Применение технологий «Привлечение родителей к оцениванию образовательных достижений младших школьников»

3
0
Материал опубликован 23 January 2018 в группе


 

«Привлечение родителей к оцениванию образовательных достижений младших школьников»

Васильевская НОШ филиал МБОУ «Хабарская СОШ №2»


 


 


 

Учитель начальных классов Целюрик Ирина Александровна, высшая квалификационная категория.


 


 


 

2018 г


 

«Привлечение родителей к оцениванию образовательных достижений младших школьников»

ВнедрениеФедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. По окончании начальной ступени обучения, обучающиеся 4 классов заполняют анкеты, в которых есть пункт 8. Мои учебные достижения оцениваются: …Только учителем;…Оцениваются не только учителем, но и родителями;…Оцениваются не только учителем, но оцениваю и я сам.Это говорит о том, что перед учителями стоит новая задача,цель которой - привлечение родительской общественности к оценке метапредметных образовательных результатов младших школьников для выявления, недостаточно сформированных умений и корректировки учебной деятельности обучающихся с целью оказания необходимой помощи со стороны родителей.В процедуре привлечения родительской общественности к оценке метапредметных образовательных результатов можно выделить 6 этапов: Первый этап - планирование процедур оценки метапредметных образовательных результатов с привлечением родителей. Второй этап- привлечение родителей к оценке метапредметных образовательных результатов. Третий этап - обучение родителей использованию оценочного инструментария. Четвёртый этап - организация оценки метапредметных образовательных результатов с участием родителей. Пятый этап - анализ результатов оценивания метапредметных образовательных результатов младших школьников. Шестой этап - обсуждение результатов оценивания и подготовка предложений для корректировки образовательного процесса.

Содержание каждого этапа состоит из следующего – Ключевые вопросы, решаемые на данном этапе. Участники. Содержание деятельности. Планируемый результат. Возможные риски. Способы минимизации рисков.

План внедрения по привлечению родителей к оцениванию

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Планируемый результат

Родительское классное собрание с целью плани-рования процедур оцен-киметапредметных образовательных результатов.

Август 2015г

Целюрик И.А.

Привлечение родительской общественности к оценке метапредметных образовательных результатов младших школьников.

Обучение родителей использованию оценочного инструментария.

Сентябрь 2015г

Целюрик И.А.

Использование родителями алгоритмов для оценивания дома и для оценивания в классе, заполнение оценочных таблиц сформированности умений учиться.

Организация оценки метапредметных образовательных результатов с участием родителей.

1 четверть 2015 г

Целюрик И.А.

Использование родителями оценочных листов и алгоритмов оценивания при выполнении детьми домашнего задания, посещение родителями уроков для отслеживания результатов в группе.

Анализ результатов оце-ниванияметапредмет-ных образовательных результатов младших школьников.

1 четверть 2015 г

Целюрик И.А.

Выявление несформированных умений у обучающихся.

Обсуждение результатов оценивания и подготовка предложений для кор-ректировкиобразова-тельного процесса

Конец четверти

Целюрик И.А

Сводная таблица. Корректировка образовательного процесса.

Для привлечения к оцениванию использую: Алгоритм для наблюдения и оценивания в классе (для оценки умения сотрудничать)

Шаг 1. Выбираю оценочный лист того умения которое буду оценивать. Вспоминаю способ его заполнения. Шаг 2. Наблюдаю за действиями своего ребёнка в сотрудничестве с другими детьми по его поведению, фразам, отношению к другим детям, учителю, тому, что и как он делает. Шаг 3. Соотношу действия своего ребёнка с качественными характеристиками, описанными в оценочном листе, делаю вывод о том, соответствует ли это умение норме или нет. Шаг 4. В колонке оценка родителей ставлю «+» , если умение соответствует норме, ставлю «-», если умение ниже нормы. Под отметкой пишу комментарий: что конкретно не удаётся моему ребёнку. Шаг 5. Определяю, как я могу помочь своему ребёнку, чтобы сформировать нужное умение без дополнительной нагрузки на него. Шаг 6. Согласовываю свои предложения с учителем.

Использую следующие оценочные листы для родителей:

Сформированность умения учиться в 4 классе

Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:

«+» - умение сформировано;

«?» - умение частично сформировано;

«- » - умение не сформировано.

Оцениваемые умения

Качественные характеристики умения

Оценка родителей

Способность принимать учебную задачу, цель

При предъявлении практической задачи самостоятельно формулирует учебную цель, вопрос.

 

Умение планировать достижение поставленной задачи, цели.

Планирует действия соответствующие поставленной цели. В плане решения учебной задачи предусматривает поиск и нахождение информации.

 

Умение строить способ решения учебной задачи, цели.

По собственной инициативе выдвигает гипотезы построения нового способа, стремится проверить обоснованность гипотез.

 

Умение выявлять те практические задачи, для решения которых применим найденный способ.

Самостоятельно определяет можно ли использовать найденный способ для выполнения конкретного задания.

 

Умение осуществлять самоконтроль собственной деятельности и контроль совместной деятельности с товарищами в группе

Осуществляет самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом. Обращается к зафиксированному (например, в виде алгоритма или схемы) способу действия для подтверждения того решения, которое считает правильным. Проверяет работу используя правила, словари. Самостоятельно выполняет работу над ошибками. Составляет задания на контроль усвоения на основе схемы способа.

 

Умение оценивать своё продвижение к цели в решении учебной задачи.

Может самостоятельно оценивать и аргументировать оптимальность найденного способа решения с опорой на контроль, оценить способ учебной деятельности в целом.

 

Способность определять смысл своей и совместной учебной деятельности, понимать причины успеха\неуспеха.

Осознаёт смысл (зачем, для чего это надо), своё продвижение (что нового узнал), успехи (чему научился), затруднения (над чем ещё надо работать) в освоении найденного способа.

 

Сформированность умения учиться в сотрудничестве в 4классе.

Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:

«+» - умение сформировано;

«?» - умение частично сформировано;

«- » - умение не сформировано.

Оцениваемые умения

Качественные характеристики умения

Оценка родителей

Осознанная готовность к решению познавательных задач в парной (групповой) форме.

При появлении задания анализирует его сложность и выбирает форму работы (каждый сам или в группе), доказывая необходимость именно такой формы работы.

 

Умение использовать приёмы понимания точки зрения другого.

Анализирует возникающие затруднения, ищет источники информации для её решения, выступает с запросом на консультацию к другому (умеющему). Проверяет понимание товарищем условий познавательной или коммуникативной задачи.

 

Умение формулировать собственное мнение; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника, отстаивая свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Активно выдвигает предложения о выполнении задачи, обосновывает и доказывает свою точку зрения, соблюдая правила поведения и речи.

 

Способность критично относиться к своему мнению. Умение взглянуть на ситуацию с иной позиции.

Критично относится к своему мнению, умеет сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого. Формулирует и чётко аргументирует собственное мнение о выполнении задания.Способен взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

 

Умение договариваться и приходить к общему решению.

Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в работе в принятии общего решения.

 

Умение организовывать и участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы, задавать вопросы, уточняя план действий, выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Распределяет позиции помогает их удерживать участникам группы. Способен сам организовать выполнение задания учителя в группе. При возникновении затруднений у некоторых учащихся в выполнении задания, предлагает помощь в его выполнении. Побуждает другого к выдвижению своих версий, выслушивает его, доказывает правильность или неправильность этих версий.

 

Умение разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Конструктивно действует в ситуации неуспеха, анализирует, почему не удалось цели, и планирует способы их решения. В случае конфликта анализирует его причины, организует совместное принятие общего решения.

 

Умение осуществлять контроль, оценку и коррекцию процесса и результата в работе группы

Способен осуществлять взаимопомощь, контроль и оценивание процесса и результата совместной деятельности

 


 

Сформированность умения работать с информацией (грамотность чтения информационных текстов) в 4 классе.

Краткая инструкция по использованию оценочных листов. Оценочный лист представляет собой таблицу, в первом столбце которой представлены проверяемые умения ( те умения, которыми предположительно овладевает ученик), во втором – характеристика этого умения (что можно увидеть, наблюдая за учеником). В процессе наблюдения нужно поставить оценку соответствующим значком:

«+» - умение сформировано;

«?» - умение частично сформировано;

«- » - умение не сформировано.

Оцениваемые умения

Качественные характеристики умения

Оценка родителей

Умение самостоятельно ориентироваться в условных обозначениях учебника

Используя оглавление, рубрики, разделы, систему условных знаков, подзаголовки, сноски может самостоятельно найти нужную информацию в различных печатных источниках-(включая учебную литературу, справочники, энциклопедии, научно-популярные и художественные издания, СМИ.

 

Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно ориентируется в учебнике, определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения темы, данного раздела, самостоятельно определяет круг своего незнания, планирует работу по изучению нового материала.

 

Умение работать с учебным текстом.

Самостоятельно определяет цель, план работы с конкретным текстом, находит факты и события, данные в тексте, как в явном, так и в неявном виде (например, в формулировке вопроса, задания, сноске, примечания) в прослушанном и прочитанном тексте.

 

Способность самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Может самостоятельно находить нужную информацию при изучении нового, осуществлять выбор источника информации среди известных. Использует для поиска информации разные виды чтения (просмотровое, выборочное, изучающее, поисковое)

 

Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников ( словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть интернет)

Может самостоятельно найти необходимую информацию в разных источниках по ключевым словам, по автору. Сравнить, соотнести информацию, полученную из разных источников по одной и той же теме.

 

Умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.

Перерабатывает найденную информацию, преобразуя её и включая в имеющуюся систему знаний. Может самостоятельно делать выводы по проделанной работе, представлять полученную информацию в форме схем, моделей, таблиц, сообщений.

 

Умение передавать содержание в сжатом, выборочном, в развёрнутом виде, в виде презентации.

Может передать информацию, полученную (на уроке) по изученной теме в сжатом, выборочном, развёрнутом виде (по указанию учителя)

 

Способность оценить найденную информацию

Высказывает обоснованное суждение относительно информации. Подвергает сомнению достоверность информации, находит пробелы в информации. Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.

 

Применяю в работе:

Алгоритм для наблюдения и оценивания в домашних условиях (для оценки умения учиться и работать с информацией)

Шаг 1. Выбираю оценочный лист того умения которое буду оценивать.

Шаг 2. Формулирую задание ребёнку (детям, если ребёнок выполняет задание с другом).

Шаг 3. Обсуждаем возникшие у детей вопросы по содержанию задания и способы их выполнения. Договариваемся о том, как дети будут выполнять задание.

Шаг 4. Наблюдаю за действиями детей, их поведением, фразами, отношением к тому, что и как он делает. Шаг 5. Соотношу действия своего ребёнка с качественными характеристиками, описанными в оценочном листе, делаю вывод о том, соответствует ли это умение норме или нет.

Шаг 6. В колонке оценка родителей ставлю «+» , если умение соответствует норме, ставлю «-», если умение ниже нормы. Под отметкой пишу комментарий: что конкретно не удаётся моему ребёнку.

Шаг 7. Определяю, как я могу помочь своему ребёнку, чтобы сформировать нужное умение без дополнительной нагрузки на него.

Шаг 8. Обращаюсь за консультацией к учителю.

Шаг 9. Обсуждаю свои предложения с ребёнком. Договариваюсь с ним о мере помощи.

По итогам проведённых мероприятий совместно с родителями составляем следующую таблицу:


 

Оценка уровня сформированности __________________________

учащихся _____класса Васильеской НОШ 2015-2016 уч.г

Ф.И ученика

Умение учиться

Умение работать с информацией

Умение учиться в сотрудничестве

1

Ерофеев Данил

Родитель

учитель

роди-тель

Учи-тель

роди-тель

учитель

2

Ерофеева Екатерина

           

3

Пилипенко Максим

           

4

Самочернов Андрей

           

5

Суевалов Артём

           
 

Процент:

           
               

Проводится родительское собрание, на котором совместно составляем индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося по выявленным дефицитам. Ключевая идея этого оценивания – это обратная связь. Это понятие является центральным для любой системы, осуществляющей изменения. Основные компоненты обратной связи – это:

Данные об актуальном уровне достижений;

Данные о желаемом уровне достижений;

Механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;

Механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.

Хочу обратить внимание на то, что привлечение родительской общественности к жизни школы зачастую формально и ограничивается отдельными сферами образовательной деятельности детей. Тем не менее, школа может обеспечить требуемое новым образовательным стандартом качество только в сотрудничестве с родителями. Конечно, организация такой работы требует значительных усилий как со стороны руководства школой, так и со стороны учителя, смелости и открытости.Освоение и улучшение оценивания - это непростая задача. Мы не сможем получить немедленный результат. Напротив, эффект будет получен, только если каждый учитель найдёт свой собственный путь и адаптирует новые подходы и идеи к своей практике. Это может происходить постепенно. Учителя и родители будут совместно искать ответы на многие практические вопросы, корректировать соглашения и положения в осуществлении оценочной деятельности, исходя из своего опыта, и так, чтобы это помогало всем: и учителям, и родителям, и в первую очередь обучающимся начальных классов. Творческих успехов.

Список литературы:

1.Белорукова Е.М. , Калашникова Н.Г. «Методические рекомендации по оцениванию метапредметных образовательных результатов» Барнаул АКИПКРО 2014 г.

2. Пинская М.А., Улановская И.М. «Новые формы оценивания» начальная школа. М.Просвещение 2016 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (выступление перед коллегами по теме «Привлечение родителей к оцениванию образовательных результатов младших школьников)

Родители присутствуют на уроке, используя оценочные листы для оценивания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации