12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Политова Татьяна Викторовна189
3

Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (с использованием технологии КИМ)


Система уроков с использованием технологии КИМ Тургенев
DOCX / 32.29 Кб









Система уроков по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

(с использованием технологии КИМ)







Политова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия»,

г. Александровска Пермского края















Александровск

2012











Система уроков по изучению романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

10 класс

Урок 1. Эпоха, отражённая в романе «Отцы и дети»

Урок 2. Три биографии

Урок 3. Предметы спора «отцов» и «детей»

Урок 4. Одинок ли Базаров?

Урок 1.

Тема: «Эпоха, отражённая в романе «Отцы и дети»»

Цели.

1.Раскрыть смысл названия романа.

2.Увидеть особенности эпохи, отражённой в романе, и определить её движущиеся силы.



Ход урока.

Организация 4-х микрогрупп (по желанию)

Рассмотрение прямого и переносного значений названия романа.

Особенности эпохи, отражённой в романе.

Определение главных движущих сил эпохи.

Домашнее задание.



1.

Прямое значение


ОТЦЫ и ДЕТИ

(функции)

воспитывать брать

заботиться перенимать

охранять помогать

управлять двигать

передавать отцов опыт вперёд


И

(соединительный союз)

=

СЕМЬЯ

(функции семьи)

поддерживать духовные родственные связи

проявлять уважение, любовь, снисходительность


Вывод:

объективные противоречия уравновешиваются законами природы любовью.



2. Учитель:

- Посмотрим на особенности эпохи, отражённой в романе, по следующему плану.


Когда происходят события в романе? ( I глава)

Каково положение крестьян в эти годы? (III глава)

Каково взаимопонимание между крестьянами и помещиками? (XXII глава)

В чьих руках находится дело проведения реформ? (XII глава)

Годятся ли они в преобразователи?




3. Учитель:

- Пользуясь толковыми словарями, мы найдём значение слов крестьянин, дворянин, аристократ, либерал, демократ, революционер, построим древо понятий и сформулируем выводное знание, что позволит нам определить


главные движущие силы эпохи



Учитель:

- Мы увидели, что главными силами эпохи являются

дворяне- либералы («отцы»)

и

революционеры-демократы («дети»).

Непримиримость либералов и демократов привела к серьёзному конфликту не просто двух идейных противников, а к противостоянию двух поколений.


Переносное значение


ОТЦЫ и ДЕТИ


старое молодое

поколение поколение


взаимодействие поколений

с целью сохранения и передачи духовных ценностей

и «отцов», и «детей» волнует судьба России



Учитель:

- Отсюда можно определить основные проблемы романа.

«Отцы» или «дети»?

Конфликт или взаимопонимание?

- По всей видимости, постановка этих проблем и отражена в названии произведения.










Барщина


оброк





Вывод:

Предреформенная эпоха – это обострение противоречий, положение, когда в любое время может произойти революция.





крестьянин

человек, работающий на земле

дворянин

представитель господствующего класса, владелец земли

аристократ

человек, принадлежащий привилегированной части господствующего класса, отличающийся изысканностью поведения

либерал

сторонник мелких преобразований в стране

демократ

человек, считающий, что власть должна принадлежать народу

революционер

борец за коренные преобразования в стране, утверждение нового прогрессивного строя



3. Домашнее задание

Построение древа понятий и выводного знания к словам:

преобразование

преобразователь.

Работа с текстом и отбор материала по образам Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых, Евгения Базарова по плану:

происхождение героя

прошлое героя

речь, манеры

образование, взгляды

основные жизненные принципы и духовные качества

отношение к женщине, любви.



Урок 2.

Тема: «Три биографии»

«Отцы» или «дети»?

Конфликт или взаимопонимание?

Цели:

1. Понять, каким должен быть преобразователь России?

2. Исследовать жизненный путь героев; ответить на вопрос: годятся ли они в преобразователи России, каковы пути их преобразования?



Ход урока.

1. Организация микрогрупп (4), толковые словари (4).

2. Приложение №1- домашнее задание к словам: преобразование, преобразователь.

Выводное знание: преобразователь – это активный, деятельный, образованный, целеустремлённый человек.

Могут ли герои романа стать преобразователями?

Учитель:

- Посмотрим на жизненный путь наших героев, прослушав ваши выступления, и сделаем необходимые выводы в тетради.

Н.П.Кирсанов (1 глава)

П.П.Кирсанов (7глава)

Евгений Базаров (1-10 главы)

Вывод.

«Отцы» - отсутствие самостоятельности, активности, положительной деятельности.

«Дети» - заняты самовоспитанием, деятельностным трудом.

Учитель:

- Кому из 3-х героев вы доверили бы преобразования в сегодняшней России? Почему?

- Какими качествами симпатичны вам герои?

- Годятся ли они в преобразователи России?

Вывод.

Только совместными усилиями «отцов» и «детей» можно достичь взаимопонимания в вопросах преобразования России.



Домашнее задание.

В чём причины разногласий «отцов» и «детей»?

Перечитать главы 10, 23, 24, 28.

Построить древо понятий и выводное знание к слову нигилист.









Урок № 3

«Предметы спора «отцов» и «детей»

Цели:

Определить свою позицию в вопросе спора «отцов» и «детей».

2. Понять причины конфликта «отцов» и «детей». Возможно ли взаимопонимание между ними? Как автор решает центральную проблему романа: «отцы» или «дети»?

Ход урока.

1. Организация микрогрупп.

2. Постановка проблем и целей урока.

3. Работа с текстом (9 -10 главы) и составление таблицы.

Предметы спора «отцов» и «детей»

Предметы спора

П.П.Кирсанов

Базаров

Об аристократах


Об авторитетных принципах

О народе


О нигилистах


Об искусстве, природе, науке



Зачитываются примеры из текста и записываются опорные слова






Зачитываются примеры из текста и записываются опорные слова



Учитель:

Каковы причины спора «отцов» и «детей»? Возможно ли между ними взаимопонимание?

- Можно ли считать предметы их спора значительными, весомыми в судьбе страны?

- Кто Базаров? Нигилист-отрицатель, демократ или революционер?

Нигилист

Интеллигент-разночинец, отрицающий традиции и устои дворянского общества, крепостничества

Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически, недоверчиво

- Как вы объясните нигилизм Базарова? Особенностями характера героя? Позицией автора? Веянием времени?

- На чьей стороне ваши симпатии – Базарова или Павла Петровича?

- Всё ли вы принимаете в Базарове?

- Существует ли конфликт «отцов» и «детей» в наше время? По каким вопросам вы расходитесь во взглядах со своими родителями?

4. Обсуждение сцены дуэли. Работа с главами 23-24. Заполнение таблицы.

Учитель:

Назовите объективные причины дуэли.

- Проследите, как ведут себя герои во время дуэли, и какие духовные качества проявляют.

Базаров Евгений Васильевич

Кирсанов Павел Петрович


Зачитываются примеры из текста и в тетради (в таблице) записываются опорные слова


Вывод.

Сцена дуэли – это логическое завершение спора «отцов» и «детей», это торжество демократизма над аристократией.

5. Вывод по центральной проблеме романа.

Учитель:

Как автор решает центральную проблему романа?

Вывод.

«Отцы» и «дети» не только люди разных поколений, разного происхождения, образа жизни – это идейные противники. Поэтому взаимопонимание между ними невозможно.

Домашнее задание.

Подготовиться к обсуждению темы «Одинок ли Базаров?»

по плану.

Базаров и Аркадий. Главы 25-26 – 1 микрогруппа

Базаров и Ситников, Кукшина. Глава 13 – 1 микрогруппа

Базаров и Одинцова. Главы 7, 14-19, 25-27 – 2 микрогруппа

Базаров и народ. Главы 1 -10, 27 – 3 микрогруппа

Базаров и родители. Главы 20-21, 28 – 4 микрогруппа.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.