Использование системно-деятельностного подхода в воспитании обучающихся пенитенциарной системы (из опыта работы)

1
2
Материал опубликован 3 April 2022

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Средняя школа № 4 (очно-заочная)»



Педагогический совет: «Инновационные подходы в воспитательной деятельности школы пенитенциарной системы»






Доклад по теме:

«Использование системно-деятельностного подхода в воспитании обучающихся пенитенциарной системы (из опыта работы)»




























Подготовил: Рудопысов А.А.

учитель информатики





Слайд 2.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором обучающийся является активным субъектом педагогического процесса.

Главная цель системно-деятельностного подхода состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Основной результат – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие.

Слайд 3.

Механизмы реализации системно – деятельностного подхода.


Информационно-коммуникационные технологии.

Урочная и внеурочная деятельность по информатике, основана на применении информационных технологий. ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Применение компьютера позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать подготовку обучающихся.

Технология, основанная на создании учебной ситуации.

Создание проблемной ситуации. Обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

Основная технология, которую я применяю во внеурочной деятельности – метод проектов. Проект – это замысел, план. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное максимально самостоятельно, в группе или самому.

Больше всего для обучающихся важен конечный продукт своей деятельности: газета, игра, публикация, презентация, буклет, памятка, плакат, макет и т.д. Во время такой работы стараюсь подбирать для обучающихся тематические задания, например, в феврале – это открытки с поздравлениями с 23 февраля, в марте с Международным женским днём, в мае – с Днём Победы и т.д.

Технология, основанная на уровневой дифференциации.

Мною определён четкий минимум, без которого ученик не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Этот минимальный уровень, уровень общих требований, который задается в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые ученик должен уметь ответить. Каждый обучающийся знает этот минимум, и в течение обучения стремится к тому, чтобы не только достичь этого минимума, но перейти выше.

Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараюсь создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. Для этого применяю задания по уровням с возрастающей сложностью. Мною создан банк дифференцированных заданий по различным темам информатики для 7-12 классов, который постоянно пополняется и обновляется.

Технология деятельностного метода.

Слайд 4.

Система дидактических принципов системно-деятельного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Слайд 5.

1) Принцип деятельности

В своей работе, я стараюсь не давать обучающимся знания в готовом виде, а предлагаю добыть их самостоятельно, для этого кроме работы с учебником даю дополнительную информацию в качестве раздаточного материала. Особенно хорошо данная работа протекает во время внеурочной деятельности. Я предлагаю обучающимся различные олимпиадные задания, для выполнения которых приходится изучать не только учебник того класса, в котором обучается ученик, но и учебники других классов. Добывая знания самостоятельно обучающийся, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Слайд 6.

2) Принцип непрерывности

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся. В нашей школе этот принцип особенно актуален, потому как возраст обучающихся в нашей школе от 18 лет, а в последнее время большее количество стало обучающихся, возраст которых уже за 30 лет. Поэтому учитывать возрастные особенности обучающихся это одна из первых необходимостей.

3) Принцип системности

Принцип системности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). На своих уроках, при выполнении различных заданий формируется представления о связях предмета информатика с другими науками.

4) Принцип минимакса

Я предлагаю обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). А вот, на сколько глубоко будут усвоены знания зависит в основном от особенностей обучающегося.

5) Принцип психологической комфортности

Принцип психологическй комфортности невозможно осуществить одному человеку это работа всего педагогического коллектива. Большая роль в этом вопросе принадлежит директору школы. Благодаря работе директора в школе и на уроках создана доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности

Формирую у обучающихся способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Это осуществляется во время выполнения различных заданий, когда для обучающегося предлагается самостоятельно сделать выбор, выбрать набор инструментов, с которым он будет работать.

7) Принцип творчества

Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Обучающимся предлагается задания, а они самостоятельно определяют дизайн, цвета, шрифты, тематику.

Таким образом, использование системно-деятельностного подхода в воспитании обучающихся пенитенциарной системы способствует повышению уровня воспитанности и качества образования в школе пенитенциарной системы; повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а также способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся; способствует развитию у учащихся устойчивого интереса к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.

Слайд 7.

Презентацию к докладу можно посмотреть по ссылке

https://disk.yandex.ru/d/tfm7XtKKGtHuxg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Добавьте, пожалуйста, ссылку на слайды. Публикация будет полной!

3 April 2022

Очень жаль, что ссылка недоступна

13 March 2023

Похожие публикации