12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Язенина Ольга Анатольевна14903
Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория.
Россия, Смоленская обл., Смоленск


ОГБОУ “Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска”


КОНСПЕКТ УРОКА

курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики”

На первый взгляд”

(“Сложные предложения и простые предложения

с однородными членами предложения”)

4 класс

Учитель начальных классов

Язенина Ольга Анатольевна


Смоленск, 2019

Пояснительная записка

     Данный тренажёр рассчитан для проведения занятия курса по выбору “Тайны орфографии и грамматики” (учебный предмет - русский язык), а так же может быть использован на уроках по любому учебному предмету и на внеклассных мероприятиях. Для этого необходимо заменить текст и задания на страницах.

    Тренажёр создан на google-сайте (классаический формат). 

Обучающаяся: Анна Б., 4 кл. (урок проводился с обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, которая осваивает образовательную программу 1 - 4 класса индивидуально на дому (по месту жительства) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма проведения: веб-квест, оформленный на google-сайте (Сайт для урока).

Цель: актуализация знаний о сложном предложении и простом с однородными членами предложения.

Задачи:

1. Учить различать предложения с однородными членами предложения и сложные предложения.

2. Развивать устную и письменную речь, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать любовь к учебному предмету. 

Инструкция по использованию онлайн-теста:

1. Чтобы перейти на первую страницу с заданием, надо левой кнопкой мышки кликать по всем рыбкам. Как только будет правильно сделан выбор (золотая рыбка), автоматичеки произойдёт переход на следующую страницу.

2. Прежде, чем осуществить переход на вторую страницу, необходимо выполнить все задания на данной странице, а потом сделать выбор следующей рыбки или группы рыбок (петушки).

3. Подобным образом осуществляется переход на все следующием страницы. Порядок выбора рыбок - гуппи; скалярия. 


Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающейся.

​​​​​​​- Здравствуй, Аня! Сегодня я предлагаю тебе поучаствовать в очередном уроке в виде веб-квеста. Ты уже знаешь, что квест - это продолжительный целенаправленный поиск предметов, который может быть связан с приключениями или игрой, а также путешествие к определённой цели через преодоление трудностей. У нас на уроке трудности - это задания, которые ты должна выполнить. А что же за квест ждёт тебя сегодня? Я хочу познакомить тебя с рыбками, которые живут в моём аквариуме. Я тебе буду о них рассказывать. Но не обо всех сразу, а по-очереди. Ты сама должна будешь найти тех рыбок, о которых я буду рассказывать. t1572119567aa.png- Для того, чтобы найти нужную рыбку или группу рыбок и перейти на следующую страницу с заданием, тебе надо кликать мышкой по всем рыбкам в аквариуме. Итак, делай свой выбор. Как только ты найдёшь нужную рыбку, проихойдёт переход на другую страницу. (Золотая рыбка)

2. Постановка цели и задач урока.

Задание 1.

- Ты попала на страницу с первым заданием. Как только ты выполнишь его, я расскажу тебе о золотой рыбке... Прочитай предложения.

1. Птицы собираются в стаи и улетают в дальние края.

2. Птицы улетают, листва опадает.

- Что ты можешь сказать об этих предложениях? Охарактеризуй их. (Первое предложение: простое с однородными членами предложения. Второе - сложное)

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Докажи, что первое предложение простое. (Основа предложения: птицы собираются и улетают, одна грамматическая основа, значит, это простое предложение; глаголы собираются и улетают относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос, значит, это однородные члены предложения)

- Докажи, что второе предложение сложное. (Две грамматические основы: птицы улетают, листва опадает)

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Будем учиться отличать простое предложение с однородными членами предложения от сложного)

3. Актуализация знаний.

- Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонационно. Простые предложения в составе сложного обычно разделяют запятой.

Опустел сад, и осыпались листья.

Опустел сад, осыпались листья.

- Ты справилась с первым заданием. Давай поговорим о золотой рыбке. Что ты о ней знаешь?

- Золотая рыбка - героиня сказок и легенд. На них любовались императоры, их дарили, как сокровища, правителям других стран. Эта порода наиболее близка к карасю. Чешуя золотой рыбки окрашена в красно- оранжевые оттенки, однако встречаются вариации с красно-белой расцветкой. Отличительной особенностью этой породы является характерная форма раздвоенного хвостового плавника, напоминающая расправленные крылья бабочки. Рыбка легко переносит довольно прохладную температуру воды и является почти всеядной. Поэтому золотую рыбку можно часто увидеть у любителей аквариумных рыб. Сейчас выведено уже много различных пород золотой рыбки: небесное око, красная шапочка, помпон, комета, львиноголовка, телескоп и другие.

Видео о золотых рыбках

Фотографии и информация о золотых рыбках

- Ну что ж, давай вернёмся к нашему аквариуму. Найди рыбку, которая поможет перейти на следующую страницу. (Петушки)

Задание 2.

- Об этой группе нарядных рыбок ты узнаешь после того, как справишься с заданием.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Прочитай:

1. В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2. Музыка стихла, но праздник продолжался.

3. Руки человека всё время работают, творят, строят.

4. Солнечные лучи скользили по холодному снегу и слепили глаза.

5. На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы ещё не раскрылись.

6. Наступит осень, и птицы покинут наши края.

- На какие две группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами и сложные предложения)

- Как же отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами предложения?

- Давай будем разбираться вместе. Что мы знаем о простом предложении? (В простом предложении одна грамматическая основа)

- Прочитай предложения по-очереди. Определи тип каждого предложения: простое оно или сложное. Докажи.

- Что соединяет союз и в 4-м предложении? (Два однородных сказуемых)

- Будем ли мы ставить запятую перед союзом и? (Нет, в предложении с однородными членами запятая перед союзом и не ставится)

5. Первичная проверка понимания.

По аналогии разобрать остальные предложения.

- Как могут быть связаны в предложении однородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но)

- Как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но)

- В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но)

- А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения запятая ставится всегда)

- Настало время расказать о петушках. Название эти рыбки получили из-за своей яркой окраски и бойцового характера, похожего на характер петухов. Это одна из самых красивых аквариумных рыб, которых содержат в пресноводных аквариумах. По яркости и красоте окраски им нет равных. Красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые цвета, при каждом повороте при хорошем освещении краски играют, принимая различные оттенки. Самки петушков окрашены несколько бледнее, чем самцы, и имеют небольшие плавники. Хотя в последнее время появились самки с несколько удлинёнными плавниками, по окраске не уступающие самцам. Содержание рыбок петушков в аквариуме не требует больших навыков и знаний в аквариумистике, рыбка подойдёт даже начинающим аквариумистом. Их можно содержать даже в маленьких аквариумах (от 3 литров). Оптимальная температура содержания 25 - 28 градусов. Они нетребовательны и уживчивы с другими рыбами, но самцов следует держать отдельно. Кормить петушков можно и нужно разнообразными кормами. Самое необычное в этой рыбке то, что она может дышать и при помощи жабров, и при помощи лёгких. ​​​​​​​

Фотографии и информация о петушках

- Делай свой выбор. (Гуппи)

6. Первичное закрепление.

Задание 3.

- Прочитай. Выдели грамматические основы в предложениях. Сделай вывод о том, какие из них сложные, а какие - простые с однородными членами предложения.

1. Скрипит земля морозная, сияет небо звёздное, сверкают на сугробах огоньки. (Сложное)

2. Рано утром на рассвете умываются мышата,

И котята, и утята, и жучки, и паучки. (Простое)

3. Соловей весенней ночью на черёмухе поёт,

Потому что в нашей роще раньше всех она цветёт. (Сложное)

4. Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись. (Простое)

5. Петя с удочкой сидит, зорко на воду глядит. (Простое)

6. Травка зеленеет, солнышко блестит. (Сложное)

7. Небо расчищалось, синело, капли срывались и сверкали в воздухе. (Сложное)

- Ты справилась с заданием - значит, пришло время рассказать о гуппи. Это самые обычные аквариумные рыбки. Бывают различной окраски, от серебристо-серой до золотисто-оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной. Самочки гуппи имеют бледную окраску. У многих гуппи большие вуалеобразные хвосты. Они неприхотливы, всеядны и быстро размножаются. Родина гуппи - южная Америка. Но сейчас рыбки прижились даже в озерах и прудах Подмосковья. Главное условие - тёплая вода. Особенностью этих рыбок я вляется то, что они живородящие. То есть потомство появляется не в виде икринок, а в виде маленьких мальков, которые уже с первых секунд начинают самостоятельно плавать.

Видео о гуппи

Фотографии и информация о гуппи

- И осталась последняя рыбка, о которой я ещё не рассказала. (Скалярия)

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

- О чём мы говорили на уроке? (О простых предложениях с однородными членами предложения)

- Что нового узнала?

- Чему ты научилась? (Научилась отличать простые предложения с однородными членами предложения от сложных)

- Какие союзы могут встречаться в сложных предложениях? (а, и, но)

- Как тема урока “На первый взгляд” связана с содержанием урока? (На первый взгляд простые предложения с однородными членами очень похожи на сложные)

- Да, эти предложения можно перепутать, если не знать определение сложного предложения. Что же такое сложное предложение? (Сложное предложение - это предложение с двумя или более грамматическими основами)

- И последнее, что осталось сделать, - это познакомиться со скаляриями. Скалярии являются одними из самых красивых аквариумных рыбок. Они завораживают своей элегантностью и красотой парусных плавников, которые подобно крыльям ангела поддерживают их в мерной невесомости. Собственно недаром этих рыбок называют Ангелами. Рыбки не любят яркий свет и пугливы к его включению. Рыбки всеядны и к корму абсолютно неприхотливы.

Видео "Скалярии"

Фото и информация о скаляриях

- Ну вот мы и закончили прохождение квеста - знакомства с аквариумными рыбками. Это не последний наш квест. Скоро тебя ждёт новое приключение! До новой встречи!




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Язенина Ольга Анатольевна, 26.10.19 в 23:00 2Ответить Пожаловаться
Если сайт для урока скопировать, то его можно использовать как шаблон, удалив тот материал, который уже размещён, и добавив свой.
Голдина Лилия Вильевна, 27.10.19 в 13:31 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за представленный ресурс. Урок получился насыщенным, все подробно рассказано. А сколько по времени длился данный урок-квест?
Язенина Ольга Анатольевна, 27.10.19 в 14:37 2Ответить Пожаловаться
Лилия Вильевна, спасибо за оценку ресурса! Все уроки при дистанционном образовании длятся 30 минут. Девочка, с которой я проводила этот урок, сильная. Поэтому я для неё готовила дополнительные вопросы и задания (они не вошли в конспект и тренажёр). А на работу по этому тренажёру с остальными детками ушло как раз 30 минут. Но при этом видео мы полностью не смотрели. Так как доступ к тренажёру есть у всех обучающихся, все видео они могут посмотреть после урока.

Отредактировано 27-10-2019 14:37

Язенина Ольга Анатольевна, 04.01.20 в 16:29 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, всегда пожалуйста!
Колышкина Елена Владимировна, 15.10.21 в 12:15 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна, за интересный и насыщенный разными "изюминками, урок! Вот только на сайт урока выйти не удалось (появляется надпись "сайт найти не удалось").
Опять пришлось убрать 2 минуса на этой странице!
Язенина Ольга Анатольевна, 16.10.21 в 01:25 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, я поняла, почему сайт не удалось найти. Этот урок был оформлен в старой версии гугл-сайта. А они теперь не работают. Подкорректировала. Вот ссылка:https://sites.google.com/a/dist67.ru/urok-24-na-pervyj-vzglad-moj/

Надеюсь, откроется.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.