ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В «РЕСПУБЛИКЕ ШКИД»
Школа-коммуна им. Достоевского, основанная В. Н. Сорока-Росинским в 1918 году, была одной из множества подобных школ, появившихся на территории Советского Союза в первые годы его существования. Их возникновение было вызвано суровой обстановкой, царившей в первой половине XX века. Одним из следствий тяжёлых социальных потрясений, связанных с революцией, было беспризорничество, ставшее ужасной язвой на теле зарождающегося общества. Главными источниками средств к существованию были нищенство, кражи, грабежи и др. Беспризорники могли красть самостоятельно или могли ассистировать взрослым ворам и взломщикам. Приблизительно с 15 лет они уже крепко втягивались в уголовный мир. Поэтому, при организации первых колоний, правительство применяло формулу «сытость в обмен на свободу». Неподалеку от мест скопления беспризорников формировались безвозмездные трапезные. Сначала те прибывали за едой время от времени. Позже привыкали и приходили обедать ежедневно. К этому времени у столовой уже строились подобия безвозмездной ночлежки. Детям давали переночевать, а чтобы занять свободное время, организовывали школьные классы и мастерские при ночлежках. От нечего делать они пытались учиться и работать, а вслед за тем и втягивались в эти занятия. Колония для трудновоспитуемых была фактически готова. Школа им. Достоевского – типичный пример перевоплощения ночлежки в колонию. Обучение в «Республике ШКИД» Установился точный распорядок дня и расписание школьных занятий. Л. Пантелеев и Г. Белых, некогда сами воспитанники этой школы-коммуны, в своих мемуарах сообщают, что ежедневно было по десять уроков: с 10 часов утра до обеда – 4, после обеда - отдых, позже снова четыре урока до ужина и после ужина ещё 2 урока. Изучали русский язык, русскую литературу, зарубежную литературу, русскую историю, историю древних цивилизаций, немецкий язык, арифметику, географию и другие дисциплины. Как видно из данного списка, предметам гуманитарного цикла отдавалось предпочтение. Наиболее полно детям удалось изучить русский язык и литературу – занятия вёл сам директор. Так В. Н. Сорока-Росинский реализовывал в собственном небольшом мирке – республике ШКИД – идею национальной школы, которую он лелеял многие годы. Серьёзную проблему представлял собой подбор педагогических сотрудников. В полуразрушенном, голодном и опустевшем Петрограде тяжело было отыскать обученных преподавателей. Если такие и были, то мало кого из них привлекала перспектива работы в интернате для трудновоспитуемых подростков. На работу часто устраивались обыкновенные люди, даже без педагогического образования, очевидно пришедшие туда не из любви к детям, а ради бесплатного пайка. Почти все педагоги оказывались невинными младенцами, очутившись лицом к лицу с этими прожженными, видавшими виды детьми. Острым, наметанным глазом воспитанники-шкидцы сразу же выискали у преподавателя слабые стороны и в конце концов либо выживали его, либо покоряли собственной воле. На детей не работали ни суровые окрики, ни наказания. Еще опаснее были попытки заигрывать с ними. Сам того не замечая, преподаватель, подлаживавшийся к детям, становился всеобщим посмешищем либо непроизвольным сообщником и обязан был терпеливо сносить не только издевательства, но и побои. И все же В. Н. Сорока-Росинский прилагал много усилий, чтобы ученики не только крепко усвоили нужные познания по общеобразовательным предметам, однако и вынесли из стен школы систему истинных ценностей. Классы формировались не столько по возрастному показателю, насколько по возможностям и по уровню знаний, с которым дети прибывали в школу. В этом разношерстном детском коллективе индивидуальный подход был просто неизбежен – и он реализовывался, по мере сил и способностей. По каждому предмету дети получали домашние задания, на их исполнение специально было отведено особое время после вечернего чая, и педагоги наблюдали за этим процессом. А для наиболее тщательной и детальной проверки знаний присутствовал учет. Учетом в Шкиде называлась проверка знаний, приобретенных в классе, которая устравиалась раз в год. Традиционно, готовились к учету заранее. Педагоги выдавали воспитанникам задания по каждому предмету, и по этим заданиям составлялись диаграммы, конспекты, схемы, устраивались предварительные учеты, репетиции. Но торопливое зазубривание курса не практиковалось. И вообще подготовка к учету не носила характера разучиваемого представления. Творческое воспитание учащихся Кроме общеобразовательных предметов, в учебный план входила также физподготовка (называемая также гимнастикой), рисование, пение и даже танцы. Так, благодаря собственной гениальной педагогической проницательности и неиссякаемому запасу энергии, В. Н. Сорока-Росинский, в крайне тяжёлых условиях послереволюционной России приблизился к реализации идеи трудовой школы, в которой дети познают мир в процессе творчества, где любой из них имеет шанс раскрыть, развить и выразить в себе новые возможности. На первых порах существования школы им. Достоевского досуг учеников никак не был организован. Позднее, поначалу только по инициативе директора, начали проводиться внеклассные мероприятия, приобретавшие постепенно все более систематичный характер и переросшие в итоге в традицию. В школе была своя стенгазета, в выпуске которой мог принять участие любой желающий, чем с удовольствием и занимались многие воспитанники. Праздники встречали совместно. В. Н. Сорока-Росинский воистину заражал учеников собственными увлечениями. Он обожал петь – и скоро все дети полюбили музыку. Он обожал читать – и вся школа также привыкла к чтению. Читали самые различные книги, в любую свободную минутку, даже во время нелюбимых уроков. В школе была собственная система поощрений и наказаний. Основные наказания, которые существовали с первых дней школы – оставить без обеда или без прогулки. Со временем возникла Летопись школы, где записывали как провинившихся воспитанников, так и отличившихся. И, в конце концов, было введено разделение учащихся на 5 разрядов. 1-ый и 2-ой разряды - привилегированные, куда входили те, кто чем-нибудь отличился, в хорошем значении этого слова и не получал замечаний. 3-ий разряд – середняки, совершившие незначительные проступки; к ним не применялись какие-либо наказания, но и никак их не поощряли. И, последние, 4-ый и 5-ый разряды – штрафники. Их лишали отпусков и прогулок. Перейти из одного разряда в другой было очень просто, так как перераспределение производилось каждую неделю. Управление в «Республике ШКИД» Школу им. Достоевского называли республикой отнюдь не просто так. В ней была особая система самоуправления: Цитата «Вот методика нашей системы самоуправления. Сегодня же изберем старост по классам, жилым комнатам, кухне и гардеробу. В их обязанности будет входить назначение дежурных. Дежурные станут назначаться на один день. Сегодня один, на следующий день другой, послезавтра третий и так дальше. Таким образом, вы все будете равномерно вовлечены в общественную жизнь школы». Не считая этого, присутствовал совет старост, который вместе с педагогическим советом обсуждал все важные школьные события и последующие пути ее развития. Сначала дети противились такой системе, называли собственную «республику» «монархией», однако совсем скоро удостоверились, что с доброжелательным управлением школы действительно можно сообща решить любые возникающие вопросы. И, наконец, у республики была своя собственная символика – гимн и герб. Гербом, по плану директора, стал подсолнух. Таким образом, В. Н. Сорока-Росинский уже в 20-е годы прошедшего века смог воплотить в Советском Союзе принцип аполитичности воспитания, который он защищал в собственных теоретических работах. Мало того, школа не знала советской символики – разговоры о прекрасном и вечном проводились в ее стенах во много раз чаще, чем о строительстве светлого коммунистического будущего.
Омарова Альмира Шигаповна
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
Светлана Александровна Максимова
Федяева Татьяна Геннадьевна