Статья «Система подготовки обучающихся к ОГЭ»
Система подготовки обучающихся к ОГЭ
Основной государственный экзамен является обязательным и проводится для выпускников 9-х классов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Выполнение заданий ОГЭ становится гарантом учащегося для дальнейшего его обучения. По результатам прохождения ОГЭ учащийся имеет возможность перехода в 10-11 класс средней школы, поступления в дальнейшем в ВУЗ, в колледж для получения профессионального образования.
Целью проведения основного государственного экзамена по русскому языку является оценка уровня общеобразовательной подготовки по данному предмету выпускников 9 класса. Результаты проведенного экзамена значимы для поступления выпускников в профильные классы средней школы или в средние профессиональные образовательные учреждения.
Задания экзаменационной работы направлены на проверку коммуникативной компетенции учащихся, их навыков и умений по созданию монологических высказываний по различным темам, умения участвовать в диалоге, навыков выразительного чтения текста вслух.
Формирование языковой компетенции у учащихся характеризуется умениями и навыками соблюдения языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
В 2018 году в ГИА была введена устная часть экзамена, содержащая три задания:
Задание № 1: чтение вслух небольшого научно-популярного текста. Время подготовки – 1,5 минуты.
Задание № 2: участие учащегося в условном диалоге – интервью, ответы на вопросы.
Задание № 3: построение связного монологического высказывания на одну из предложенных тем. Время подготовки – 1 минута.
Все задания открытого типа, предполагающие развернутый ответ.
Выполнение устного задания, как показывает практика, дается далеко не всем участникам ОГЭ. На результат оказывает влияние волнение учащегося, неумение правильно строить свои высказывания, отсутствие личного опыта.
Моя система подготовки к ГИА включает в себя следующие этапы:
1. Анализ результатов проведения ОГЭ по русскому языку за прошлый год.
2. Составление рабочей программы и плана по подготовке к ОГЭ по русскому языку. (Программа в приложении)
В 2020 г. изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, изменён первичный балл за выполнение работы с 39 до 33. Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)). Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
Данные изменения отражены в моей рабочей программе. Особенностью программы является модульный подход к подготовке ГИА. Курс состоит из четырёх модулей:
1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).
2. «Учимся писать сжатое изложение».
3. «Учимся писать сочинение – рассуждение».
4. «Учимся выполнять тестовые задания».
Программа отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Календарно – тематическое планирование
1 модуль (6 часов)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятий |
Виды деятельности |
|
Знакомство с требованиями к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. |
1 |
Мини-лекция |
Работа с демонстрационным вариантом. |
|
Обучение пересказу текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). |
1 |
Практикум |
Работа с текстом. Работа с цитатами. |
|
Обучение построению монологического высказывания по одной из выбранных тем с опорой на план.
|
1 |
Практикум |
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Работа с планом. |
|
Монологическое высказывание. Использование клише. |
1 |
Практикум |
Работа с текстом, отработка приёмов использования клише. |
|
Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.
|
1 |
Практикум |
Ведение диалога по заданной теме. Отработка приёмов по обогащению словарного запаса учащихся. |
6. |
Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе. |
1 |
Практикум |
Работа с текстом, с пробными заданиями. |
2 модуль (8 часов)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятий |
Виды деятельности |
7 |
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. |
1 |
Мини-лекция, практикум |
Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
8 |
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. |
1 |
Мини-лекция, практикум |
Работа в группах. |
9 |
Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. |
1 |
Практикум |
Работа с текстом, границы микротем исходного текста. |
10 |
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.
|
1 |
Практикум |
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
11 |
Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение. |
1 |
Практикум |
Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
12 |
Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. |
1 |
Практикум, изложение |
Создание текста, оценивание |
13 |
Написание сжатого изложения |
1 |
Практикум |
Создание текста, анализ текста по критериям |
14 |
Написание сжатого изложения |
1 |
Практикум |
Создание текста, анализ текста по критериям |
3 модуль (7 часов)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятий |
Виды деятельности |
15 |
Задание С2. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. |
1 |
Практикум
|
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
16 |
Задание С 2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. |
1 |
Практикум |
Элементы сочинения, анализ текстов |
17 |
Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. |
1 |
Практикум |
Работа с тестом |
18-19 |
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста |
2 |
Практикум |
Написание сочинения-рассуждения |
20-21 |
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта |
2 |
Практикум |
Написание сочинения-рассуждения |
4 модуль (11 часов)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятий |
Виды деятельности |
22 |
Анализ содержания текста. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. (6) Понимание текста. |
1 |
Практикум |
Работа с тестом |
23 |
Анализ средств выразительности. Выразительные средства.(7) Эпитеты, метафора, метонимия и др. |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
24 |
Орфографический анализ текста. Значение приставок. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание (5) |
1 |
Практикум |
Работа с тестом |
25 |
Орфографический анализ текста. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени (5) |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
26 |
Синтаксический анализ текста. Словосочетание. Способы связи в словосочетании. Синонимы. Понятие о нейтральных синонимах. (4,8) |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
27 |
Синтаксический анализ текста. Грамматическая основа предложения. (2) . Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Сложноподчиненное предложение. Типы СПП |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
28 |
Пунктуационный анализ текста. Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в простом осложненном предложении. (3) |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
29 |
Синтаксический анализ текста. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (З). Сложные бессоюзные предложения. |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
30 |
Орфографический анализ текста (5) |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
31 |
Диагностическая работа в форме ГИА |
1 |
Практикум
|
Работа с тестом |
4. Анализ подготовленности обучающихся к сдаче ГИА, выявление экзаменационных заданий, вызывающих наибольшие трудности.
В течение года провожу мониторинг выполнения ребятами определённых видов заданий и заполняю таблицы на каждого ученика. Такой вид работы позволяет отслеживать недочёты и успехи в подготовке обучающихся к экзаменам.
Пример таблицы
Мониторинг тестирования по русскому языку ученика 9 класса Филиппова Евгения
№ задания |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Вариант |
Сумма баллов |
6.09 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
7 |
13.09 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
7 |
20.09 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
9 |
27.09 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
11 |
4.10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
11 |
11.10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
6 |
10 |
18.10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
11 |
25.10 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
10 |
Рассматривая данную таблицу, мы можем заметить, что задания № 2, 4,6,10,13,14 вызывали у ученика затруднения, но после проведения работы, направленной на ликвидацию пробелов, баллы ученика стабилизируются.
5. Корректировка плана подготовки к ОГЭ с учётом выявленных у детей пробелов в знаниях.
При выявлении трудностей обучающихся чаще всего я сталкиваюсь с проблемами адекватного восприятия текста на слух, с неумением выявлять основную мысль и сжимать текст, приводить аргументы из жизненного опыта, с отсутствием навыков по созданию монологических высказываний.
В результате в программу подготовки к ГИА закладывается усиление практической направленности заданий, направленных на ликвидацию пробелов в данных областях и закрепляющих умения и навыки по определенным темам.
6. Работа с обучающимися по плану подготовки к ОГЭ в течение года на уроках, консультациях, выполнение тестов в режиме онлайн на сайтах, участие в тренировочных тестированиях.
Для качественной подготовки к сдаче основного государственного экзамена необходимо задолго до времени проведения ОГЭ работать с учащимися по всем темам предстоящей работы на примерах демонстрационных вариантов.
Среди многообразия материалов по подготовке к ГИА предпочитаю пособия под редакцией Н.А. Сениной: тематические тренинги, тренировочные варианты.
Разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся позволяет применение ИКТ, которые усиливают мотивацию к обучению и улучшают усвоение нового материала, дают возможность качественно изменить самоконтроль над результатами обучения.
Я рекомендую учащимся и их родителям следить за изменениями в ГИА, выполнять тренировочные тесты и диагностические работы на сайтах ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ», shcoolparallel.ru.
Последний сайт активно использую сама. На данном сайте происходит постоянное обновление аудиоизложений, статьи по обучению написанию сочинений и изложений помогают мне в работе.
7. Работа с родителями происходит по примерному плану:
1. Ознакомление родителей с Положением об итоговой Государственной аттестации в форме ОГЭ.
2. Индивидуальные консультации родителей по подготовке к ГИА по русскому языку.
3. Подготовка справочных материалов и оформление стенда для учеников, сдающих ГИА, ознакомление родителей с графиком консультаций.
4. Ознакомление родителей с результатами диагностических работ в форме ОГЭ.
5. Психологический настрой родителей на необходимость осуществления контроля работы учащихся по подготовке к ГИА.
Хорошо продуманная система педагога по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ помогает учителю и ученикам не только успешно сдать экзамен, но и преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
В подготовке к ГИА огромным подспорьем стали курсы повышения квалификации по теме: «Совершенствование профессиональных навыков при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС основного общего образования», пройденные в Московском институте профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов в 2019 году.