СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
На полках книжных магазинов огромное количество литературы для подготовки к ЕГЭ, но без правильного подхода к ней – она малоэффективна. Ученик жаждет короткого пути и быстрого результата, а родители свято верят в гениальность своего ребенка – порешал сам или с репетитором – и ЕГЭ сдал. С небес на землю их следует вернуть.
Подготовка к сдаче ЕГЭ (в успехах учащихся заинтересован любой учитель) предполагает умелую организацию. Выстраиваем пирамиду, положив в основание научную организацию труда, а вершиной её станет хорошее знание учащимися предмета, что автоматически означает высокие баллы на ЕГЭ. Соединить то, что учитель знает, понимает и чувствует, в такой ясный и понятный ученику блок, который будет способствовать максимальному развитию личности ученика.
Система подачи материала может различаться. Образно: учитель – айсберг или учитель – вулкан, это кому как нравится. Но при любом варианте учитель начинает работу не с того, что максимально много включает в урок задач (в том числе и повышенной сложности), а с другого:
1) тщательного изучения множества материалов по ЕГЭ. Здесь следует выделить три ежегодно обновляемых документа:
- кодификатор элементов содержания по предмету;
- спецификация экзаменационной работы;
- демонстрационный вариант экзаменационной работы.
2) составления плана повторения (на четверть, год, весь период обучения);
3) разработки специальных уроков подготовки к ЕГЭ;
4) подбора дидактического материала к урокам.
А далее будем осуществлять идею:
- подготовка поэтапно согласно целям и задачам итогового экзамена;
- основной акцент в работе – на формирование общих приемов выполнения заданий.
Значит, нужна:
- системность в работе учителя;
- самостоятельная системная работа ученика –
для выработки тактики и стратегии выполнения заданий на экзамене.
В каждой теме, согласно кодификации, изученный материал темы учитель совместно с учениками выстраивает в систему, удобную для решения задач. Учащиеся последовательно учатся применять эту систему к заданиям базового, повышенного, высокого уровня.
Тогда, возможно, будет достигнута цель: подготовить учащихся, :
- знающих процедуру экзамена;
- понимающих смысл предлагаемых заданий;
- умеющих правильно оформить результаты выполнения отдельных заданий;
- умеющих распределить общее время экзамена на все задания (базовый 1-2мин, повышенный 2-6мин, высокий 10-20мин);
- имеющих собственную объективную оценку своих знаний и умений.
Работа учителями ведется в разных направлениях. Ориентировочно составлены списки учеников, выбирающих экзамены.
На уроке ясно прослеживаются следующие приемы работы:
- включение заданий КИМов ЕГЭ в урок, начиная с 7 класса;
- акцентирование внимания на то, в какую часть КИМа включается материал темы;
- как может быть сформулирован вопрос, какой по полноте предполагается на него ответ;
- дифференциация содержания самостоятельных и контрольных работ.
Во внеурочное время – индивидуальные консультации.
Предполагаются создание лекций, тестов, банка вопросов, методических рекомендаций для учителя, электронных материалов (их предполагается выдавать учащимся с последующей консультацией). Возможно и дистанционное обучение и консультации.