12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кутерова Галия Юнисовна243
Россия, Нижегородская обл., село Татарское Маклаково
3

Сценарий музейного занятия «Особенности татарского национального костюма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Татаромаклаковская средняя школа»

Спасский район


 


 

 


 

"Музей образовательной организации - пространство инноваций"

 

Музейно-педагогическое занятие

Тема: Особенности татарского национального костюма


 

Для учащихся 5-6 класов

 


 

Составила: Кутерова Галия Юнисовна

руководитель школьного музея

МБОУ «Татаромаклаковская СШ»


 


 


 

с. Татарское Маклаково

2018 г.

В последние годы в музееведении и образовании активно ставятся проблемы достаточно нового для России понятия – «музейная педагогика» – отрасли музееведения и проблемы внедрения ее положений в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. Музейная педагогика как отрасль музееведения, по мнению большинства авторов, находится на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предметом изучения этой научной дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Известный русский просветитель и музейный деятель начала XX века М.В. Новорусский называл музей «могучим образовательным орудием» и подчеркивал его огромное общекультурное значение: «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почетное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевленными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, который действует конкретно и образами совершенно в том же направлении, в каком библиотека действует путем печатного слова. Работая над созданием музеев, мы не только даем конкретное воплощение современной науке, не только увеличиваем культурные ценности, но создаем для будущих поколений твердый и широкий базис для прогресса, который всегда нуждается в накоплениях и овеществленном труде прежних поколений». 

Значимость рассматриваемой проблемы приобретает остроту еще и потому, что в принятом в декабре 2013 года «Профессиональном стандарте педагога» прямо указывается: «Педагог должен: <…> 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся…».

Понятие «музейная педагогика» утвердилось в нашей стране в 1980-90-е годы, понятие – «музейных уроков», появилось совсем недавно. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

Таким образом, музейный урок предусматривает, прежде всего, использование музейного предмета.

В нашем образовательном учреждении музейные уроки для учащихся начальных классов и среднего звена проводятся всего лишь третий год. Вся работа проходит в несколько этапов:

- объявляется тема урока и дата его проведения; учащимся дается домашнее задание: подготовить свой материал, выучить стихи, найти какие-либо примеры, биографии героев и т.п.;

- проводится непосредственно в музее;

- предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам, например, написание сочинений, нарисовать национальный костюм  …

А в конце музейного урока мы обязательно спрашиваем учащихся о том, какие выводы они сделали? А также разрешается им взять в руки используемые экспонаты.

Важно, чтобы в ходе музейного урока сохранялась теплая и дружеская обстановка. Она объединяет всех участников встречи. Его атмосфера настраивает, позволяет ввести в обстановку того времени, о котором идет речь на уроке.


 

Сценарий музейного занятия

Тема: Особенности татарского национального костюма.

Место проведения: школьный музей.

Материальное обеспечение: музейные экспонаты.

Форма изучения объектов – демонстрирующе-комментирующая (объекты изучения – татарская национальная одежда и этимология (происхождение) слов, дающих название конкретным предметам (тюбетейка, калфак, фартук, камзул и др.).

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран; презентации к уроку; изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак); аудиозапись татарской народной мелодии.

Цель: Создание условия для знакомства с особенностями татарского национального костюма.

Задачи:

1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом;

2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

3)воспитывать патриотические чувства, уважение к национальной культуре, к традициям своего народа.

Ход урока

Мотивационно-ориентировочный этап. Актуализация знаний.

Учитель - Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие! Но чтобы туда отправиться, нужно вспомнить три волшебных слова.

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Учитель - Что же это?

Учащиеся - Музей

Учитель - Первое слово – Музей. Что такое музей?

Учащиеся - Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы.

Учитель - Какие музеи вы знаете?

Учащиеся - Музеи игрушек, шоколада, часов, книг, посуды, картин…

Учитель - А как называется посещение музея? 

Учащиеся - Экскурсия.

Учитель - Правильно. Молодцы! А как нужно вести себя в музее?

Учащиеся - В музее нельзя громко разговаривать, нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его, нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие

Учитель - Мы приходим в музей, и нас с вами встречает...

Учащиеся - Экскурсовод.

Учитель - Вот мы и вспомнили три волшебных слова. Куда мы с вами попали?

Учащиеся - В музей.

II. Познавательный этап.

Учитель - Да, это наш музей «Быт и культура татарского народа» - исторический сундук нашей школы.

В нашем музее представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков, документы и копии архивных документов из истории школы. Уголок боевой славы. А особое внимание мы уделим интерьеру татарской избы. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Это стол, лавки, различные полки и сундуки. Для грудных детей предназначались подвесные люльки. Внутри жилого дома стены богато декорированы вышитыми тканевыми полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами и оконными занавесками.

Какие чудесные узоры на них вышиты. Они называются татарские национальные узоры и состоят из цветов, листьев.

Любимым предметом в интерьере татарского дома были часы и зеркала в резных деревянных рамах. А про один предмет интерьера послушайте загадку.

У бабушки есть сейф, он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком. Что это? (сундук).

Учитель - А как называется т это слово на татарском языке?

Учащиеся - Сандык.

Учитель - Ребята! А, как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Учащиеся - Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили документы, одежду и другие ценные вещи...

Учитель - А вы хотите узнать, что есть в сундуке? Давайте мы заглянем в бабушкин сундук. Сколько здесь вещей.!!! Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – дорогие сердцу предметы быта, согретые руками нескольких поколений. (Учитель детям показывает вещи из сундука и просит их назвать: тюбетейка - тубэтэй, калфак - калфак, платье-кулмэк, рубаха -кулмэк, фартук - алъяпкыч, камзол - камзул, ичиги – читек. При затруднении в ответе учитель подсказывает.)

Учитель - Ребята, а как назвать эти вещи одни словом?

Учащиеся - Одежда.

Учитель - Молодцы! Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся - Мы познакомимся с особенностями татарского национального костюма и попробуем сами создать национальный орнамент.

Учитель - Правильно, ребята. Наша тема «Особенности татарского национального костюма» Национальный костюм – это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался людьми в повседневном и праздничном обиходе. А на какие группы можно разделить эту одежду?

Учащиеся - Одежда мужская и женская.

Учитель - А что вы знаете об истории национального костюма?

Учащиеся - История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов. В оформлении костюма важную роль играют художественные вкусы и религиозные воззрения. В основе татарского костюма лежат древние формы тюркской одежды. Кульмэк -платье – традиционная мужская и женская рубахи особого туникообразного кроя с вырезом и длинными рукавами и шаровары (штаны) со свободным широким шагом. Низ платья и рукава украшались воланами. В комплекс костюма входили также камзол – жилет в талию, казакин, чекмень, бешмет. Разнообразными были формы головных уборов. Костюм дополнялся узорной обувью – ичиги, читек (сапожки из кожи) на мягкой и твердой подошвах, туфли из кожи, бархата и другого материала с каблуками и без них. Главным элементом национального костюма являлся головной убор.

Учитель - Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у татар яркостью. Отдавалась предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и жёлтым. Реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно для пожилых, употреблялись чёрные ткани. (достаю из сундука тюбетейку). Ребята, что это такое? Кто сможет расскажет об этом предмете?

Учащиеся - Это традиционный головной убор мужчин - татарская тюбетейка. Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». У каждого татарина есть этот головной убор.

Учитель - Правильно, тюбетейка - является обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.

- А как вы понимаете слово орнамент? Где мы можем узнать значение слова?
Учащиеся – В интернете, в толковом словаре. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий.

Учитель Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. Тюбетейки шьются обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, бисером, стеклярусом, жемчугом.

А сейчас послушаем песню о тюбетейке. (Исполняет Ильнар)

Учитель - У нашего народа есть игра с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы поиграем в эту игру.

Правила игры. Все становятся в круг. Поют песню на татарском языке и одевают тюбетейку друг другу. В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стих, прокричать как петушок и т. д.

Түбәтәйне кигәнсез,

Бик ераклардан килгәнсез,

Төскә матурлыгы белән

Шаккатырыйм, дигәнсез.

Түп – түп – түбәтәй,

Түбәтәе укалы

Чиккәй матур түбәтәй

Менә кемдә тукталды.

Учитель - А как называется женский головной убор? (Калфак)

Учащиеся - Калфак — древний женский татарский головной убор. Изготовлялся из дорогой ткани – бархата, парчи, богато украшался вышивкой золотыми и серебряными нитями, бисером. Калфак неотъемлемая часть классического национального татарского костюма.

Учитель - Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфаки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких треугольных кусочков ткани. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, у замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

А сейчас послушаем песню «Ак калфак» "Белый калфак" в исполнении Ильнары и Гузяль.

Учитель - Ребята, посмотрите на кукол, которые одеты в татарский национальный костюм.

Платье:

Они шились длинные, почти до щиколоток, со стойкой воротником.

Рубаха:

Они выше колени и не отличаются обилием украшений.

Фартук:

Они были узорчатые, их носили поверх платья в домашних условиях.

Камзол:

Их шили длинными до колен или короткими до бедер.

Ичиги:

Традиционные мягкие сапоги, дошли до наших дней.

Учитель - Яркой особенностью национального орнамента является растительный узор. Растительный орнамент татар отличается цветовым богатством, большой вариативностью цветочных и листовых мотивов. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов – тюльпана, хризантемы, георгина. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника. Краски насыщенные, используется все цвета спектра.

Операционный этап.

Учитель - А сейчас мы тоже будем создавать бумажные модели кукол в национальных костюмах.

Работаем в группах. У вас на столах есть макет девушки, макет юноши. А также 3 конверта:

В 1ом конверте одежда, во втором– описание к этой одежде, а в третьем – орнамент.

Алгоритм работы.

Ваша задача: одеть макет и найти соответствующее описание этой одежды, украсить ее орнаментом, затем каждая группа будет презентовать свой макет.

Из конверта №1 возьмите элементы одежды.

Приклейте эти элементы на макет.

Из конверта №2 найдите соответствующее описание к каждому элементу одежды и во время презентации зачитаете это описание.

Из конверта №3 возьмите орнаменты.

Практическая работа.

Презентация работ.

Итог урока. Рефлексия.

1. Оценить самостоятельную работу.

2. Продолжите предложения:

- Я научился …

- Мне было интересно …

- Мне было трудно …

- Мне понравилось …

Учитель - Спасибо за работу.

В заключении хочу прочитать стихотворение

Хорошо, что в школах  есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Литература.

1. Цит. по Шляхтина Л.М.Проблемное поле музейной педагогики.- Сб. научных и научно-методических трудов. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.

2. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание.- Вестник образования России, август 15, 2013, с. 34.

3. Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. – М.: «Центр гуманитарного образования», 1998.

4. Мухамедова Р.Г. Татары-мишары. – Казань.: «Магариф», 2008.

5. Интернет ресурсы.
 


 

Приложения

10

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.