Конспект открытого внеклассного мероприятия «Сказочные превращения татарского национального костюма» (1-3 класс)
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа
«Международная Академия Образования»
Открытое внеурочное мероприятие
Тема: «Сказочные превращения татарского национального костюма».
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Перетрухиной
Светланы Николаевны
2021 учебный год
Тема: «Сказочные превращения татарского национального костюма».
Цели: познакомить детей с особенностями татарского национального костюма.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с элементами татарского народного костюма;
- формировать умение украшать татарский национальный костюм;
Развивающие:
- формировать практические умения и навыки дизайна татарского костюма;
- развитие коммуникативных навыков (готовность к общению, сотрудничеству и пониманию).
Воспитывающие:
- воспитывать стремление создавать красоту своими руками;
-развивать интерес к культуре народов своего края;
-воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Обеспечение практического обучения
Оборудование: компьютер, проектор.
Материалы и инструменты:
- ножницы, бумажный клей карандаш;
- трафареты кукол;
- материалы для отделки костюмов (фурнитура, декоративная тесьма, бусины, бисер, пайетки)
Материал: изобразительный материал, дополнительный материал для украшений (шаблоны мужских и женских татарских головных уборов, платьев.
Демонстрационный материал: карточки со словами, эскизы костюмов, выставка кукол в национальной одежде, элементы татарского орнамента на каждого ребёнка.
Учебно-методическое обеспечение:
- выставка кукол в татарском костюме;
- музыкальный диск для фона;
- инструкционно-технологические карты по изготовлению куклы в татарском костюме.
Ожидаемые результаты:
-развитие творческих способностей, творческого воображения участников мастер – класса;
-возможность применения метода изготовления татарского костюма в своей практике, формирование собственного стиля творческой деятельности;
- практическое освоение участниками МК знаний умений, навыков и приемов техники изготовления костюма в процессе работы, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Ход мероприятия.
1.Орг.момент.
- Здравствуйте ребята.
Собрались мы в дружный круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Мы друг другу улыбнемся
И мы за руки возьмемся!!!!!
- Каждый сосед улыбнулся друг другу? Все подняли себе настроение? Отлично!
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите, какой необычный сундучок у нас появился. Слайд 1. «Анимированный сундук»
- Как вы думаете, что в сундуке может быть?
- Давайте заглянем в него…
Слайд 2. Халат, передник, сапоги и тюбетейка.
- Какие необычные предметы. Кто из вас знает, что это такое?
-Кто может носить эти вещи? Когда?
3. Открытие новой темы. (окружающий мир, татарский язык)
- Вспомните, где мы с вами живем?
- Правильно, в Республике Татарстан, в городе Казани.
- Откройте учебник.
Учебник «Увлекательный татарский язык», 2 класс, стр. 105, N 5.
- Прочитайте текст. Что вы узнали из текста?
Татарстан богат природными ресурсами, много рек, озер. Татарстан – многонациональная Республика.
- Назовите, какие народы населяют нашу республику?
- Что вы знаете о татарском народе?
- У татар особые национальные праздники и блюда.
- Какие национальные праздники Вы знаете? Какие посещали? (Сабантуй, Навруз Байрам, Курбан Байрам)
Слайд 3
- Что Вы знаете о блюдах, которые готовят на праздничный стол?
( Чак – чак, эчпочмак, губадия, лапша, бак- беляш)
Слайд 4
- На праздник татары надевают национальные костюмы.
Слайд 5. Женский костюм.
- Рассмотрим особенности татарского мужского и женского костюма, украшения женщин, национальной обуви.
- Давайте поближе посмотрим татарский женский костюм.
- Из чего состоит женский костюм?
- Костюм состоит из головного убора, калфака, платья, передника, сапожек.
Женщины носили платье с оборками – кульмек.
- Произнесем - кульмек.
- Кульмек шили из однотонных тканей — атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом. Иногда кульмек украшали широкими воланами или оборками. Поверх платья надевался камзол.
Камзол был похож на удлиненный жилет с длинными или короткими рукавами и без рукавов. Он был сшит из тяжелых тканей.
- Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани.
- Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки)
Слайд 6. Калфак
-На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
Очень любили в старину татарские девушки ювелирные изделия. Украшения были нательные:
головные повязки - баш хаситэсе,
серьги - алка,
ожерелья - муенса,
браслеты - белэзек»,
перстни - йезек»,
кольца - балдак.
Украшали и косы. Эти украшения называются:
накосники - чулпы и чэч тэнкэсе.
- Повторите.
- Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
- Одни украшения (серьги, кольца, браслеты, накосники, бусы и ожерелья) были повседневными, другие (перевязи, нагрудники, воротниковые подвески) использовались по праздничным дням, при гостях, в поездках...
- Но главным украшением татарского костюма можно считать передник, украшенный национальным орнаментом. Посмотрите, как же красивы татарочки!
Слайд 7.
Слайд 8.
- Это мужской татарский костюм. Рассмотрим его детали.
- Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. На голове носили тюбетейку. Тюбетейки шились из бархата и украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.
Слайд 9. Ичиги.
- На ногах и женщины, и мужчины носили
ичиги – сапоги
Ичиги и туфли изготовлялись из мягкого цветного сафьяна. Кожа окрашивалась почти во все цвета радуги. Узоры из кусочков кожи составлялись в технике мозаики. В мозаике во множестве вариантов представлены:
колокольчик - кьщгырау чэчэк,
тюльпан - лалэ чэчэк.
Узоры замкнутые и одни фигуры вписываются в другие.
- Ичиги делают и сейчас. Кожаную мозаику на обувь делают вручную и поэтому они уникальны. Изготовляют ичиги – искусные мастера, которые проживают и работают в Арске.
- Теперь вы знаете, как выглядит народный татарский костюм женщин и мужчин.
4. Практическая часть.
- Сегодня я предлагаю вам ненадолго стать волшебниками и заняться сказочными превращениями. Сказочными превращениями татарского национального костюма. Попробуйте создать и украсить свою модель.
5. Инструктаж.
- Прослушайте инструктаж.
1.Выберите модель: мужскую или женскую.
2.Подумайте, какую часть костюма вы хотите украсить.
3. Помните о основных цветах орнамента - зелёный, красный, жёлтый, синий, оранжевый.
4. Используйте мотивы:
Цветочно-растительные - волнообразные побеги, цветы тюльпана, ромашки, лотоса, фиалки.
Геометрические мотивы - линии, волны, зигзаги, спирали, ломаные линии.
6. Выполнение творческой работы.
Во время работы детей фоном включается диск с татарской национальной музыкой.
7. Итоги работы. Рефлексия. Выставка работ.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
- Посмотрите, какие красивые, яркие платья у вас получились (рассматриваются работы ребят).
- А вам нравится ваш результат?
- Сегодня национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Список литературы.
1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
2.Завьялова М.К. Татарский костюм. - Казань: Издательство «ЗАМАН»,
3.Приложение – презентация.
4.Поисковые системы интернета.
5. Татарский костюм трафарет https://ok.ru/tatarymira/topic/151319206549717