12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максименко Елена Витальевна32

Сказка о предлогах и приставках.


Однажды дети отправились на прогулку в лес вместе со своей учительницей Анной Петровной. Кто-то из них надеялся найти грибы или ягоды, а остальные просто хотели понаблюдать за жизнью обитателей леса.

Идут они по тропинке, и вдруг Анна Петровна останавливается и говорит Васе: «В лесу так тихо, что кажется, что здесь никого нет. Но загляни под этот куст. Что там?» «Там муравейник, много муравьёв куда-то спешат по делам», - отвечает Вася. В этот момент Света восклицает: «Ой, что это за гриб, он съедобный?» «Это подберёзовик. Он так называется, потому что растет под березой, – отвечает учитель, – а еще есть грибы подосиновики. Как вы думаете, почему они так называются?» «Наверное, они растут под осиной?» - робко предполагает Маша.

Вася слушает этот разговор очень внимательно и решает заглянуть под один большой листик. «Здесь много подлистников. У них на спинке раковина, на голове рожки», - замечает Вася. Удивлённые дети подходят к тому месту, где Вася нашёл диковинные грибы и вопросительно смотрят на Анну Петровну. «Это не подлистник, а улитка, которая сидит под листиком. Мы с вами так часто сегодня произносим слово «под». Кто знает, что это за часть речи?» - спрашивает Анна Петровна. Дети с сомнением переглядываются и просят учительницу объяснить.

«Под – это может быть приставка, а может быть и предлог. Предлог – это часть речи, в то время как приставка – это часть слова. Предлог пишется раздельно со словами, приставка – слитно. Например, под берёзой и подберёзовик. В каком случае мы видим приставку, а в каком случае – предлог?» - объясняет Анна Петровна.

«Теперь всё понятно! Мы недавно проходили эту тему, но немного забыли, – отвечает Коля. – Если подберёзовик, то это приставка, ведь пишется слитно. А если под берёзой, то это предлог, так как можно сказать, например, под высокой берёзой. Можно вставить ещё одно слово перед берёзой. А вот у глаголов только приставка бывает, перед глаголом предлог нельзя ставить».

Беседуя, они незаметно подходят к поляне, на которой стоит избушка на курьих ножках. Дверь избушки открывается, из неё выходит улыбающаяся Баба-Яга. Она рада гостям, так как ей скучно жить одной в лесу. Баба-Яга зовёт гостей пройти в избу и выпить чаю.

Дети за чаем рассказывают ей о своих приключениях и о том, какая выходит путаница, если не знаешь, когда слово с предлогом и пишется раздельно, а когда это приставка к слову и пишется слитно. Баба Яга признаётся, что иногда пишет Лешему письма на бересте, и просит научить и её правильно писать предлоги и приставки, чтобы не запутать Лешего.

Баба-Яга пишет письмо: «Как-то раз по шла я в лес погрибы да поягоды. Только дошла я догрибного места, как вижу – бежит комне волк. Я от радости чуть не за плакала. Я уж думала, он, родной мой, по терялся совсем в лесу. В это время зашло солнце затучу и стал моросить дождик. Мы быстро нашли несколько грибов под сосной и по бежали домой».

Дети, помогите Бабе-Яге исправить ошибки! Найдите все приставки и обозначьте их. Обведите предлоги треугольниками.


Жаль расставаться с такой гостеприимной Бабой-Ягой, но пора возвращаться. Ребята пообещали навестить её, как только выучат новые правила правописания, чтобы и она не делала ошибок в своих письмах к Лешему. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.