Статья «Алгоритмизация обучения, применение опорных схем, выборочных ответов, сигналов обратной связи на уроках трудового обучения»
"Ханты-Мансийская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида"
Алгоритмизация обучения, применение опорных схем,
выборочных ответов, сигналов обратной связи
на уроках трудового обучения
Автор-составитель: Меленчук Любовь Федоровна
г.Ханты-Мансийск, 2011
Содержание
Введение.........................................................................................................2
Алгоритмизация обучения, применение опорных схем,
выборочных ответов, сигналов обратной связи...........................................3
Дидактический материал..............................................................................8
Методическая копилка................................................................................18
Список литературы.....................................................................................29
1 Введение
Конечная цель подготовки воспитанников специальной коррекционной школы VIII вида к профессиональному труду состоит в развитии их умения самостоятельно регулировать свою трудовую деятельность и поведение в соответствии с условиями работы на производственном предприятии. В основу таких умений входят профессиональные навыки и технико-технологические знания. Опора на имеющиеся знания дает возможность уяснить новое трудовое задание, спланировать его исполнение , правильно действовать при встрече с различного рода отклонениями от технологического процесса, контролировать и оценивать сделанное.
Из специальной психологии известно, что интересы учащихся коррекционной школы мало дифференцированы, отмечаются недостаточной глубиной, несознательностью и неустойчивостью.
На уроках труда их интересы в основном направлены на выполнение практической работы, но в определенной мере переносится и на теоретическое обучение. Практика трудового обучения показывает, что имеется ряд способов формирования интереса к познавательной деятельности. К их числу относятся и вариативность построения этапа занятия.
2.Алгоритмизация обучения, применение опорных схем, выборочных ответов, сигналов обратной связи.
В своей практике на уроках швейного дела я применяю элементы программированного обучения. Обучением из этих элементов является алгоритмизация учебного процесса.
При самостоятельном анализе изделия ученики испытывают значительные затруднения. Ни один из них не может полно и последовательно рассказать об изделии. Составленные ими описания обычно крайне неполные и включают лишь самые заметные признаки образца. Так, при описании фартука, учащиеся говорят, что это фартук, его используют дома, но назвать из каких частей состоит образец, какого цвета и формы детали, из какого материала выполнены и какая применяется отделка, дети не могут. Облегчить им описание фасона изделия и призвано использование алгоритма.
Алгоритм - это "инструкция", предписывающая какие операции и в какой последовательности нужно выполнять.
При описании фасона изделия весь материал делится на части, шаги. Например, назвать назначение изделия - один шаг, назвать ткани, применяемые для изготовления фартука - другой шаг и т.д. На первых порах работа с использованием алгоритмов я даю образец применения его на практике, а затем предлагаю учащимся описать различные фасоны изделий, используя данный алгоритм.
Другой важный элемент программированного обучения - выборочный ответ. Этот приём рассчитан на самостоятельное решение учащихся поставленной задачи. Суть приёма в следующем: учащимся предлагается задание с указанием возможных ответов; из них один только правильный (или полный), в остальных ответах содержатся ошибки или эти ответы дают поставленный вопрос неполные ответы.
Учащиеся должны выбрать правильный ответ. С целью знаменательности я называю такие задания игрой "О, счастливчик" Например:
Вопрос: Какие ткани изготавливают из натуральных растительных волокон? Варианты ответа: 1) хлопчатобумажные
шелковые
шерстяные
Разобрав (мысленно) каждый из предложенных вариантов ответов, учащиеся делают вывод, что правильным является только ответ под буквой "а", т.к. хлопчатобумажные ткани изготавливают из растительного волокна. Этот вариант ответа учащиеся и записывают. Устно учащиеся объясняют, почему они выбрали этот вариант ответа и почему остальные два варианта неверные: шелковые ткани изготавливают из нити, выделяемой гусеницей тутового шелкопряда, а шерстяные из шерсти животных.
Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях, прежде всего в формирование образа изготовляемого объекта и планирование работы. Умственно -отсталых учащихся бывает значительно труднее побудить к речи, чем нормально развивающихся детей из-за сниженной речевой активности,
бедности и недостаточности эмоционально-волевой сферы. У этих детей мал словарный запас, они боятся выражать вслух свои мысли. Для преодоления замкнутости, пополнении словарного запаса на своих уроках я применяю опорные схемы и специально подобранные группы слов. На схеме ученик видит необходимые для ответа слова, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы. На первых уроках введения нового термина в речь учащихся важно обеспечить оптимальный темп ведения урока - не тратить время на восстановление его памяти. Полезнее на уроке создать такие условия, при которых ученик смог бы употребить лишний раз новый термин в собственной речи в разных предложениях. Одновременное слуховое и зрительное восприятие нового слова способствует осознанию и вхождению его в активный словарь ученика.
Например: 1.Вид плечевой одежды с застёжкой или запахом, используемый для производства и дома...
2.Халат, используемый дома...
3.Ткань для халата...
Слова: домашний, сатин, халат.
Учебный процесс в коррекционной школе VIII вида всегда содержит элементы индивидуализации. Видя, что одни ученицы успешно справляются с заданием, других затрудняют отдельные действия, а третьи не могут начать работу самостоятельно, мне приходится оказывать разную по содержанию помощь, т.е. осуществлять индивидуальный подход. Проблема индивидуального подхода к учащимся связаны с повышением качества обучения, переориентацией учебного процесса на личность школьника.
Опыт моей работы в школе, анализ опыта ряда учителей показал, что одним из эффективных средств реализации индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения могут быть дифференцированные задания, т.е. задания разделённые на качественно различные группы в зависимости от их сложности. Последняя определяется совокупностью нескольких показателей: объем задания; тип мыслительной деятельности, необходимый для его выполнения; наличие или отсутствие программированных ответов, подсказок.
Предлагаемые мной задания делятся на две группы. Первая группа — наименее сложные, вторая — более сложные. В первой группе все задания на опознание, различение, классификацию и упорядочение фактически содержат подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания. В заданиях второй группы (второй степени сложности) такой подсказки нет. Они предполагают частичное или полное воспроизведение ученицами усвоенных ранее сведений или применение в стандартных ситуациях.
Например:
I группа. Задание: Из предложенных слов и словосочетаний
подобрать подходящие по смыслу: 1) • В комплект пижамы входят...
Слова: сорочка, фартук, блузка, брюки
II группа. Задание: Ответить на вопрос:
1) Какие изделия входят в комплект пижамы?
Из сказанного можно сделать вывод, что применение алгоритмов, опорных схем приема выборочного ответа приводят детей к осознанному и достаточно прочному закреплению теории.
3.Дидактический материал.
Тема "Юбка"
Назови мерки для построение чертежа юбки:
П От -
П Об -
Д Ст -
Д и -
Запиши план работы по пошиву юбки:
Обработать нижний срез
Обработать вытачку
Обработать застежку
Отутюжить готовое изделие
Обработать боковые срезы
Обработать пояс
Назови детали и линии чертежа юбки
Тема "Ночная сорочка"
Заполни пропущенные буквы
Ночная сорочка это - это н.....е белье
Ночная сорочка - это п.....е изделие
Крой ночной сорочки имеет о....у деталь
Горловину обрабатывают п...р....й обтачкой
нижний срез обрабатывают швом в...г...у с з......м срезом
Боковые срезы обрабатывают д.....м швом
Впиши слова
Вид нательного белья для сна .... .....
Деталь ночной сорочки, имеющая более глубокий вырез горловины - .....
Деталь ночной сорочки, имеющая менее глубокий вырез горловины - .....
Деталь, которой обрабатывают срез через горловины - .... ....
Шов, которым обрабатывают боковые срезы - ....
Назови мерки
Сш -
Сг -
Ор -
Ди -
Назови срезы выкройки ночной сорочки
Название детали кроя
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
Тема "Сумка"
Ответь на вопросы:
Из какого количества деталей состоит крой сумки?
Назови их.
Какой формы основная деталь сумки?
Ответь на вопросы:
Каким швом обрабатывают боковые срезы сумки?
Каким швом обработан верхний срез сумки?
Каким швом обработаны детали ручек?
Назови мерки для сумки
Ди -
Ши -
Др -
Шр -
Назови срезы основной детали сумки
Назови детали сумки
Тема "Пижама"
Закончи предложение
В комплект пижамы входят ....
Ткани для пижамы...
При изготовлении пижамы применяют швы ....
Горловину обрабатывают ....
Ответь на вопросы:
Почему некоторые изделия называют поясными?
Какие поясные изделия относят к бельевым?
Слова для справок
Обтачка, кружево, брюки, сорочка, пижама, запошивочный
Назови мерки
Ст -
Сб -
Вс -
Дб -
Дтк -
Шнб -
Назови контурные срезы
Тема "Халат"
Впиши слово
Вид плечевой одежды с застежкой или запахом, используемый для производства и дома - ....
Халат, используемый дома - ...
Ткань для халата - ....
Назови детали халата
Тема "Блузка"
Ответь на вопросы:
К каким изделиям по способу носки относят блузки?
Какие основные детали имеет блузка?
Какие ткани применяют для пошива блузок?
Как можно отделать блузку?
Какие швы применяют при пошиве блузки?
Как можно обрабатывать нижний срез блузки?
Назови детали и линии чертежа блузки
Назови мерки для построения чертежа основы прямой блузки:
Пош -
ПО2-I -
ПО2-II -
Поб -
ПШб -
ПШ2 -
ПЦ2 -
Дпт -
В2 -
Дс -
Впк -
ПШс –
Тема « Трусы – плавки»
Сколько мерок снимают для построения чертежа трусов?
Для чего снимают мерку полуобхвата талии?
Для чего снимают мерку полуобхвата бёдер?
Для чего снимают мерку высоты сидения ?
Назови мерки
Ст -
Сб -
Вс
Назови срезы выкройки трусов - плавок
Выбери правильный ответ
К каким изделиям по способу носки относят трусы-плавки?
-
к поясным
к плечевым
Из каких тканей шьют трусы-плавки?
-
из хлопчатобумажных
из шерстяных
Каким швом обрабатывают боковые срезы трусов-плавок?
-
стачным
запошивочным
Каким способом обрабатывают нижние срезы трусов-плавок?
-
швом вподгибку с закрытым срезом
косой бей
4. Методическая копилка.
Урок швейного дела, 5 класс
Тема: Анализ образца сорочки с круглым вырезом.
Цели:
Познакомить учащихся с образцом сорочки.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в
воспроизведении.
Мотивация к учению.
Оборудование: рисунки, карточки.
Словарь: плечевые изделия, сорочка с круглым вырезом, срез горловины,
срез проймы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Коррекционное упражнение. Учитель читает начало пословицы, ученикам
предлагается продолжить.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда
Каков мастер такова и работа
Терпенье и труд всё перетрут
Землю красит солнце, а человека труд.
II Новый материал.
1. Актуализация знаний учащихся.
(Рисунки: блузка, юбка, брюки, жакет)
назовите швейные изделия
на какие две группы можно разделить эти изделия?
убрать поясные изделия, оставить плечевые.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Рассказ учителя с элементами беседы.
Изделия, которые держатся на фигуре человека на линии плеча при помощи плечевых швов, бретелей, относят к плечевым.
- Какие изделия называются бельевыми?
К бельевым плечевым изделиям относят ночные сорочки, пижамные
куртки (см.цв.таб.6).
Платье, сарафаны, блузки относят к верхней плечевой одежде.
4. Работа с учебником. Сорочка с круглым вырезом (с. 106).
5. Словарная работа. Записать новые слова в словарь (с. 107).
6. Работа с карточками, используя текст учебника.
1) Выбери правильный ответ.
1. Для чего используют сорочку?
для торжественных случаев
как домашнюю одежду
как нательное бельё.
2. Из каких тканей изготавливают сорочку?
ситец
шерсть
сатин
3. Какие швы применяют при пошиве сорочки?
шов вподгибку с закрытым срезом
стачной
запошивочный
2) Выбери правильный ответ.
1. Какие изделия относятся к плечевым?
блузка
брюки
сорочка
2. Какие изделия относятся к бельевым плечевым?
ночные сорочки
пижамные брюки
пижамные куртки.
3. Какие изделия относят к верхней плечевой одежде?
платье
сарафаны
юбки.
7. Описание фасонов ночных сорочек.
План описания ночной сорочки.
Название изделия
Ткань
Назначение
Отделка.
Задание: опираясь на план, описать фасон различных ночных сорочек.
8.Работа с альбомом. Оформить в альбоме лист «Сорочка с круглым
вырезом».
III. Итог урока.
Урок швейного дела, 5 класс
Тема: построение чертежа сорочки.
Цели:
Познакомить учащихся с приёмами построения чертежа сорочки
Коррекция пространственной ориентации.
Мотивация к учению.
Оборудование: карточки - задания, инструкционная карта, образец сорочки. Словарь: чертёж, сорочка.
Ход урока:
I. Организационный момент
Упражнение :
На чистом листе бумаги нашли правый нижний угол, нарисовали кружочек. Нашли левый верхний угол, нарисовали квадрат.
Начертили горизонтальную линию длиной 3 см. Разделили
её на глаз пополам. Поставили знак «X».
Начертили вертикальную линию длиной 6 см. Разделили её
на глаз на 3 части.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа с карточками
1) Составь план работы по изготовлению сорочки:
Выполнить работы по пошиву сорочки
Раскроить детали изделия
Отутюжить готовое изделие
Подготовить детали выкройки к раскрою
Снять мерки
Построить чертёж.
2) Назови детали и линии чертежа сорочки
III. Новый материал
Сообщение темы. Прочитали план работы по изготовлению сорочки.
Какая работа нам предстоит сегодня?
Построение чертежа сорочки в масштабе 1:4 в тетради.
Закрепление. Рассказать, опираясь на чертеж на доске и записи в
тетради последовательность построения чертежа.
IV. Итог. Что нового узнали на уроке.
Урок швейного дела, 5 класс
Тема: Сорочка с круглым вырезом. Снятие мерок.
Цели:
Познакомить учащихся с правилами снятия мерок.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании к
воспроизведении.
Мотивация к учению.
Оборудование: рисунки швейных изделий, карточки - задания, образец
сорочки.
Словарь: снятие мерок, сорочка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Упражнение:
- Посмотрели друг на друга внимательно
- Лилия, встань спиной к классу и скажи кто за кем сидит
- Закрыли глаза. Олеся, во что одета Наташа?
II Актуализация опорных знаний.
1. Задание.
На доске прикреплены рисунки швейных изделий: платье, брюки, фартук, сорочка. Из предложенных швейных изделий выбрать то, с которым познакомились на прошлом уроке.
2. Работа с карточками
Выбери правильный ответ:
1) Для чего используют сорочки?
для торжественных случаев
как домашнюю одежду
как нательное бельё.
2) Из каких тканей изготавливают сорочку?
ситец
шерсть
сатин
3) Какие швы применяют при пошиве сорочки?
шов вподгибку с закрытым срезом
стачной
запошивочный.
2. Составь план работы по изготовлению сорочки:
Выполнить работы по пошиву сорочки
Раскроить детали изделия
Отутюжить готовые изделия
Подготовить детали выкройки к раскрою
Снять мерки
Построить чертёж.
III Новый материал
Сообщение темы - Какой первый пункт в плане работы по
изготовлению сорочки?
Снятие мерок. Для построения чертежа сорочки снимают две мерки: мерку обхвата груди и мерку длины изделия.
Работа с учебником (с. 108)
Таблица 6
Правила снятия мерок (рис.42)
Названия деталей и линий чертежа сорочки (рис.43)
IV Закрепление
1) Работа с карточками
Выбери правильный вариант ответа
1. Сколько мерок надо снять для построения чертежа сорочки?
А)одну
Б) две
В) три
2. По какой мере можно определить размер изделия?
А) полуобхват груди
Б) длина изделия
3. Почему мерку длины изделия записывают полностью?
А) так удобнее
Б) потому что мерки длин не делят на две половины
Назови детали и линии чертежа сорочки?
Практическая работа. Снятие мерок.
V Итог. Какие мерки снимают для построения чертежа сорочки?
Урок швейного дела, 5 класс
Тема: Раскрой сорочки.
Цели:
Познакомить учащихся с приёмами раскроя сорочки.
Коррекция мелкой моторики рук.
Мотивация к учению.
Оборудование: карточки-задания, план раскладки сорочки, образец сорочки. Словарь: сорочка, раскрой, выкройка, раскладка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Упражнение:
С помощью пинцета отделить бисер от бусин.
Обвести на бумаге по лекалу круг. Вырезать его.
То же самое на ткани.
П. Актуализация опорных знаний.
1. Работа с карточками.
Составь план работы по изготовлению сорочки:
Выполнить работы по пошиву сорочки
Раскроить детали изделия.
Отутюжить готовое изделие
Подготовить детали выкройки к раскрою.
Снять мерки.
Построить чертёж.
Назови детали и линии чертежа сорочки:
III Новый материал.
Сообщение темы. Прочитали план работы по изготовлению сорочки.
Какая работа нам предстоит сегодня?
Работа с учебником (с.112). Раскрой сорочки.
Закрепление. Работа с карточками.
Выбери правильный ответ
1.Почему перед раскроем надо проверить качество ткани?
А) чтобы разрывы, пятна при раскладке деталей выкройки не
попали на выкраиваемые детали
Б) чтобы раскраивать было удобнее?
2.Для чего перед раскроем определяют лицевую сторону ткани?
А) чтобы выполнить раскладку выкройки на лицевой стороне
тюли.
Б) чтобы выполнить раскладку выкройки на изнаночной стороне ткани.
2. Задание. Опираясь на рисунок в учебнике (с.113) выполнить раскладку
выкройки в масштабе на ленте бумаги. Обвести выкройку. Отложить
величину припусков на швы.
3. Практическая работа. Раскрой сорочки.
IV. Итог. Чему новому научились на уроке.
Урок швейного дела, 8 класс
Тема: Описание фасона изделия
Цели:
1. Познакомить учащихся с описанием фасона различных изделий.
2. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в
запоминании
3. Мотивация к учению.
Словарь: фасон
Оборудование: журналы мод, план описания фасона, образец сорочки.
I. Организационный момент
Упражнение на коррекцию зрительного восприятия. На доске прикреплены рисунки: блузка, юбка, брюки, фартук, платье. Ученикам предлагается запомнить эти рисунки и последовательность их расположения. Учитель меняет рисунки местами или убирает один из них. Что применилось?
II. Новый материал.
Сообщение темы.
Описание фасона изделия. Сообщение учителя.
Изготовление любого изделия начинается с выбора фасона. Его можно найти в журнале мод, на выставке моделей одежды и т.д. В любом случае надо уметь правильно рассказать о нём, т.е. дать его описание.
Каждое изделие состоит из большого или меньшего количества деталей. Необходимо научиться их различать и правильно называть. Детали блузки с застежкой спереди (рис.1): Спинка, полочки, рукава, воротник, манжеты.
Детали платья отрезного по линии талии(рис.2,3): лиф, рукава, воротник, полотнища юбки. Лиф состоит из спинки и переда ( или полочек). При описании фасона изделия сначала приводят его общую характеристику: название, назначение, силуэт, покрой, вид ткани. Затем дают описания особенностей деталей изделия: лифа, юбки, рукавов, воротника. После этого говорят об отделке изделия.
3) План описания фасона.
Название изделия, ткань, назначение
Силуэт, стиль
Покрой (цельнокровное, отрезное, наличие рукавов, воротника и др.)
Особенности деталей:
Перед -
Спинка -
Юбка-
Рукава -
Воротник -
Отделка
4. Пример описания фасона блузки (рис.1).
Блузка для повседневной носки изготовлена из хлопчатобумажной, льняной или шёлковой ткани. Прямого силуэта, классического стиля. С длинным рукавом, воротником. Полочка с застежкой, боковыми вытачками, рукав заканчивается манжетой.
5. Задание 1. Выбрать в журнале мод модель и описать её фасон, опираясь на план описания фасона.
Задание 2. Выбрать в журнале мод две модели блузки и найти в них сходство и отличие.
III Итог урока.
Тема урока: Обработка накладных карманов и соединение их с полочками халата
Цели:
1 .Познакомить учащихся с приёмами обработки накладных карманов и соединения их с изделием.
2. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в воспроизведении.
Оборудование: рисунки, образцы ткани, образцы карманов.
Словарь: халат, карман, накладной, полочка, воротник.
План урока.
I. Организационный момент.
а) Проверка готовности учащихся к уроку
б) Упражнения по развитию зрительной памяти.
Задание: Посмотрите внимательно друг на друга. Через 20 секунд - закрыть глаза.
- Назвать, кто за кем сидит
- Какого цвета блузка у...
- Во что одета...
П. Актуализация опорных знаний и представлений учащихся.
а) Задание: Предлагаются рисунки: халат, блузка, юбка, брюки, платье
-разделить рисунки на две группы по способу носки -по назначению
б) - Назови детали кроя халата
в) Задание: Из предложенных образцов ткани подобрать те, из которые можно изготовить халат
2) На каких изделиях применяются карманы?
д) Задание: Описать фасон кармана по предложенному образцу.
III. Изучение нового.
A) Сообщение темы
Б) Беседа. Обработка гладкого накладного кармана и соединение его с полочками халата.
B) Требования, предъявляемые к качеству обработки кармана.
IV. Закрепление.
А) рассказать последовательность обработки кармана
Б) рассказать правила техники безопасности
V Физминутка
VI Практическая работа. Обработка накладных карманов и соединение их с полочками халата.
Итог. Оценки.
5.Литература:
1. Г.В.Терещук. Дифференцированные задания как средство
индивидуального подхода к учащимся.
Школа и производство. №11-12, 1992г.
Т.Ю.Дарина. Использование элементов программирования при
изучении безударных гласных к корне слова. Начальная школа
№12,1997г.
М.П.Никитина. О значении опорных таблиц и групп слов при
обучении грамотному письму.
С.Л.Мирский. Формирование знаний учащихся вспомогательной
школы на уроках труда.
С.Л.Мирский. Методика профессионально-трудового обучения
во вспомогательной школе.
С.Л.Мирский. Индивидуальный подход к учащимся
вспомогательной школы в трудовом обучении.
33