Система опорных сигналов в виде ЛОС на уроках географии
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
КОЦЮБИНСКОЙ Т.Г. - учителя географии
ГКОУ РО ШАХТИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №16
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОМ КОРРЕКЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф. ШАТАЛОВА - СИСТЕМЫ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ В ВИДЕ ЛОС (ЛИСТА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ)"
Содержание
Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.
Содержание и назначение ЛОС.
Использование ЛОС на уроках.
Работа обучающихся дома
Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке
-
При объяснении
Изготовление ЛОС учителем.
Заключение.
Литература
Введение. Формирование естественно-научных знаний в специальной коррекционной школе.
Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, глубине раскрытия причинно-следственных связей.
Содержание курсов естествознания и географии в специальной коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курсов географии массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена структура построения курсов и т. д.
Отечественные психологи и дефектологи отмечают особенности, которые характеризуют память умственно отсталых детей: трудность запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Замедленное восприятие материала отдельными детьми, плохо развитая речь, разный уровень и скорость мышления, невозможность предоставить каждому ученику время для ответа на каждом уроке и т. д. предопределяют трудности учительской работы. Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализаторов, как слуховых, так и зрительных и тактильных. Изучение природоведческого материала невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино- и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, способствующих актуализации имеющихся знаний. Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графическое изображение в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняющихся как по форме, так и по содержанию.
В рамках школьного курса географии в настоящее время широко используются так называемые листы опорных сигналов (ЛОС) или опорные конспекты (ОК), введенные в педагогическую практику В.Ф. Шаталовым для наилучшего качества обучения. С использованием ЛОС заметно упрощается объяснение нового материала учителем, а так же запоминание и усвоение получаемых знаний учащимися. Приведенный ниже материал был разработан учителем географии Коцюбинской Т.Г. и апробирован в специальной коррекционной школе. Использование ЛОС позволяет сократить время обучения, сформировать у учащихся не разрозненные понятия, а систему знаний и больше внимания обратить на выработку умений работы по плану.
Содержание и назначение ЛОС
ЛОС — лист опорных сигналов — представляет собой схему-рисунок, где с помощью условных знаков, отдельных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание изучаемого материала.
Эти знаки служат опорными сигналами при рассказе, помогают стройно и логично изложить материал. Поэтому-то и получил название: лист опорных сигналов.
Материал в ЛОС изложен по главным вопросам — блокам (обозначенным цифрами).
При изложении материала ЛОС служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и логично построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме.
ЛОС дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи, увеличивая разговорную речь учащегося до 6 — 8 минут в день.
ЛОС подключает в дополнение к слуховой зрительную и моторно-механическую память при воспроизведении, что значительно облегчает усвоение материала. Использование ЛОС обеспечивает 6-7-кратное повторение материала, причем разными способами. ЛОС обеспечивает всем детям возможность изложить материал, повышает ответственность за качество обучения, ликвидирует ощущение комплекса неполноценности, чем формирует новые отношения детей в классе, превращает индивидуальный процесс обучения в коллективный при тесном сотрудничестве детей друг с другом и учителем.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОС НА УРОКЕ
При объяснении.
При использовании ЛОС урок ведется немного быстрее, при четком выделении главного материала.
ЛОС в виде схемы на доске (мелом) может выполняться учителем по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее и закрытая до поры).
ЛОС может иметь также форму таблицы, слайдового изображения презентации.
В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно- сжато (2-5 мин.) излагает материал по опорной схеме ЛОС, обращая внимание на важнейшие моменты (В схеме они могут быть выделены другим цветом). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.
В идеале дети должны получить на руки готовый ЛОС и по нему следить за закреплением. При невозможности дать учащимся готовые ЛОС после рассказа учителя по ЛОС дети зарисовывают его в тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память.
Например, при изучении в 8-ом классе темы «Население Австралии» может быть использован такой вид:
Работа ученика дома.
Дома учащийся, повторив материал по учебнику, пересказывает его, опираясь на ЛОС. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.
Кроме того, ученик должен уметь зарисовать ЛОС по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (т. к. это придется делать на уроке).
Актуализация знаний обучающихся, закрепление изученного на уроке
На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству ЛОС. Вариантов достаточно.
При изучении государства ЮАР
Примерный конспект урока с использованием ЛОС
- Урок географии, 7 класс
Тема: ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.
Цели: образовательные: Дать понятие Восточная Сибирь, через знание сторон света. Расширить знания обучающихся о лесной зоне: Географическое положение, реки, полезные ископаемые, крупные города Восточной Сибири, через физ. карту, отрасли промышленности, с/х ( текст учебника, составление таблицы, ЛОС). Показывать по карте Восточную Сибирь, наносить полезные ископаемые на контурную карту.
Коррекционно – развивающие: Корригировать активизацию мыслительной деятельности, через проблемные вопросы. Развитие памяти, путём работы с картой. Коррекция речи при составлении предложений, рассказа, развитие межполушарного взаимодействия, через систему упражнений физ. минутки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, через разнообразные игровые виды деятельности. Прививать нравственные качества. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание. Воспитывать умение работать в парах, через задания учителя, самостоятельность – индивидуальные задания.
Оборудование: физическая карта России, ЛОС, схемы «Промышленность и сельское хозяйство», карточки полезных ископаемых, рисунки и фото, слайды, материалы энциклопедии.
Этапы урока |
||
Организационный момент (1 мин) УВЗЭ настроить школьников на работу, заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку. Приветствие. Проверка отсутствующих. Готовность классного помещения и проверка наличия уч. предметов у обучающихся (тетрадь, учебник, ручка, карандаш) Мотивирование учащихся к изучению Уч-ся Быстро мобилизоваться, сосредоточиться. Включиться в деловой ритм |
||
II.Актуализация знаний учащихся по ЛОС и ндивид. карточки. Корекционно-воспит.задача этапа: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему ЛОС - ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ.
Западная Сибирь занимает большую территорию между Уральскими горами и рекой Енисей. Она богата полезными ископаемыми (нефть, газ, уголь). Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство. Большинство населения района проживает на юге, вдоль железных дорог. Крупные города — Новосибирск, Сургут. |
||
III.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. УВЗЭ Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности .Сообщение темы урока: Тема нашего урока: «Восточная Сибирь » Наша цель сегодня: узнаете о новом районе России, её ГП, промышленность и сельское хозяйство этого района, Чтение обучающимися темы урока на доске: |
||
IV. Этап работы над новым материалом Учебно-воспитательная задача этапа: обеспечение усвоения нового материала Проблемный вопрос: Уч . Найдите на физической карте России Среднесибирское плоскогорье. I Какие реки по нему протекают? I Месторождения каких полезных ископаемых обнаружены на Среднесибирском плоскогорье? Рассказ по учебнику стр. 103-106 с показом фото рис.113-116 Показ по карте природных зон. |
||
Работа у доски – составление таблицы – ЛОС.
|
||
Работа в тетрадях коллективная работа – записать, составленный на доске ЛОС самостоятельная работа 1 группа задания- - пользуясь приложением, с.4-5выписать в тетрадь основные отрасли промышленности Восточной Сибири , промысловые животные приложение с 10-11 2 группа - население и крупные города Восточной России, 3 группа индивид.задания |
||
V. Этап закрепления изученного материала БУД: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами, -умение находить ответы на вопросы по тексту учебника, развивать логическое мышление. 1.чтение текста учебника Стр. 103-106 по вопросам учителя Назовите основные природные богатства Восточной Сибири. Как люди используют реки Восточной Сибири? Какие полезные ископаемые добывают в этом районе? Где расположены крупнейшие месторождения? Назовите основные отрасли промышленности Восточной Сибири (см. приложение, с. 4—5). Какие промысловые животные обитают в Восточной Сибири? 2.пересказ по ЛОС Восточная Сибирь богата природными ресурсами: лесами, реками, полезными ископаемыми, промысловыми животными. Там добывают каменный уголь, железные и медные руды, золото, алмазы. В Восточной Сибири много крупных промышленных предприятий — металлургических, машиностроительных и других заводов. Сельские жители занимаются животноводством, охотой и рыболовством. Здесь живут люди разных национальностей. Крупнейшие города — Красноярск и Иркутск. ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ... Весной, когда тает снег, в Сибири часто бывают наводнения. Отчего они происходят? С наступлением весны лёд на реках подтаивает, отрывается от берегов и плывёт вниз по реке. Реки Сибири текут на север, и лёд тает сначала в верховьях реки. Ледоход постепенно перемещается на север, вниз по течению. На участке, где река ещё не освободилась ото льда, лёд не пускает льдины дальше, и так образуется затор. Если лёд ломается, то вода течёт дальше. На участке, где лёд прочный, толстый и крепко держится у берегов, возникает большой затор, похожий на ледяную плотину. Русло забивается льдом и сужается. С грохотом льдины ломаются, крошатся и выталкивают друг друга. Вода и льдины ломают мосты и другие сооружения. Вода затопляет прибрежные деревни, посёлки и города. Люди пока не научились успешно бороться с заторами. За сибирскими реками и их притоками проводятся систематические наблюдения, благодаря чему выявлены наиболее опасные участки. Например, на реке Лене учёным известно более 50 заторных участков. |
||
VI. Подведение итогов урока УВЗЭ проанализиро- вать работу класса |
Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?Как справился (самооценка, оценка класса)?Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Выставление оценок за работу на уроке |
Индивидуальная оценка урока каждым участником. Учащиеся проводят самооценку своей работы |
Изготовление ЛОС учителем.
Работа с листами опорных сигналов посильна каждому учителю, но не является палочкой- выручалочкой. К уроку следует готовиться особо тщательно, урок вести четко, жестко, экономя время.
Самым трудным является изготовление ЛОС. Для этого Нужно, кроме трудолюбия, большое желание и умение нестандартно мыслить.
Какие правила следует помнить при выполнении ЛОС.
Главные вопросы задач урока выделяются в отдельные блоки.
Блоки не должны походить друг на друга, для чего в них используются различные знаки, контуры и т. д.
Следует избегать повторов контуров, круги, квадраты, треугольники. Контур может иметь самые необычные очертания, но легко запоминающиеся.
В ЛОС не должен использоваться одинаковый шрифт. Буквы должны быть разными по размеру, форме исполнения, это облегчает запоминание.
Не следует перегружать ЛОС. На ЛОС следует указывать страницу и параграф домашнего задания. Это исключает забывчивость при записи в дневник.
Работа с применением ЛОС дает неизмеримо лучшие результаты, потому что по ходу обучения изучаемый материал многократно повторяется с привлечением многих видов памяти.
Литература
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.