12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Туендатская основная общеобразовательная школа

Первомайского района Томской области



Представление

педагогического опыта

«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»



Шаринской Елены Викторовны

учителя русского языка и литературы




Туендат

2022г.


Успешность человека определяется не объёмом знаний, а умением их применять.

Выпускные экзамены – серьёзная проверка эффективной учебной деятельности ученика под руководством учителя. Анализ экзаменационных работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию.

У меня сформировался свой стиль подготовки обучающихся к ОГЭ, ведь от этого зависит успешная сдача экзаменов.

Моя задача – научить всех учеников с учётом их возможностей и способностей.

Основная цель подготовки к ОГЭ – создание условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме.

Мне приходится решать следующие задачи:
- выявить затруднения учащихся при выполнении тех или иных заданий;

- корректировать и систематизировать знания учащихся;

- отрабатывать алгоритм выполнения тех или иных заданий;
- совершенствование умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных способов компрессии текста;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.

Моя работа включает:

1.Изучение нормативных документов к итоговой аттестации.

2.Изучение демонстрационных вариантов КИМ и изменений в них.

3.Составление рабочих программ.

4.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы.

5.Работа со слабоуспевающими и с сильными учениками.

6.Мониторинг уровня усвоения учебного материала и западающих тем.

7. Проведение дополнительных и индивидуальных занятий.

8.Анализ результатов, выявление недочётов.

Главные принципы, на которых строится работа, - научность, системность, доступность. Это позволяет школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Моя работа по подготовке к экзамену включает следующие направления:

Психолого – педагогическая работа.

Информационно – просветительская работа.

Учебно – тренировочная работа.

В течение учебного года на родительских собраниях я информирую родителей и учащихся о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей обязательно проводится анализ пробного ОГЭ. В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляется стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМ, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Я знакомлю выпускников с критериями оценивания ОГЭ (особенно изложения и сочинения). Знание критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Работа содержит 9 заданий, которые связаны между собой тематической направленностью..

Первая часть работы – написание сжатого изложения, исходный текст которого прослушивается 2 раза. Вторая и третья часть работы выполняются на основе прочитанного текста, который тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе, на живом, жизненном материале. Часть 2 – задания с кратким ответом, часть 3 – задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение).

Учащимся предлагается на выбор один из трех вариантов сочинения – рассуждения:

- на лингвистическую тему (по цитате писателя или лингвиста),

- основанное на раскрытии содержания фрагмента текста,

- основанное на толковании значения слова.

Чтобы избежать ошибок при написании сжатого изложения, на занятиях я применяю следующие методы и приемы. Ребята пишут изложения в течение всего подготовительного периода, используя технические средства, а не собственное выразительное чтение. Практика показывает, что это производит эффект адаптации. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует не только мобилизации памяти школьника, но и структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное. А ведь это не что иное, как информационная обработка текста.

Работу над этим я уже начала с 5 класса на уроках развития речи, предлагая ребятам небольшие, занимательные для их возраста тексты, на примере которых отрабатываются и приёмы сжатия текста. В 6 классе успешно, ребята работают над заменой однородных членов обобщающим словом, прямой и диалогической речи косвенной. Как это выглядит на практике. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами: Исключение, обобщение, упрощение. Нужный материал в учебнике есть или в пособиях по подготовке к экзаменам, иногда готовлю свой раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Перед нами стояла задача сократить текст наполовину. Подсчитываем количество слов. Подобная работа рассчитана на один урок. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы.

При работе над сжатым изложением я пользуюсь следующим алгоритмом работы:

1. При первом чтении ребята записывают план или тезисы (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки), указать, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

2. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объём и степень которых следует обдумать после чтения.

3. Потом создаётся черновик, подсчитывается количество слов в нём, и в зависимости от результатов вносятся коррективы - что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить рекомендуемый объём изложения.

4. Черновик нужно проверить, и не один раз: отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция может уловить неоправданные повторы), отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить), отдельно - пунктуацию. Третью проверку лучше следует проводить от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать о структуре предложений.

5. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и ещё раз проверяется.

В ходе подготовки ребята составляют памятки по написанию сжатого изложения:

Памятка для учащихся
«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


 Подготовка к тестовым экзаменационным заданиям. Сами тесты для 9-классников предлагаются  в большом количестве в книжных магазинах, Интернете. Задача учителя – отобрать из всего этого многообразия то, что по содержанию наиболее приближено к экзаменационному варианту.  Чаще всего этому наиболее соответствуют тренировочные тестовые варианты, предложенные ФИПИ (Федеральным институтом педагогических измерений). Также в своей практике я использую учебно – методический комплекс «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько. После проведения подобной работы я заполняю таблицу, по которой можно отследить, какие темы тестовых заданий и заданий с кратким ответом усвоены учащимися хорошо, а над которыми следует ещё потрудиться  во время уроков, консультаций и индивидуальных занятий.   Одной из форм работы в данном направлении считаю также создание собственных тестов.   Эти тестовые задания   небольшие по объёму (10 заданий), рассчитаны на часть урока и помогают закрепить и проверить вышеуказанные темы, а также приучить школьника к такому виду работы, как тест. По этому принципу можно осуществлять постепенную, поэтапную подготовку ребят к итоговому экзамену по темам, пройденным в течение школьного курса.

С 5-го по 9-ый класс использую такой вид работы как комплексный анализ текста. У учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

Завершающая часть экзамена – сочинение-рассуждение. Она содержит три творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Опыт работы показывает, что многие выпускники 9 классов не умеют анализировать, не видят проблему. Часто невпопад пользуются шаблоном, видимо, выучивая клише наизусть и не понимая смысла, содержащихся в нём слов. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Чтобы избежать подобных ошибок я провожу занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Это сложная работа, при которой осуществляется функциональный подход к изучению языка, а также выявляются межпредметные связи.

Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: самопересказ текста, выделение микротем по абзацам, поиск ключевых слов, формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них и, наконец, формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем. Можно дать задание по группам по количеству абзацев. Затем поделиться своими наблюдениями и всем вместе прийти к нужному выводу. Эта черновая кропотливая работа даёт возможность беспроблемного создания тезиса - мысли, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок. Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором. Обычно доходчивым для школьников является совет «закольцевать» сочинение. Задание 15.3 предполагает приведение в качестве аргумента примера из жизненного опыта, поэтому предстоит научить ребят правильно и грамотно приводить примеры.

На занятиях в 9 классах по подготовке к сочинению – рассуждению я часто использую приём «идеального сочинения», в группах по 3 человека распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 - формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников должны меняться. Так постепенно все ученики научатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.

Подготовку к итоговому экзамену в 9 классе по русскому языку осуществляю с 5 класса.

С 5 класса учащиеся работают с тетрадью для правил, исключений. Применяю формы обучения: тестовая работа с последующим взаимопроверкой, карточка для соседа, работа «Хочу спросить», диалог у доски. Лексический разбор текстов разных стилей. Анализируем роль средств художественной выразительности. Провожу орфоэпические диктанты, чтобы сформировать нормы произношения слов. Осуществляю интенсивную работу по орфографии, по подбору стилистических синонимов, использую осложнённое списывание текста с заданием. С 5 класса работаю над синтаксическими нормами, отрабатываю навыки работы со словосочетаниями, по нахождению грамматической основы, пунктуации в ССП, СПП, БСП. Использую такую форму работы как зачёт по теории, а затем выполнение тестовой работы. На каждом уроке повторяем изученный материал, использую лингвистические разминки, содержащие задания ОГЭ. Они помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем. Использую электронные тренинги, тестирования, постепенно привыкают к анализу текста, учатся владеть языком сочинения-рассуждения. Учимся пересказывать текст, интерпретировать его, высказывать собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.

В своей работе использую ИКТ технологии (Интернет ресурсы), которые помогают в подготовке  к экзамену моим ученикам.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Я предлагаю старшеклассникам тренировочные и диагностические работы в режиме on-line выполнить в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi. Для 9-классников – сайт «По уши в ГИА».

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.


Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной. «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».

Средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много, нужна положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

Результатом моей работы являются качественные показатели учащихся на ОГЭ.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.