Проектно-исследовательская работа «Сказание о земле илимской»
Педагогическая мастерская
ТЕМА: Сказание о земле Илимской (1)
Составила: Савичева И. А.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
1. Вступительное слово.
Иркутский краевед, большой патриот своей малой родины П. И. Пежемский написал такие слова: «Если ты сын России, то не лишним будет для тебя знать дела твоих земляков в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надо знать ещё больше, потому что родился ты на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили, очистили, прирастили Сибирь к России».
Я – природная сибирячка. Я хочу знать ещё больше о своей малой родине, более того, я хочу, чтобы и дети, которых я учу, тоже много знали о земле своих предков. Вот уже второй год в своём классе я веду факультативный курс «Сказание о земле Илимской». Задачей самых первых занятий было – заинтересовать ребят этим курсом. Следовательно, я решила пойти от истоков, от истории основания Илимской земли. Для второклассников этот материал очень сложный, поэтому я использовала помощь самих ребят – это рисунки города, фотографии, сказки (сочиняла сама). Позднее мы писали сочинения. Сегодня я хочу вам показать одно из первых занятий. Конечно же, я готовила его из расчёта на вас, взрослых, поэтому материал будет переплетаться – с детского на взрослый.
Если хотя бы один из вас заинтересуется этим вопросом, значит, не зря состоялась наша сегодняшняя встреча.
Итак, сегодня мы с вами будем первопроходцами.
2. Назад, в историю.
*М/фильм «Гора Самоцветов»
*Сказка (на фоне фильма)
Желаете послушать сказку, даже и не сказку, а самую настоящую быль. Давно это было. Тогда и хозяин был один во всей дремучей непроходимой тайге – медведь. Изредка заглядывали в эти места кочевые племена тунгусов. А так ничто не нарушало покой Илимской тайги.
Но не сидится людям дома. И впервые в 1627 году заглянули в эти места казаки. Уж больно понравилась им и река, и тайга. И уже спустя 3 года Иван Галкин со своим казачьим отрядом в 30 шашек заложил зимовьё на правом берегу таёжной речки с красивым, но странным названием Илим.
- Острогу быть здесь! – сказал атаман. А спустя 19 лет Илимск был провозглашён городом.
Покорили давно россияне
Непокорную землю – Сибирь.
На Илиме срубили селяне
Деревянный острог – богатырь.
И встречая Илимские зори
Пламенел над рекою острог...
В нём начало Илимских историй
Новой жизни далёкой пролог.
*Рассказ об острогах (на столах копии карты Илимского воеводства и рисунки острогов – Илимского, Киренского, башня Братского)
Издревле привлекала русских людей неизведанная сибирская земля неосвоенными просторами, бесценной пушниной и, как оказалось позднее, несметными богатствами.
Честь открытия верховий Ангары и Илима принадлежит служилым людям Максиму Перфильеву и Петру Бекетову. В 1628 году отряд Василия Бугра прошёл через Илим на Лену, положив начало Ленскому волоку – продолжению великого пути из Москвы в сибирский Север. Закладка зимовья в илимской тайге не была случайной. Во-первых, путь, которым прошёл Василий Бугор с Ангары к берегам Лены, был наикратчайшим расстоянием между бассейнами Ангары и Лены – волок от Илимского зимовья до устья реки Муки, отсюда на плотах по рекам Купе и Куте в Лену. Во-вторых, место расположения зимовья оказалось в центре действий других отрядов первопроходцев. Илимскому острогу суждено было стать промежуточным постом. Итак, судьба Илимского острога была предопределена – в 1647году острог был превращён в крепость и центр первого воеводства – Илимского уезда. Уже через год Илимск переходит в непосредственное подчинение Сибирского приказа с назначением воевод из Москвы.
Несколько десятилетий ушло на первоначальное освоение «брацких» земель, земель населённых бурятами. На пути отважных землепроходцев дикая и суровая сибирская природа неотвратимо чинила одно препятствие за другим. То отвесные скалы берегов сибирских рек создавали «тесные места», то глухой стеной стояла многовековая тайга, то ангарские и окинские пороги с рёвом отбрасывали, а иной раз и разбивали незатейливый флот землепроходцев.
У Братска большая история. В 1631 году казак Максим Перфильев заложил первый острог ниже устья реки Оки «на полднище ходу» (40 км.) у «Братского порогу Падуна» и назвал его Братским. Просуществовал он всего 4 года и при одной из стычек с бурятами сгорел дотла. Второй Братский острог был построен боярским сыном Микулой Радуковским в 1636 году на правом берегу устья реки Оки. Более же пригодные земли для хлебопашества находились на левом берегу. Осваивая прибрежные земли рек Ангары и Оки, атаман (Дмитрий) Поздей Фирсов весной 1654 года перенёс острог на левый берег реки Ангары и Оки. За этим острогом закрепилось название Братск-Острожный. Русские землепроходцы называли местных жителей бурят «братами». С этого времени появились названия «брацкие люди», «брацкая землица» вместо непривычного для русских того времени слова «бурятские». Так по эволюции и произошло название – Братский.
Через несколько лет острог превратился из военно-опорного в административно-хозяйственный пункт Братской волости. На стене сторожевой башни Братского острога, одной из двух сохранившихся до затопления, а затем перевезённой и восстановленной в посёлке Падун, имеется надпись: «Сторожевая башня третьего Братского острога, заложенного весной 1654 года атаманом Поздеем Фирсовым».
В своём донесении Фирсов писал, что «...в нынешнем 162 (1654) году Братский нижний острог поставлен весной, четыре башни высокие, под тремя башнями три избы, четвёртая порожняя, да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня. Да амбар новый, срублен с прирубом трёх сажен печатных...»
Как же была открыта наша река Лена русскими людьми? В 1619 году эвенки Енисейского края, побывавшие в Туруханском остроге для обмена пушнины на русские товары, рассказали, что на востоке к Нижней Тунгуске подходит «другая великая река, на которой живёт много народов, и река та Елюене угодна и обильна». Эвенкийское слово «Елюене» означает «Большая река». Русские люди по своему переиначили это название в более простое и созвучное имя – Лена.
Первым русским землепроходцем, проникшим на реку Лена, был «гулящий человек» - казак по имени Пенда. С маленьким отрядом он пришёл на Лену с Нижней Тунгуски через Чечуйский волок.
Исследование реки Лены шло и другим путём – из Енисейска. Отсюда через Ангару в 1928 году вышел казацкий десятник Василий Бугор. Он с Ангары через Илим, Игирму и Куту сплыл до Лены, а по ней, собирая ясак, дошёл до устья реки Чая. В 1630 году Бугор вернулся в Енисейск, оставив для ясачного сбора в устье реки Киренги четырёх казаков, а в устье реки Куты – двух. Это и были первые осёдлые люди на Лене.
Казаки Василия Бугра в этом же году «на горе промеж Леной и Киренгой реками» построили ясачное зимовьё. В 1631 году это поселение было расширено, обнесено стеной казаками атамана Галкина, пришедшими из Усть-Кутского зимовья. Этой датой отмечено первое упоминание о Киренском остроге в документах.
В 1631 году на левом берегу реки Куты по приказу Илимского воеводы был основан Усть-Кутский острог. Этот год и считается годом основания Усть-Кута. К 1699 году тут была церковь, государев двор, где жили приказчики, были и другие строения. Острог понемногу разрастался, выходил за пределы своих первоначальных размеров. Здесь появилось уже и первое Усть-Кутское плотбище – место, где изготавливали самые первые судёнышки: дощаники, барки, плотвы, лодки, на которых сплавлялись вниз по реке.
Киренский, Усть-Кутский, Братский, а также Чечуйский, Верхоленский и Иркутский остроги входили в состав Илимского воеводства.
*Символика Илимского острога.
- Обратите внимание на карту – все сооружения названы острогами и только Илимск – град (город). Как и всяк другой город, град Илимск имел свою символику, т.е. герб и знамя. «Знаменем Илимских казаков» отряда атамана Галкина, основателя Илимска служила хоругвь с изображением «Нерукотворного спаса», с которой первые поселенцы вступили на Илимскую землю. Сейчас она хранится в Иркутском областном художественном музее.
А на гербе были изображены соболь, стрела и звезда ( Почему?)
(показ изображений знамени и герба)
*Острог – что это?
- Ну, а теперь поближе познакомимся с острогом. (на примере плана Илимского острога).
- Глядя на иллюстрации, поясните, что такое острог. Для чего строили такую высокую стену и столько башен?
Острог – деревянное сооружение оборонительного значения, обнесённое стеной из поставленных вертикально и заостренных сверху брёвен, скреплённых с внутренней стороны перекладинами. Вдоль стен острога сторожевые башни с различными окнами и оконцами. Именно так строились все остроги. На ровном высоком месте закладывалась сначала одна из башен (либо зимовьё), а затем вкруг неё строился острог.
Высокая стена защищала острог от врагов. Но, к счастью, Илимский острог не подвергался нападению со стороны местного населения. Однако в 1666 году острог сгорел и был перенесён на 1,4 км. вниз по Илиму. С 1667 по 1669 г. был построен новый острог больших размеров с основными сооружениями внутри: воеводский двор, церковь во имя Спаса, съезжая изба, соболиный амбар и др. Восемь башен охраняли острог, верхний и нижний посады. Длинной стороной он шёл вдоль берега реки. В средней, Богоявленской башне, со стороны Илима был въезд в крепость, закрываемый массивными брусяными воротами. Ещё три такие же башни, но без ворот, поднимались с нагорной стороны. На поперечных сторонах в середине прясла стояли проезжие – Спасская снизу и Введенская сверху – боевые башни с воротами. Интересное описание Спасской башни сохранилось в имеющейся описи Илимского острога, составленной в 1703 году (стр. 243 «Ангарский каскад»).
*Рассматривание башни острога.
Да, Спасская башня – это самая впечатляющая башня Илимского острога.
Каждая башня состояла из двух срубов. Верхняя причём выступала над нижней. В перекрытии нависающей части были прорезаны щели, через которые стреляли и лили расплавленную смолу на подошедшего к стенам противника. Верхний и нижний этажи имели самостоятельные входы, но могли сообщаться между собой через закрываемый лаз в потолке. В первое время нижние этажи служили жилыми помещениями для казаков.
- При внимательном осмотре башен можно увидеть множество окон и оконцев. - Для чего они предназначены?
Небольшое отверстие – бойница, предназначалась для стрельбы из ружей. Волоковые окна были приспособлены в первую очередь для подошвенного боя пушек и пищалей, а в мирной обстановке – для освещения.
Высокий шатёр, покрытый двухслойным тёсом, со смотровою вышкой, увенчанной двуглавым орлом с распростёртыми крыльями, завершает башню. (показ фотографий)
Так же чудом архитектуры считается Казанская часовенка, построенная в 1679 году. Она стояла вне острога, на площади вблизи Спасской башни.
В 1970 году была обнаружена большая древняя икона из Казанской церкви, которая хранилась у местного жителя Илимска. Сквозь плотную копоть столетий просвечивает лик «Богоматери» с младенцем на руках. После реставрации эта икона находится в нашем краеведческом музее.
*Сказка про Илимск (на фоне фильма)
- А что же в последствие стало с Илимском, с деревнями, которые на сотни км растянулись по берегам красивой сибирской реки Илим?
Люди приручили воду, и заставили её работать на себя. Оказывается вода – это мощный источник электроэнергии. Только надо построить плотину, перегородить реку. И люди построили такую плотину. Наши дома, города озарились светом. А Илимск...?
Послушайте напоследок ещё одну сказку.
Очень любил Илимск своих жителей. Это были простые люди, которые пахали землю, выращивали хлеб, учили своих детей оберегать и любить свой родной край. Но проснувшись однажды утром, посёлок увидел незнакомых ему людей. Они по-хозяйски расхаживали по родным улицам, что-то звучно кричали, а за околицей грозно рычали огромные и страшные машины. Птицы и звери, почуяв неладное, бросились со всех ног подальше от посёлка. И застонали, заскрежетали дома под мёртвой хваткой машин. Илимск громко, как мог, закричал: «Люди! Что же вы делаете?!» и заплакал. Но никто не видел его слёз, потому что люди спешно уезжали, бросая свои дома. Глухой рокот послышался вдали. Он становился всё громче и громче. И вот огромная масса воды накатилась на одинокий посёлок. Последний раз взглянул Илимск в голубое небо, почему-то улыбнулся солнышку и пропал в чёрной клокочущей пучине...
Но ушло колокольное время,
И звонарь своё дело забыл.
Дрогнул храм и упал на колени,
Но в падении нас не простил.
На Илимской земле повторился
С Божьей воли библейский потоп.
Мир старинный на дно погрузился.
Нет острога, нет дедовых троп..
3. Заключение
До наших дней сохранились всего 4 башни: Братская восстановлена в парке на мысе Падун, напротив Братской ГЭС, вторая Братская была перевезена в Москву и установлена в Музее народного зодчества в Коломенском; Бельская вздымается на холме у реки Белой – левобережного притока Ангары и Спасская башня Илимского острога, которая вместе с Казанской часовней была вывезена из зоны затопления на 47-ой км от Иркутска по Байкальскому тракту в музей под открытым небом Тальцы и включена в ансамбль «Ангарская деревня».
4. Литература
1. Бандо Евгений. Предбайкалье. Города и районы. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968.
2. Верёвкин А.А. К нашим потомкам по нашим путям... Сборник. - Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1997.
3. Ковалёв А.Я. Ангарский каскад. Стройиздат. М., 1975.
4. Нератова Л. Киренский острог. // Ленские зори // - 21 августа 1986.
5.Рудых В.М. Город Братск. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968.