Тест по теме «Синтаксис. Простое предложение. Однородные члены. Обобщающее слово при однородных членах предложения»
СИНТАКСИС. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
|
Теория общее |
1.Среди данных утверждений найдите верное. 1. синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания 2. синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания в предложении 3. синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается написание словосочетаний и предложений 4. синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила построения словосочетаний и предложений |
2. Пунктуация изучает: 1.Постановку знаков препинания в предложениях. 2.Написание букв в словосочетаниях 3.Расстановку слов в предложениях 4. Строение словосочетаний и предложений |
|
Теория второстепенные члены |
1. Какой член предложения обозначает место, время, способ действия: 1. определение, 2. обстоятельство, 3. сказуемое, 4. дополнение. |
2. Укажите, какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет 1. Обстоятельство 2. Определение 3. Дополнение |
|
3. Укажите, какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета 1.Обстоятельство 2.Определение 3.Дополнение |
|
4. Укажите как называется член предложения, который обозначает как, когда, где совершается действие, и отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? и др. Обстоятельство Определение Дополнение |
|
Практика второстепенные члены |
В каком предложении обстоятельство выражено наречием? От вокзала мы доехали на троллейбусе. Ночью все кошки серы. В лесу раздавался топор дровосека. Вчера мы были в театре |
Выпишите номера предложений, в которых есть определения. 1) Листья задрожали, оторвались и полетели. 2) Зашумел в лесу золотой дождь. 3) Настало доброе летнее утро. 4) Воздух чист и прозрачен. |
|
3. Укажите цифрой, сколько второстепенных членов в предложении Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов. |
|
4.В каком предложении нет дополнения? 1) Воротись, поклонися рыбке. 2) Входят семь богатырей. 3) Давно, давно ты ждешь меня. 4) Через леса, через моря колдун несёт богатыря |
|
5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением 1. С утра шел сильный снег. 2. Звезды усеяли ночное небо. 3. Тиха украинская ночь. 4. Подснежники - первые цветы |
|
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством 1. Багряная луна висит над домом. 2. Лунная ночь больше побелела от мороза. 3. Море глухо роптало и билось о берег |
|
Теория однородные члены предложения |
1. Однородные члены предложения: 1. могут быть главными и второстепенными; 2. отвечают на один и тот же вопрос; 3.могут быть только главными; 4.относятся к одному и тому же члену предложения; 5. могут быть только второстепенными. |
2.Между однородными членами запятая ставится: 1.если союз И соединяет два члена предложения; 2. если два члена не соединены союзом И; 3. если они являются дополнениями; 4. если они являются второстепенными; 5. если они являются главными. |
|
3. Выберите правильный вариант определения понятия «Однородные члены – это… члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос второстепенные члены предложения, которые произносятся с интонацией перечисления члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову |
|
4.Укажите верное объяснение отсутствия запятой в предложении Сладкий запах жасмина заполнил террасу и стал проникать в комнаты. 1. предложение простое, осложненное однородными 2. предложение простое, осложненное однородными 3. предложение сложное, перед союзом И нужна запятая 4. предложение сложное, перед союзом И запятая не нужна |
|
5. Однородными членами предложения могут быть:
|
|
Практика однородные члены предложения |
1. Укажите верные высказывания, которые относятся к предложению . Я сел в угол и включил телевизор: 1) является невосклицательным; 2) является повествовательным; 3) является сложным; 4) содержит однородные члены предложения; 5) является нераспространённым. |
2. Укажи предложение с пунктуационной ошибкой.
|
|
3. В каком предложении есть однородные члены : 1) Плакаты висели всюду на домах столбах заборах. 2) Мальчики разожгли костёр а девочки приготовили еду. 3) Деревья тревожно шевелились и лепетали. 4)Друзья пришли вовремя но никого не застали. 5) А долго ли папы и мамы будут терпеть? |
|
4.Все знаки препинания правильно расставлены в предложении: 1) В школе мы изучаем разные предметы, русский язык, литературу, математику. 2) Русский язык история и литература – очень интересные предметы. 3) Я долго учил правило, но так его и не запомнил. 4) Друзья пришли вовремя но никого не застали. 5) Кто сегодня останется и уберёт класс? |
|
5. Укажи правильное объяснение пунктуации в предложении: « Мы построили снежные крепости, залили на пустыре каток, вылепили целую армию снеговиков».
2. предложение простое, запятые поставлены ошибочно; 3.предложение сложное, запятые поставлены ошибочно; 4.предложение простое, запятые поставлены верно; |
|
6.Укажите предложение с однородными членами : В вазе лежали яблоки, на столе было два апельсина. В вазе лежали яблоки, груши и апельсины. Погода сегодня солнечная, и настроение улучшается. Вдруг две большие лохматые собаки бросились на меня.
|
|
7. Укажите предложение, в котором есть однородные члены (знаки препинания не расставлены). 1. В весеннем лесу появились первые цветы. 2. Зима еще хлопочет и на весну ворчит. 3. Весна спешит а зима не отступает. 4. Я помню песни у костра |
|
8 . Выпишите номера цифр, которыми обозначены знаки препинания при однородных сказуемых.
Всё влечёт,(1) веселит мои взоры: (2)золотая пчела на цветке, (3)разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке |
|
9.Укажи грамматическую основу предложения: «Я почти дошел до тропинки и вдруг увидел в траве жёлтый полумесяц».
1. я дошел; 2. я увидел; 3. я дошел и увидел. 4. я почти дошел. |
|
10. Укажите предложение с однородными членами В начале осени на яблоне висели крупные и сочные плоды. Волны с шумом бились о берег. Растворились в темноте рощи, исчезли поля. Я с друзьями пошел на каток. |
|
11. Укажите предложение (- ия) с однородными членами. В лесу есть всё: ягоды, грибы, орехи. Утром в лесу пошёл сильный дождь. Весна спешит, а зима не отступает. Выпал снег, всё побелело. |
|
12.Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены) . 1.Сон приходит втихомолку пробирается сквозь щелку. 2. Я подошел к окошку. 3. Внезапно пришедшая весна радует солнце. 4. Наступила осень и листья облетели. |
|
Теория обобщающее слово при однородных членах |
1. Выберите правильное определение: Обобщающее слово – это… 1. слово, которое называет того, к кому обращаются; 2. слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся одному и тому же слову; 3. слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов; 4. слово, которое выражает отношение говорящего к высказыванию. |
2.Найди верное утверждение, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения :
1. ставится запятая после обобщающего слова; 2. ставится тире после обобщающего слова; 3. ставится запятая перед однородными членами; 4. ставится двоеточие перед однородными членами. |
|
3.Найди верное утверждение, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения :
1. ставится запятая после обобщающего слова; 2. ставится тире после обобщающего слова; 3. ставится запятая перед однородными членами; 4. ставится тире перед обобщающим словом. |
|
4. Если в предложении есть обобщающее слово, то оно является тем же членом предложения, что и … Однородные члены предложения. Сказуемое Подлежащее Не является членом предложения |
|
практика обобщающее слово при однородных членах |
1 . Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово. 1) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели. 2) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки. 3) Лес был полон ягод, грибов, орехов. 4) Все пришли на праздник и очень радовались этому. |
2.Укажите предложение (- ия) с обобщающим словом (знаки препинания не расставлены) Книга наш советчик и друг. На столе лежали инструменты молоток стамеска щипцы. Синие розовые и голубые шары висели в зале. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. |
|
3.В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания: 1. Все приехали на дачу: бабушка, дедушка, мама, папа и я. 2. Всегда: мне грустно во время дождя утром, днём, вечером. 3. Мои друзья пришли в гости: Петя, Ваня и Рома. 4. Фруктовые деревья зацвели: груши, яблони, сливы. |
|
4.Найдите предложения с обобщающими словами: 1. У каждого ученика должны быть школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейка, тетради. 2. Ты научишься читать, писать, считать. 3. Ребята, учите стихотворения, читайте сказки. 4. Ничто не могло помешать экскурсии: ни сильный ветер, ни проливной дождь, ни гроза. |
|
5. Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены при нём в предложении Я люблю все времена года: и зиму, и весну, и лето, и осень. а) подлежащим; б) сказуемым; в) дополнением; г) обстоятельством. |
|
6. укажите предложение с обобщающим словом (знаки препинания не расставлены) 1) Плакаты висели всюду на домах столбах заборах. 2) Мальчики разожгли костёр а девочки приготовили еду. 3) Деревья тревожно шевелились и лепетали. 4)Друзья пришли вовремя но никого не застали. 5) А долго ли папы и мамы будут терпеть? |
|
7. В каком предложении (- ях ) нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены) : Тюльпаны нарциссы лилии все эти цветы растут у бабушки в саду. У бабушки в саду растут цветы тюльпаны нарциссы лилии. В зоопарке живут разные звери тигры львы обезьяны. Разные звери живут в зоопарке тигры львы обезьяны. |
|
8. В каком предложении (- ях ) нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены) : Всюду лежал снег на дорожках на деревьях на скамейках. На дорожках на деревьях на скамейках всюду лежал снег. В реке металась мелкая рыба окуни караси пескари. Окуни караси пескари вся эта рыба металась в озере. |
|
9.Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Тоска Что-то Ямщика Песнях
|
|
10.Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. (В. Арсеньев) Ветры Как-то Прочее Факторы
|
|
11.В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие? Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе. Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать. Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева. И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой. |
|
12. в каком предложении нет обобщающего слова при однородных членах. (знаки препинания не расставлены): Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. В корзине была дичь два тетерева и утка. Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. |
|
Теория ОБРАЩЕНИЕ |
1 . Укажите признак, относящийся к обращению. 1) является подлежащим 2) не является членом предложения 3) не выделяется запятыми 4) зависит от сказуемого |
2. Обращение – это слово или сочетание слов, которое: 1) является главным членом предложения; 2) называет того, к кому обращаются с речью; 3) является второстепенным членом предложения; 4) не является членом предложения; 5) произносится со звательной интонацией |
|
3. Укажите истинное или ложное след.суждение : Обращение на письме выделяется запятыми с двух сторон. Обращение на письме выделяется запятыми с двух сторон, если обозначает имя собственное. Перед обращением ставится запятая, а после обращения двоеточие. После обращения всегда ставится восклицательный знак |
|
ПРАКТИКА ОБРАЩЕНИЕ |
1. Найдите предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания при обращении. Не трещите, морозы, в заповедном бору! Дождик, хватит тебе литься! Ребята не Москва ль за нами? Отпусти меня, Иванушка, я тебе великую службу сослужу |
2. Найдите обращения, выделите их запятыми. 1.Девочка иди сюда. 2.Слушай землянин ты должен объяснить причину этих непонятных явлений. 3.И тебе мой поклон добрый человек. 4.Сударыня не выдавайте меня. |
|
3. Найдите обращения, выделите их запятыми. 1. Потерпи дружок. 2.Чего же ты хочешь от меня дитя моё? 3.Прощайте лодыри. 4.До свидания мама |
|
4.Найдите обращения, выделите их запятыми. 1. Неужели ты не слышишь Олег? 2. Маша обернись, тебя зовут. 3. Зачем тебе Паша столько конфет? 4. Я скучал по тебе Москва. |
|
5. Укажите предложение с обращением ( знаки препинания не расставлены)
1. Спой светик не стыдись! 2. Ты не прав. 3. Передай сестре привет от меня. 4. Моя сестра учится в школе. 4. |
|
6. указать, где все знаки препинания правильно расставлены в предложении. 1) Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? 2) Кудесник ты лживый, безумный старик! 3) Здравствуй князь ты мой прекрасный! 4) Что же ты, моя старушка приумолкла у окна? 5) Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! |
|
7.Укажите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены) 1. Я очень рад тебе. 2. Не трещите морозы в заповедном бору. 3. Сегодня сильные морозы на улице. 4. Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи. |
|
8.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Мама (1) разреши мне пойти гулять. Мама (2) разрешила пойти мне гулять. Разреши мне пойти гулять (3) мама. а) 1, 2, 3 б) 1, 2 в) 1, 3 |
|
9.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Во всех нарядах (1) сестренка (2) ты хороша! Во всех нарядах (3) сестренка (4) хороша. Сестренка (5) хороша во всех нарядах. Сестренка (6) ты хороша во всех нарядах. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 1, 2, 6 в) 3, 4, 6 |
|
10.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1. Свет мой, зеркальце, скажи… 2. Ты царица, всех милее… 3. Иван – мой самый лучший друг. 4. Алексей, съезди к бабушке. |
|
11. Укажите предложение ( - ия ) без пунктуационной ошибки 1. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? 2. Не шуми ты рожь спелым колосом. 3. Здравствуй солнце, да утро веселое. 4. Я люблю тебя, Россия ! |
|
12.На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Вижу вас (1) родные леса. Пишу (2) тебе письмо (3) дорогой мой друг (4) с надеждой вскоре получить ответ. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1 4) 3,4 |
|
ПРАКТИКА Снтаксич. разбор простого предложения. |
1. Укажите верную характеристику предложения Дубровский встал и пошел искать дорогу домой. 1) предложение простое, распространенное, неосложненное 2) предложение сложное, состоящее из двух грамматических основ 3) предложение простое, распространенное, осложненное однородными членами 4) предложение простое, нераспространенное |
2. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые. Взошло солнце и осветило всё вокруг. Взошло солнце и осветилось всё вокруг. Дул резкими порывами ветер и поднимал в воздух листья. Дул резкими порывами ветер и поднимались в воздух листья. |
|
3. Определи правильный порядок разбора предложения: «Из-за тучи выглянуло солнце». 1.Повествовательное, простое, распространенное, невосклицательное; Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое; 3.Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное; 4.Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. |