Система оценивания образовательных достижений, обучающихся по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»
Система оценивания образовательных достижений, обучающихся по
КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
(НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1-4 КЛАСС)
Условное деление обучающихся данного класса на группы, а также определение примерных планируемых результатов (личностные, предметные, БУД) для каждой из этих групп осуществляется в рамках обсуждения на школьном ПМПк. При этом консилиум опирается на примерные формулировки планируемых результатов для соответствующего года обучения, представленные в АООП учреждения. В консилиум включаются все педагоги, работающие с данным классом. В случае несоответствия предложенных АООП учреждения планируемых результатов уровню актуального развития некоторых обучающихся класса, они пересматриваются (в сторону усложнения либо упрощения) в зависимости от возможностей конкретного ребенка. В связи со значительной неоднородностью данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания определяются результаты коррекционной работы для каждого ученика с учетом его индивидуальных потребностей. Все разработанные планируемые результаты (выходящие за рамки АООП учреждения) фиксируются в решениях (заключении) соответствующего протокола ПМПк.
По решению ПМПк протокол № .., от… обучающихся ……… кл., целесообразно условно разделить на 2-е (3) группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
1 группа: – Прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д. Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений. Владеют элементарными навыками самообслуживания и выполняют несложные бытовые действия. Способны контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая и не проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеваться, сложить одежду. В случаях затруднения используют помощь. Испытывают трудности при самостоятельной ориентировке в окружающем: - знание дороги в школу, местонахождение класса, туалета, столовой и .т.д.; - использование предметов одежды, бытовых предметов и др. с учетом сезона; ситуаций (дома, в школе, театре и др.), Трудности в установлении временных отношений(времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам ,последовательности событий. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. Способны самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Могут длительное время поддерживать контакт с взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. У некоторых детей возникают трудности при налаживании контакта, у других проявляется в ходе общения недостаточно адекватное реагирование, несоблюдение дистанции, некритичность. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Проявляют интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. Способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности. Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Способны к восприятию знакомых предметов, объектов. Самостоятельно узнают их изображения. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Затрудняются при словесном обозначении основных признаков предметов, но способны к их группировке с учетом формы, величины, цвета. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не могут, необходима помощь взрослого. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы. Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
2 группа: – Недостаточная четкость основных движений Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений более выражены. Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, при одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого. Частичное знание предметов обихода. Первичный контакт бывает затруднен из-за ограниченного понимания обращенной речи. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Установление контакта возможно, но ненадолго. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Некоторые дети привлекают внимание к своим нуждам (еда, туалет, боль и др.). Имитируют действия других в ходе взаимодействия. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Интерес нестойкий. Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способны к подражанию и совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Требуется организация самого процесса восприятия, окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь. Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого малоэффективна. Операции обобщения возможны только при постоянной организующей и сопровождающей помощи взрослого. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослым. Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает те же трудности. Большие трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации.
3 группа: - Походка детей неустойчива, движения хаотичны, плохо координированы, слабо регулируются мышечные усилия. Грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Недостатки произвольных движений носят выраженный стойкий характер. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене. Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. Пассивны к принятию задания предлагаемого взрослым. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично. Не удерживают внимания при выполнении действий. Не сформированы регуляторные механизмы. Организующая, направляющая, разъясняющая помощь не эффективна. Безразличны к заданию. Безразличны к оценке результатов работы. Не сформированы понятия об основных признаках предметов. Помощь неэффективна. Опосредованное запоминание недоступно. Обобщение, абстрагирование недоступны. Не понимают простейшие ситуации. С большим трудом формируется опыт. Понимание причинно-следственных зависимостей, проблемных ситуаций недоступны. Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера. Необходимо побуждение мимикой, жестами, многократный показ и совместные действия.
Классно – урочная форма обучения предполагает работу над одной темой для двух групп. Однако, целеполагание для каждой группы свое.
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащихся 1/1 класса по "ППД"
1 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
|
||||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Собирает разрезные картинки из 2 частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Повторение за педагогом 2-х движений рук (руки вперед и вверх) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
В течение определенного времени удерживать заданный темп в движении (ходьба, бег) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Ориентируется в 2-х контрастных величинах (большой-маленький) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Выполнят прыжки |
|
|
|
|
|
|
2 |
Повторение за педагогом 2-х движений рук (руки вперед и вверх) |
|
|
|
|
|
|
3 |
Выполняет хотя бы один элемент символического праксиса (напр., воздушный поцелуй) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Адекватно использует игрушки (кукла) |
|
|
|
|
|
|
5 |
Собирает разрезные картинки из 2 частей |
|
|
|
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащихся 1 класса по "ППД"
1 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Повторение за педагогом 2-х движений рук (руки вперед и вверх) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Удерживает пишущий предмет в руке, производит черкательные движения |
|
|
|
|
|
|
3 |
Поддувает пушинки, вату и т. д. |
|
|
|
|
|
|
4 |
Выполняет один элемент символического праксиса |
|
|
|
|
|
|
5 |
Ориентируется в 2-х контрастных величинах (большой-маленький) |
|
|
|
|
|
|
6 |
Собирает разрезные картинки из 2 частей |
|
|
|
|
|
|
7 |
Адекватно использует игрушки |
|
|
|
|
|
|
2 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Ходит по лежащей на полу дорожке |
|
|
|
|
|
|
2 |
Строит башню из кубиков (ставит один кубик на другой) |
|
|
|
|
|
|
3 |
Удерживает пишущий предмет в руке |
|
|
|
|
|
|
4 |
Поддувает пушинки, вату и т. д. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Собирает пирамидку без учета величины колец |
|
|
|
|
|
|
6 |
Собирает разрезные картинки из 2 частей |
|
|
|
|
|
|
7 |
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания |
|
|
|
|
|
|
3 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
||
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Поднимается и опускается по лестнице |
|
|
|
2 |
Удерживает предметы |
|
|
|
3 |
Выкладывает предметы в ряд |
|
|
|
4 |
Удерживает пишущий предмет в руке |
|
|
|
5 |
Адекватно использует игрушки (кукла) |
|
|
|
6 |
Знание и понимание жестов, как средства общения (прощание, нельзя) |
|
|
|
7 |
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания |
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащихся 3 « » класса по "ППД"
1 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Повторение за педагогом 3-х движений рук (руки вперед, вверх, на пояс) |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
2 |
В течение определенного времени удерживать заданный темп в движении, по показу учителя |
|
|
|
|
|
|
3 |
Ориентируется в контрастных величинах |
|
|
|
|
|
|
4 |
Ориентируется в цветах (желтый, красный, черный, белый) |
|
|
|
|
|
|
5 |
Ориентируется в пространстве на плоскости (вверху, внизу, середина) |
|
|
|
|
|
|
2 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
|
|
|||||||||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
|||||
1 |
Перешагивает через предмет лежащий на полу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
Выкладывает предметы в ряд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
Ориентируется в контрастных формах (круг, квадрат) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
Собирает разрезные картинки из 3 и более частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
Адекватно использует игрушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
||
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Бросает мяч |
|
|
|
2 |
Закрывает глаза по просьбе |
|
|
|
3 |
Навыки пользования туалетом (нажимать на кнопку слива) |
|
|
|
4 |
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания |
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащихся 3 « » класса по "ППД"
1 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Повторение за педагогом 3-х движений рук по памяти (вперед, вверх, на пояс). |
|
|
|
|
|
|
2 |
Обводит по контуру |
|
|
|
|
|
|
3 |
Ориентируется в 2-х и более контрастных цветах (желтый, красный, синий). |
|
|
|
|
|
|
4 |
Узнает геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник). |
|
|
|
|
|
|
5 |
Собирает разрезные картинки из 2-х и более частей. |
|
|
|
|
|
|
2 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Выполняет хотя бы один элемент символического праксиса (воздушный поцелуй) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Собирает разрезные картинки из 2-х и более частей |
|
|
|
|
|
|
3 |
Ориентируется в 2-х контрастных величинах (большой-маленький) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Обводит по контуру |
|
|
|
|
|
|
5 |
Выполнить подряд 3 и более приседаний |
|
|
|
|
|
|
3 группа
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||
1 |
Адекватно использует игрушки (кукла, мяч) |
|
|
|
|
|
|
2 |
Навыки пользования туалетом |
|
|
|
|
|
|
3 |
Приветствие и прощание |
|
|
|
|
|
|
4 |
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания |
|
|
|
|
|
|
5 |
Выкладывает предметы в ряд |
|
|
|
|
|
|
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий, учащихся 4 « » класса по "ППД"
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
|||||||
1 |
Повторение за педагогом 3-х движений рук по памяти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Начинать (прекращать) действие по сигналу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3 |
Ориентируется в контрастных величинах (большой-маленький |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
4 |
Называет 2 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Может чередовать предметы двух размеров (форм, цветов) АВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
6 |
Выбирает самый большой и самый маленький предмет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг действий, учащихся 4 « » класса по "ППД"
№ п/п |
Ф.И. учащегося/ Действия учащихся |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
Н/г |
С/г |
К/г |
||||||
1 |
Повторение за педагогом 3-х движений рук по памяти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
Начинать (прекращать) действие по сигналу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
Ориентируется в контрастных величинах (большой-маленький |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
Называет 2 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
5 |
Может чередовать предметы двух размеров (форм, цветов) АВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
Выбирает самый большой и самый маленький предмет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7 |
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Параметры оценивания:
! – ребенок пассивен;
СП – сопряженная помощь (рука в руке);
НП – направляющая помощь (пошаговое выполнение действия ребенком с частичной помощью педагога);
ОД – образец действия (подражание);
- ИТК – выполняет действие по инструкции в виде технологической карты (поэтапная графическая инструкция);
- СИ – выполняет действие по словесной инструкции;
- КП – выполняет действие с контролирующей помощью;
АО – алгоритм отработан.
«+» - умение сформировано
«+-» - умение в стадии формирования
«-» - умение не сформировано
Тарасова Ирина Викторовна