12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Михайловна Швецова26
0

Системно–деятельностный подход в практике преподавания иностранного языка в 10-11 классах информационно–технологического и физико–математического профилей

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ 

Аннотация. В работе затрагивается проблема реализации деятельностного подхода в процессе иноязычного образования старших школьников. Автор полагает, что именно в деятельности, например в выполнении проектных, исследовательских, творческих заданий, ученики в наибольшей степени развивают свои языковые умения и навыки, что способствует формированию коммуникативной компетенции. Кроме того, работа подобного рода способствует расширению общего культурного кругозора ребят и вносит определенный вклад в формирование их личности. В работе приводятся фрагменты занятий по английскому языку, построенные в виде интеллектуальных викторин и основывающиеся на реализации деятельностного подхода.  

Ключевые слова: деятельность, деятельностный подход, проектная работа, интеллектуальная викторина, английский язык. 

В советской психологии прочно утвердилось положение о том, что личность формируется и развивается в деятельности. Деятельность должна быть организована так, чтобы ее выполнение личностью раскрывало для нее те или иные стороны общественных отношений, включало ее в эти отношения, обеспечивало бы развитие жизни личности в системе общественных отношений и их отражение в ее сознании. Только в этом случае можно рассчитывать на формирование у человека определенных общественно-значимых свойств. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев 
подчеркивал, что каждая стадия психического развития личности характеризуется определенным, ведущим типом деятельности [1, с. 89]. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Ведущей деятельностью молодых людей является общение. Поэтому можно утверждать, что такие учебные технологии, как диалоговые, проектные, исследовательские наиболее приемлемы для развития активности молодых людей и девушек. При изучении дисциплины « Английский язык» ученики профильных классов (информационно-технологического и физико-математического направлений) выполняют проектные и исследовательские работы по завершению каждого учебного года. На заключительном занятии в качестве завершающегозанятия проводим интеллектуальную викторину, суммируя всю информацию, полученную в ходе выполнения проектов. Стоит подчеркнуть, что вопросы викторины готовят сами ученики: класс информационно-технологический (11В) для физико-математического (11Г), и наоборот.  Остановимся на игре, проведенной по завершению года. В викторине участвуют две команды по 9 человек, ведущий. Основой игры является классическое детское поле – 3 х 3. В клетках поля написаны названия 9 конкурсов. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаками «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется командой «крестиков» и начинает игру, то есть выбирает на поле конкурс для игры и выполняет его первой. Каждый конкурс предполагает ответы на 9 вопросов. Если команде удалось ответить на все вопросы, она ставит свой знак на игровое поле на место только что сыгранного конкурса. В случае затруднения команда может воспользоваться помощью болельщиков (3 раза за игру). Следующий конкурс выбирает проигравшая команда. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить три своих знака в один ряд или поставить на поле пять своих знаков. В конце игры ведущий или жюри подводит итоги, вручает призы наиболее активным участникам. Рубрики на игровом поле можно менять в зависимости от изученных тем. В качестве примера приведем вопросы и ответы из рубрики «Movie industry» после изучения темы «Cinema. Films. Actors». 
1. When was the first film studio opened in Hollywood, Los Angelis, USA? (It started its work in 1911).  
2. In how many films did Charlie Chaplin’s character, the silent little tramp, appear? (We can see him in 70 films).  
3. When did George Lukas create «Star wars»? (He started the film in 1977).   
4. Who performs the principal female role in the «Terminator»? (L. Hamilton did).  
5. What is the film «Gone with the wind» (1939), based on the novel by M. Mitchell and directed by V. Fleming about? (It was a romance set during the American Civil War).  
6. What British actor was the first James Bond? (The original 007 was Sean Connery).  
7. One of the great masters of the screen was Alfred Hitchcock (1899-1980). How was he noted for his talent and contribution to the movie business? (In 1980 he was knighted by Queen Elizabeth II).  
8. How many Oscars did the film «Gladiator», directed by Britain's Ridley Scott, where Russell Crowe starred, win? (It won 5 Oscars).  
9. What film brought the real success to Steven Spielberg in 1975? (It was the film «Jaws» that became the biggest hit of its time).  

Интересно прошло другое языковое мероприятие по завершению темы «Food. Healthy eating». Студентами была подготовлена и проведена викторина под названием «Apple Day». Игра имела несколько раундов. Первый раунд – «Открытый». В этом раунде все вопросы открыты перед участниками. Студенты сами определяют, на какой вопрос будут отвечать. Если на вопрос кто-то ответил раньше, то нужно выбирать другой вопрос. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Максимальное количество баллов для команды в этом раунде – 4 балла. Второй раунд – «Полуоткрытый». Здесь команды знают только названия тем, но не сами вопросы. У команды есть весьма небольшое количество времени (30 секунд), чтобы определить, кто из игроков какую тему будет играть. Каждая команда отвечает на один вопрос каждой темы. За каждый правильный ответ команда получает по два балла. Максимальное количество баллов для команды – 8 баллов. Третий раунд – «Закрытый». Перед началом раунда команда определяет очерёдность, в какой игроки будут отыгрывать вопросы. Эта очерёдность не может меняться в течение раунда (если игроки стоят друг за другом, они не могут меняться местами). Суть вопроса игрок узнаёт, только встав на игровое место. За каждый правильный ответ команда получает по три очка. Максимальное количество баллов для команды в этом раунде – 12 баллов. Очки, набранные игроками одной команды, суммируются. Максимальное количество баллов за игру для команды – 24 балла. Побеждает команда, набравшая максимальное или наибольшее количество очков за три раунда. В конце игры жюри подводит итоги, награждая победителей и участников призами – яблоками разных размеров (например, за первое место самыми крупными) или разного цвета (за первое место – красными, за второе – желтыми, за третье и четвертое – зелеными). Приведем в качестве примера несколько вопросов и ответов для третьего раунда. 

 Questions for the third round  
(they are asked at random or you may prepare cards with these questions for the contestants to pull out): 

 1. Where does the action of the painting «Spring» by S. Botticelli take place?  
2. What Russian writer described the three sorts of apples in the story «The black monk»?  
3. What is it – Adam’s apple?  
4. What happens to the Wolf in the cartoon «Hey, wait!», when he eats apples?  
5. What object is called «the apple of the royal rank»?  
6. What is pectin (substance contained in apples) good for? 
7. What sub-family does the apple tree refer to?  
8. What well-known myth is the opera «Gold Apple» by Anthony Chesty based on?  
9. What is the name of the painting, that belongs to the brush of a German painter Lukas Cranach Senior, where the apple orchard as a symbol of life, peace, happiness is depicted?  

Answers to the questions of the third round: 

 1. A great number of painters depicted apples and transformed their paradise orchards into gardens full of apple trees. In the canvas «Spring» by S. Botticelli (1445–1510) the action is taking place in the heaven orchard under the apple trees’ canopy. The main heroine – Spring – is coming out of this amazing garden towards the spectators. Although Spring is in its beginning, the apple trees are studded with red apples as if they promise the result that Spring will bring to Earth.  
2. A.P. Chekhov described the three types of apples in his story «The black monk».  
3. In the Bible apple is the symbol of the Fall of people and it is depicted in the hands of Adam or Eva. The apple was a forbidden fruit, but Eva tasted it and made Adam do the same thing. As a result they were turned out of the Paradise to the Earth. Adam’s apple is a kind of a ledge or a cone or knob on the front side of the throat that only men have. According to the legend, it’s a piece of an apple that stuck in Adam's larynx.  
4. In this cartoon (the series is called «In the world of tales») poor Wolf eats the magic apples and suffers from the growing horns, long ears or a snout (pig's nose). 
5. Apple of the royal rank or the Orb is a gold ball, decorated with precious stones and topped with the cross. It is one of the most ancient state regalia. It was first mentioned during V. Shuisky coronation.  
6. Pectin is a unique substance contained in apples. Pectins are able to absorb heavy metals and to remove them from the man’s body. This ability is highly appreciated today when atmosphere and all the living space of a person is polluted with toxic wastes and exhausted fumes. Pectin can also decompose fats and withdraw extra cholesterol that is very important for atherosclerosis prophylaxis.  
7. Apple tree is a kind of deciduous trees with round sweet or sour-sweet fruits. The sort refers to the sub-family called Plum trees.  
8. Italian composer Anthony Chesty (1623-1669) created the most scaling opera in the history of music. The plot is based on the well-known myth about Paris’s trial. Prince Paris was to decide which of the three Goddesses – Venus, Juno or Athena Palade – is the most beautiful and deserves the gold apple, that becomes the apple of discord. Paris gives the apple to Venus, the offended Juno and Athena begin to take vengeance on Paris till Jupiter stops this petty intrigues. He takes the apple from Venus, faces the audience and presents the prize fruit to the Roman Empress Margaret-Teresa, to whose 17th birthday the opera was created. This grandiose opera lasts for 5 hours and 40 minutes.  
9. German painter Lukas Cranach Senior (1472–1553) created the canvas «Gold Age» where he depicted an apple orchard, in the middle of which one can see a young apple tree and a group of happy boys and girls dancing around the tree. Here the apple tree symbolizes the centre of the world, the tree of life, the personification of youth, health, happiness.  

Подводя итоги, можно констатировать, что результативность реализации деятельностного подхода заключается в том, что она обеспечивает ее участникам: 1. формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности детей склонных к точным наукам; 
2. формирование коммуникативных навыков, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем по профильным темам;  
3. более осознанный подход к выбору мировоззренческих ценностей, предполагающих жизненное, личностное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся. 

 ЛИТЕРАТУРА  
1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Смысл ; издат. центр «Академия», 2005. 352 с.  
2. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М. : Просвещение, 1984. 112 с.  
3. Егошина Н. Г., Морохина Д. Д. Системно-деятельностный подход в практике преподавания в техническом ВУЗе. М. : Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева, 2019. 83 с.  

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.