспечивает всем детям возможность изложить материал, повышает ответственность за качество обучения, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, чем формирует новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем. 

 

 

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОС НА УРОКЕ

 При объяснении.

При использовании ЛОС урок ведется немного быстрее, при четком выделении главного материала.

ЛОС в виде схемы на доске (мелом) может выполняться учителем по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и закрытая до поры).

ЛОС может иметь также форму таблицы, слайдового изображения презентации.

В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты (В схеме они могут быть выделены другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.

В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.

Например, при изучении в 8-ом классе темы «Население Австралии» может быть использован такой вид:

Работа ученика дома.

Дома учащийся, повторив материал по учебнику, пересказывает его, опираясь на ЛОС. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.

Кроме того, ученик должен уметь зарисовать ЛОС по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (т. к. это придется делать на уроке).

Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке

На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству ЛОС. Вариантов достаточно.

 

 При изучении государства ЮАР

Примерный конспект урока с использованием ЛОС

- Урок географии, 7 класс

Тема: ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.

Цели: образовательные: Дать понятие Восточная Сибирь, через знание сторон света. Расширить знания обучающихся о лесной зоне: Географическое положение, реки, полезные ископаемые, крупные города Восточной Сибири, через физ. карту, отрасли промышленности, с/х ( текст учебника, составление таблицы, ЛОС). Показывать по карте Восточную Сибирь, наносить полезные ископаемые на контурную карту.

Коррекционно – развивающие: Корригировать активизацию мыслительной деятельности, через проблемные вопросы. Развитие памяти, путём работы с картой. Коррекция речи при составлении предложений, рассказа, развитие межполушарного взаимодействия, через систему упражнений физ. минутки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, через разнообразные игровые виды деятельности. Прививать нравственные качества. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание. Воспитывать умение работать в парах, через задания учителя, самостоятельность – индивидуальные задания.

Оборудование: физическая карта России, ЛОС, схемы «Промышленность и сельское хозяйство», карточки полезных ископаемых, рисунки и фото, слайды, материалы энциклопедии.

Этапы урока

Организационный момент (1 мин)

УВЗЭ настроить школьников на ра­боту, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Готовность классного помещения и проверка наличия уч. предметов у обучающихся (тетрадь, учебник, ручка, карандаш)

Мотивирование учащихся к изучению

Уч-ся Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм

II.Актуализация знаний учащихся по ЛОС и ндивид. карточки.

Корекционно-воспит.задача этапа: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

ЛОС - ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.

Западная Сибирь занимает большую территорию между Уральскими горами и рекой Енисей. Она богата полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь). Ведущая отрасль сельского хозяйства — животно­водство. Большинство населения района проживает на юге, вдоль железных дорог. Крупные города — Новосибирск, Сургут.

III.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

УВЗЭ Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

.Сообщение темы урока: Тема нашего урока: «Восточная Сибирь » Наша цель сегодня: узнаете о новом районе России, её ГП, промышленность и сельское хозяйство этого района,

Чтение обучающимися темы урока на доске:

IV. Этап работы над новым материалом

Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала

Проблемный вопрос:

Уч . Найдите на физической карте России Сред­несибирское плоскогорье. I Какие реки по нему протекают? I Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на Среднесибирском плоско­горье?

Рассказ по учебнику стр. 103-106 с показом фото рис.113-116

Показ по карте природных зон.

Работа у доски – составление таблицы – ЛОС.

Работа в тетрадях

коллективная работа – записать, составленный на доске ЛОС

самостоятельная работа

1 группа задания- - пользуясь приложением, с.4-5выписать в тетрадь основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири , промысловые животные приложение с 10-11

2 группа - население и крупные города Восточной России,

3 группа индивид.задания

V. Этап закрепления изученного материала

БУД: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,

-умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление.

1.чтение текста учебника Стр. 103-106 по вопросам учителя

Назовите основные природные богатства Восточ­ной Сибири.

Как люди используют реки Восточной Сибири?

Какие полезные ископаемые добывают в этом районе? Где расположены крупнейшие месторож­дения?

Назовите основные отрасли промышленности Вос­точной Сибири (см. приложение, с. 4—5).

Какие промысловые животные обитают в Восточ­ной Сибири?

2.пересказ по ЛОС

Восточная Сибирь богата природными ресурсами: лесами, реками, полезными иско­паемыми, промысловыми животными. Там добывают каменный уголь, железные и мед­ные руды, золото, алмазы. В Восточной Сибири много крупных промышленных предпри­ятий — металлургических, машиностроительных и других заводов. Сельские жители занимаются животноводством, охотой и рыболовством. Здесь живут люди разных на­циональностей. Крупнейшие города — Красноярск и Иркутск.

 ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ...

Весной, когда тает снег, в Сибири часто бывают наводнения. Отчего они происходят?

С наступлением весны лёд на реках подтаивает, отрывается от берегов и плывёт вниз по реке. Реки Сибири текут на север, и лёд тает сначала в верховьях реки. Ледоход постепенно перемещается на север, вниз по течению. На участке, где река ещё не освободилась ото льда, лёд не пускает льдины дальше, и так образуется затор. Если лёд ломается, то вода течёт дальше. На участке, где лёд прочный, толстый и крепко держится у берегов, возникает большой затор, похожий на ледяную плотину. Русло забивается льдом и сужается. С грохотом льдины ломаются, крошатся и выталкивают друг друга. Вода и льдины ломают мосты и другие сооружения. Вода затопляет прибреж­ные деревни, посёлки и города.

Люди пока не научились успешно бороться с заторами. За сибирскими реками и их притоками проводятся систематические наблюдения, благодаря чему выявлены наиболее опасные участки. Например, на реке Лене учёным известно более 50 заторных участков.

VI. Подведение итогов урока УВЗЭ проанализиро-

вать работу класса

Какое задание было самым интерес­ным (сложным, легким)?Как справился (самооценка, оценка класса)?Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Выставление оценок за работу на уроке

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Учащиеся проводят самооценку своей работы


 

Изготовление ЛОС учителем.

Работа с листами опорных сигналов посильна каждому учителю, но не является палочкой- выручалочкой. К уроку следует готовиться особо тщательно, урок вести четко, жестко, экономя время.

Самым трудным является изготовление ЛОС. Для этого Нужно, кроме трудолюбия, большое желание и умение нестандартно мыслить.

Какие правила следует помнить при выполнении ЛОС.

Главные вопросы задач урока выделяются в отдельные блоки.

Блоки не должны походить друг на друга, для чего в них используются различные знаки, контуры и т. д.

Следует избегать повторов контуров, круги, квадраты, треугольники. Контур может иметь самые необычные очертания, но легко запоминающиеся.

В ЛОС не должен использоваться одинаковый шрифт. Буквы должны быть разными по размеру, форме исполнения, это облегчает запоминание.

Не следует перегружать ЛОС. На ЛОС следует указывать страницу и параграф домашнего задания. Это исключает забывчивость при записи в дневник.

Работа с применением ЛОС дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти.

Литература

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.


 

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.