Урок на тему «Склонение прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»
Сценарий урока
Тема урока: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока: формировать у учащихся навык правописания безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.
Формирование УУД:
Предметные УУД: Закрепить знание об имени прилагательном , как о части речи, ;способствовать развитию орфографической зоркости, логики; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД :
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.
2. Умение планировать действия в соответствии с учебной целью.
3. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
4. Адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД:
1.Читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
2.Понимать информацию, представленную в разных формах.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
4. Строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные УУД:
1.Сотрудничать с соседом по парте.
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Личностные результаты:
1.Положительное отношение к изучению русского языка.
2. Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека.
3.Появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
4.Проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте.
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Методы:
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Частично- поисковый
Проблемный
Словесный
Практический
Оборудование: УМК «Школы России», учебник 4 класса по русскому языку; компьютер; презентация в программе Power Point; дидактический раздаточный материал.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Иван Суриков – О чем стихотворение? (О зиме) Как вы это поняли? |
Подготовка класса к работе. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Какие слова в стихотворении помогли нам представить красоту зимнего леса? (Имена прилагательные) – Дайте определение имени прилагательного. – От чего зависит род и число имени прилагательного? – Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи– Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа”. – Отгадайте загадку. Замечательный художник У окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз) Пропишите сочетания букв по образцу. – Подберите к слову зима подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите словосочетания. Вьюжная зима, снежная зима, теплая зима, лютая зима, долгая зима. – Определите число, род и падеж прилагательных. Как определили? Замечательные словосочетания у нас получились. Во все времена поэты и художники любили зиму. А.С.Пушкин называл зиму Волшебницей, Ф.И.Тютчев - Чародейкой. (Демонстрация нескольких картин художников) У нас получилась своеобразная экскурсия в зимний лес Экскурсия - новое словарное слово. Записать. Поставить ударение. Запомнить написание. Как вы понимаете слово экскурсия?Экскурсия -и, ж. 1. Коллективная поездка, посещение с образовательной, познавательной целью.2. Группа экскурсантов. Составьте предложение со словом экскурсия. На экскурсии ребята любовались зимней природой. Какие словарные слова встретились? Орфограммы? Разберите предложение. |
Отвечают на вопросы, составляют словосочетания, предложения, разбирают предложение. |
3. Постановка учебной задачи.
|
Прочитайте словосочетания. бел… снеговика, зимн.. утром, о перв.. морозе, по сер… небу На какие группы можно разделить эти словосочетания? Какие окончания надо вставить? Возникли у вас трудности? Почему? Определите тему урока. Тема: Правописание прилагательных мужского и среднего рода. Определите учебные задачи. Узнать: как склоняются прилагательные мужского и среднего рода, какие имеют окончания Учиться: писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода |
Ставят учебную задачу — учиться склонять имена прилагательные мужского и среднего рода единственного числа, определять способ проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. |
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление |
с. 14 - таблица ( прочитать, сравнить, сделать вывод) с.16 - правило
Просклонять зимний день, зимнее утро. Выделить окончания. Сравнить окончания, сделать вывод. -Как проверить написание окончаний прилагательных?
|
Сравнивают падежные вопросы и окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Анализируют написание ударных и безударных падежных окончаний имён прилагательных. Делают вывод об одном из способов проверки безударного падежного окончания имён прилагательных. Сравнивают с информацией в учебнике |
6. Самостоятельная работа, частичная проверка
|
Отгадайте загадку: Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это: (снегири). Каких еще птиц можно увидеть зимой? Дифференцированная работа. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.
3.Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные в текст-описание.
Зачитывание некоторых работ Оценка каждому после проверки тетрадей. Как справились с написанием окончаний прилагательных? Как проверяли? Домашнее задание: найти в своем тексте прилагательные, выделить окончание, определить число,род, падеж. |
Читают задание. Выбирают форму работы. Планируют действия по выполнению. По окончании работы представляют результаты. Делают вывод, что написание безударного падежного окончания имён прилагательных можно проверить по вопросу, на который они отвечают. |
7. Рефлексия |
Закончи фразу: На уроке я научился …. Мне больше всего запомнилось… Мне больше всего понравилось… Мне было сложно …. |
Вспоминают поставленную задачу. Анализируют результаты выполнения заданий на уроке. Делают выводы. Планируют, чему следует учиться ещё, выявляют, что необходимо для улучшения результатов. |
Приложение 1:
Воробей
Маленькая подвижная птичка, округлая головка, короткая шея, яйцевидное
туловище, короткие и округлые крылья, твердый заострённый клюв,
холодная пора, воробьи чистоплотные.
Снегирь
Нарядные, красногрудые, скромный, черные, голубовато-серая, красное,
короткий, толстый, конической, чёрного, небольшими .
Дятел
У этой ………. птицы ……………………оперение: верх тела - ……………….., на голове и шее ……………….. пятна, на сложенных крыльях ……………….. полосы, подхвостье и темя ……………………. . Клюв …………………. и ……………………. . Этим клювом он выдалбливает …………………………. дупло для гнезда, семечки из шишек вылущивает. А язык у дятла ……………………… и ………………………., с ………………………щетинками на конце, достает насекомых из ……………….щели! Лапки у него……………………… с когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а ……………………………… хвост служит опорой при долблении. Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.
Слова для справок: короткий, упругий, короткие, цепкими, любой, жёсткими, липкий, острый, глубокое, прочный и острый, белые, чёрный, красивое, пёстрое
Приложение 2: