Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (с использованием технологии КИМ)
Система уроков с использованием технологии КИМ Тургенев
DOCX / 32.29 Кб
Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
(с использованием технологии КИМ)
Политова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия»,
г. Александровска Пермского края
Александровск
2012
Система уроков по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
10 класс
Урок 1. Эпоха, отражённая в романе «Отцы и дети»
Урок 2. Три биографии
Урок 3. Предметы спора «отцов» и «детей»
Урок 4. Одинок ли Базаров?
Урок 1.
Тема: «Эпоха, отражённая в романе «Отцы и дети»»
Цели.
1.Раскрыть смысл названия романа.
2.Увидеть особенности эпохи, отражённой в романе, и определить её движущиеся силы.
Ход урока.
Организация 4-х микрогрупп (по желанию)
Рассмотрение прямого и переносного значений названия романа.
Особенности эпохи, отражённой в романе.
Определение главных движущих сил эпохи.
Домашнее задание.
1. Прямое значение ОТЦЫ и ДЕТИ (функции) воспитывать брать заботиться перенимать охранять помогать управлять двигать передавать отцов опыт вперёд И (соединительный союз) = СЕМЬЯ (функции семьи) поддерживать духовные родственные связи проявлять уважение, любовь, снисходительность Вывод: объективные противоречия уравновешиваются законами природы – любовью. 2. Учитель: - Посмотрим на особенности эпохи, отражённой в романе, по следующему плану. Когда происходят события в романе? ( I глава) Каково положение крестьян в эти годы? (III глава) Каково взаимопонимание между крестьянами и помещиками? (XXII глава) В чьих руках находится дело проведения реформ? (XII глава) Годятся ли они в преобразователи? 3. Учитель: - Пользуясь толковыми словарями, мы найдём значение слов крестьянин, дворянин, аристократ, либерал, демократ, революционер, построим древо понятий и сформулируем выводное знание, что позволит нам определить главные движущие силы эпохи Учитель: - Мы увидели, что главными силами эпохи являются дворяне- либералы («отцы») и революционеры-демократы («дети»). Непримиримость либералов и демократов привела к серьёзному конфликту не просто двух идейных противников, а к противостоянию двух поколений. | Переносное значение ОТЦЫ и ДЕТИ старое молодое поколение поколение взаимодействие поколений с целью сохранения и передачи духовных ценностей и «отцов», и «детей» волнует судьба России Учитель: - Отсюда можно определить основные проблемы романа. «Отцы» или «дети»? Конфликт или взаимопонимание? - По всей видимости, постановка этих проблем и отражена в названии произведения. Барщина оброк Вывод: Предреформенная эпоха – это обострение противоречий, положение, когда в любое время может произойти революция. крестьянин человек, работающий на земле дворянин представитель господствующего класса, владелец земли аристократ человек, принадлежащий привилегированной части господствующего класса, отличающийся изысканностью поведения либерал сторонник мелких преобразований в стране демократ человек, считающий, что власть должна принадлежать народу революционер борец за коренные преобразования в стране, утверждение нового прогрессивного строя
|
3. Домашнее задание
Построение древа понятий и выводного знания к словам:
преобразование
преобразователь.
Работа с текстом и отбор материала по образам Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, Евгения Базарова по плану:
происхождение героя
прошлое героя
речь, манеры
образование, взгляды
основные жизненные принципы и духовные качества
отношение к женщине, любви.
Урок 2.
Тема: «Три биографии»
«Отцы» или «дети»?
Конфликт или взаимопонимание?
Цели:
1. Понять, каким должен быть преобразователь России?
2. Исследовать жизненный путь героев; ответить на вопрос: годятся ли они в преобразователи России, каковы пути их преобразования?
Ход урока.
1. Организация микрогрупп (4), толковые словари (4).
2. Приложение №1- домашнее задание к словам: преобразование, преобразователь.
Выводное знание: преобразователь – это активный, деятельный, образованный, целеустремлённый человек.
Могут ли герои романа стать преобразователями?
Учитель:
- Посмотрим на жизненный путь наших героев, прослушав ваши выступления, и сделаем необходимые выводы в тетради.
Н.П.Кирсанов (1 глава)
П.П.Кирсанов (7глава)
Евгений Базаров (1-10 главы)
Вывод.
«Отцы» - отсутствие самостоятельности, активности, положительной деятельности.
«Дети» - заняты самовоспитанием, деятельностным трудом.
Учитель:
- Кому из 3-х героев вы доверили бы преобразования в сегодняшней России? Почему?
- Какими качествами симпатичны вам герои?
- Годятся ли они в преобразователи России?
Вывод.
Только совместными усилиями «отцов» и «детей» можно достичь взаимопонимания в вопросах преобразования России.
Домашнее задание.
В чём причины разногласий «отцов» и «детей»?
Перечитать главы 10, 23, 24, 28.
Построить древо понятий и выводное знание к слову нигилист.
Урок № 3
«Предметы спора «отцов» и «детей»
Цели:
Определить свою позицию в вопросе спора «отцов» и «детей».
2. Понять причины конфликта «отцов» и «детей». Возможно ли взаимопонимание между ними? Как автор решает центральную проблему романа: «отцы» или «дети»?
Ход урока.
1. Организация микрогрупп.
2. Постановка проблем и целей урока.
3. Работа с текстом (9 -10 главы) и составление таблицы.
Предметы спора «отцов» и «детей»
Предметы спора | П.П.Кирсанов | Базаров |
Об аристократах Об авторитетных принципах О народе О нигилистах Об искусстве, природе, науке | Зачитываются примеры из текста и записываются опорные слова | Зачитываются примеры из текста и записываются опорные слова |
Учитель:
– Каковы причины спора «отцов» и «детей»? Возможно ли между ними взаимопонимание?
- Можно ли считать предметы их спора значительными, весомыми в судьбе страны?
- Кто Базаров? Нигилист-отрицатель, демократ или революционер?
Нигилист
Интеллигент-разночинец, отрицающий традиции и устои дворянского общества, крепостничества | Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически, недоверчиво |
- Как вы объясните нигилизм Базарова? Особенностями характера героя? Позицией автора? Веянием времени?
- На чьей стороне ваши симпатии – Базарова или Павла Петровича?
- Всё ли вы принимаете в Базарове?
- Существует ли конфликт «отцов» и «детей» в наше время? По каким вопросам вы расходитесь во взглядах со своими родителями?
4. Обсуждение сцены дуэли. Работа с главами 23-24. Заполнение таблицы.
Учитель:
– Назовите объективные причины дуэли.
- Проследите, как ведут себя герои во время дуэли, и какие духовные качества проявляют.
Базаров Евгений Васильевич | Кирсанов Павел Петрович |
Зачитываются примеры из текста и в тетради (в таблице) записываются опорные слова | |
Вывод.
Сцена дуэли – это логическое завершение спора «отцов» и «детей», это торжество демократизма над аристократией.
5. Вывод по центральной проблеме романа.
Учитель:
– Как автор решает центральную проблему романа?
Вывод.
«Отцы» и «дети» не только люди разных поколений, разного происхождения, образа жизни – это идейные противники. Поэтому взаимопонимание между ними невозможно.
Домашнее задание.
Подготовиться к обсуждению темы «Одинок ли Базаров?»
по плану.
Базаров и Аркадий. Главы 25-26 – 1 микрогруппа
Базаров и Ситников, Кукшина. Глава 13 – 1 микрогруппа
Базаров и Одинцова. Главы 7, 14-19, 25-27 – 2 микрогруппа
Базаров и народ. Главы 1 -10, 27 – 3 микрогруппа
Базаров и родители. Главы 20-21, 28 – 4 микрогруппа.
Селиванова Галина Геннадьевна