Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на примере упражнений УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English»
.
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на примере упражнений
УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English»
Суходольская О.Н.
учитель английского языка
Ольга
Процессы обновления в сфере обучения английскому языку создают ситуации, когда учитель выбирает наиболее эффективные пути к достижению основной цели. Китайская народная пословица гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю- я усваиваю».
Смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода, который лежит в основе стандартов второго поколения, способствующий формированию готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию; активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построению образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, где деятельность направлена на развитие личности ребенка через УУД: личностные, предметные и метапредметные.
УМК Биболетовой “Enjoy English”, созданный в русле личностно-ориентированной парадигмы образования, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Это становится возможным за счет наличия в УМК:
а) избыточного количества упражнений, что позволяет обеспечить оптимальную нагрузку для ученика с любыми способностями;
в) упражнений различной трудности, что дает возможность учителю подобрать подходящие по уровню сложности задания как для наиболее успешных учащихся, так и для учеников, испытывающих затруднения в изучении английского языка;
г) разноуровневых упражнений в обучающих компьютерных программах к УМК, что позволяет обеспечить каждого учащегося возможностью дополнительной тренировки в индивидуальном темпе.
Обратим особое внимание на упражнения, которые помогают реализовать метапредметные УУД.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
Средствами достижения этих результатов служат упражнения, где есть подробные, пошаговые инструкции для выполнения заданий и проектных работ, обсуждения задач и овладения приемами мозгового штурма в средних класса, а также за счет наличия обширных материалов для проверки, самопроверки и резервных уроков для самокоррекции (Revision).
Развивает умения взаимодействия со сверстниками, умения оценки и самооценки.
«Enjoy English» для 6 класса. Рабочая тетрадь. Unit 2, p.
Овладение основами самоконтроля и самооценки.
|
|
«Enjoy English» для 6 класса. Рабочая тетрадь. Unit 1, p.28-29
Курс направлен на развитие у школьников умений контроля и самоконтроля в ходе выполнения проверочных работ и заданий для самопроверки. В каждом разделе каждого учебникасо 2-го класса содержатся проверочная работа Progress check и задания для самопроверки Test yourself (начиная с 4-го класса). Большинство заданий этих разделов соответствуют формату итоговой аттестации.
Предусмотренные резервные уроки (Revision) дают ученикам возможность научиться корректировать собственные ошибки. Такие компоненты УМК, как рабочая тетрадь № 2 „Контрольные работы“ в 4 классах, позволяют учителю объективно, на основе четких критериев, оценить прогресс учащихся в изучении английского языка, а ученику проверить свои знания по предмету. Приложение к учебнику “Learning strategies” (с 5 класса) знакомят учащихся со стратегиями поиска и обработки информации, выполнения контрольных заданий.
|
|
Резервные урокои для самокоррекции (Revision).
«Enjoy English» для 3 класса. Рабочая тетрадь. Unit 1, p.20 «Enjoy English» для 6 класса.
В ходе работы с этими приложениями у школьников развивается критическое мышление, вырабатываются умения, необходимые для успешного прохождения итоговой аттестации в форматах ГИА и ЕГЭ. Контрольные задания в обучающих компьютерных программах позволяют ученикам самостоятельно оценить свой уровень и научиться исправлять допущенные ошибки без помощи учителя. Таким образом, с помощью методического аппарата курса школьники не только развивают умения самоконтроля, но и учатся корректировать свою деятельность и получают прочную основу для непрерывного образования в течение всей последующей жизни.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы .
Эти умения формируются в ходе работы с текстами разных жанров и стилей, предполагающей их анализ, выделения основной мысли, отделение главных фактов от второстепенных, восстановление логической последовательности основных фактов, деление текста на самостоятельные смысловые части.
Развитие информационной компетенции и критического мышления.
«Enjoy English» для 4 класса. Рабочая тетрадь. Unit 3, p.45-46
|
|
«Enjoy English» для 6 класса. Unit 1, p.19-21 |
|
|
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач входит в сферу знаково-символьных универсальных учебных действий и широко используется в курсе“Enjoy English” с самых первых лет обучения.
Умение использовать знаки и символы в учебных целях.
у словные обозначения в учебниках 2-4 класса |
«Enjoy English» для 2 класса. Unit 1, p.32 | ||
учебники 5-6 класса снабжены такими условными обозначениями. | «Enjoy English» для 6класса. Unit 3, p.84 |
4.Развитие информационной компетенция: умение организовать информацию.
«Enjoy English» для 6класса. Unit 3, p.90
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Формируется в ходе выполнения заданий на групповую, парную работу и работу в микрогруппах (на каждом уроке), а также в ходе выполнения проектных работ (в конце каждого раздела учебника). Развивается умение совместной деятельности и достижения консенсуса.
«Enjoy English» для 4класса. Unit6, p.87 «Enjoy English» для 2класса. Unit2, p.50 | «Enjoy English» для 6класса. Unit1, p.17 |
«Enjoy English» для 6класса. Рабочая тетрадь. Unit1, p.25
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее ИКТ-компетенции).
Происходит в ходе работы с заданиями, требующими поиска информации в Интернете, а также с обучающими компьютерными программами, которые являются неотъемлемой составной частью каждого УМК.
«Enjoy English» для 6 класса. Unit2, p.51
Пример обучающих компьютерных прогарам. Разработаны к УМУ 2-6 класс. Пример «Enjoy English» для3 класса.. Uni3.
Развитие умений передачи, фиксирования информации в таблицах.
При аудировании текстов. «Enjoy English» для 6 класса. Unit2, p12 | В парной работе . «Enjoy English» для 4 класса. Unit2, p21 |
Принятие ФГОС в российском образовании подразумевает переход от парадигмы „знания – умения – навыки“ к личностно-деятельностной парадигме, способствующей формированию определенных компетенций личности, в том числе коммуникативной компетенции. ФГОС направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; формирования их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; условий для индивидуального развития всех обучающихся, способствующих их самоидентификации посредством личностнозначимой деятельности, социального и гражданского становления личности. Курс „Английский с удовольствием“ / “Enjoy English” М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой соответствует ФГОС и позволяет достигать планируемых результатов освоения учебных прорамм на каждой из ступеней обучения.
Практическая часть для аудтории.
Задание 1.
Предлагаются тексты из учебника 6 класса №78 стр.28-29 и задача - предложить упражнения, через которые будут реализовываться метапредметнык УУД. После предложений участников выбираем оптимальныеи расматриваем авторские варианты упражнений. (стр. 29)
- ответы на вопросы для развития способности самостоятельного познания информации, учащиеся используют смысловое чтение.
-работа в парах(Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе): найти преимущества и недостатки, здесь же можно организовать взаимопроверку пар, параллельно идет развитие умения фиксировать информацию в таблицы.
- можно предложить задание в группах: найти аналогичные прмеры в России в доказательстова премуществ или недостатков.( развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий).
Задание 2
Предлагаются тексты из учебника 5 класса №68 стр.72-73 и задача - предложить упражнения, через которые будут реализовываться метапредметнык УУД. После предложений участников выбираем оптимальныеи расматриваем авторские варианты упражнений. (стр. 78-79)
- работа в парах(Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; планировать свою деятельность . работать индивидуально и в группе):
развития способности самостоятельного познания информации,использование смыслового чтения.
Задание предлагается выполнять по группам- while reading и post reading.
Необходимио продумать, как учитель будет предлагать учасщимся подойтик каждому заданию проверить выполнение задания в рамках фгос.