Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с презентацией «Склонение имён прилагательных единственного числа»
Тема : Склонение имен прилагательных.
Задачи. Учить склонять имена прилагательные.
Развивать умения выделять падежные окончания имен прилагательных.
Учить определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного с которым оно связано.
Планируемые результаты. Предметные. Уметь определять падеж имени прилагательного единственного числа.
Метапредметные. познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала
Личностные. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Самоопределение к деятельности.
4.Работа по теме урока.
4
.Физминутка
5.Включение в систему знаний. Определение падежа имени прилагательного по памятке.
6. Рефлексия
Использование правильной падежной формы.
7.Подведение итогов урока. |
Приветствие учителя. -Чудесный день! И настроение чудесное – под стать! Так разрешите мне урок с улыбочки начать. -Ребята , посмотрите любопытную историю. «Встретились на страницах тетради имя существительное и имя прилагательное и разговорились.
-Ребята, как вы думаете, могут имена существительные предложить именам прилагательным свои формы рода и числа? -Хорошо. Примените свои знания на практике: укажите род, число имён прилагательных, вставьте нужное окончание. (Слайд 1) Сер….Шейка Сер… заяц Сер… крыло. Проверка (слайд2) - Героев каких литературных произведений встретили.? -Какая черта характера присуща людям-героям его рассказов? (Слайд-портрет писателя) -А я хочу снова вернуть вас к сказочной истории. Идут существительное и прилагательное дальше и продолжают разговор. И тут герои сказки исчезают , оставив вам, ребята задание. -Прочитайте стихотворение. . -Обратите внимание на выделенные слова. -Что общего в этих словах? Чем отличаются? -Какой вопрос вам хотели задать сказочные герои?
-Сформулируйте тему урока.
По схеме наметим цели урока. Повторить- Составить- Научиться- Приступим к выполнению нашего плана. Выполним тест. -Какова цель этого задания?
Какое ключевое слова получилось.?
-Склонение-изменение по падежам, а умеем ли мы определять падеж? - Выполняя следующее задание , составим правило определения падежа имени прилагательного. Прочитайте текст, выделите имена прилагательные. -Из какого произведения отрывок? (слайд) -Какие прилагательные нашли? Определите падеж этих прилагательных. -Какие шаги мы должны сделать ? Мы пушистые снежинки, Мы волшебные пушинки, Приодели белый свет, Набросали белый плед. Мы друг с другом подружились, В белом танце покружились. И на землю тихо –тихо Опустились и притихли. -Пользуясь памяткой, определите падеж имен прилагательных. -Прочитайте , определите из какого произведения отрывок. (слайд) -Проверьте свои результаты. (слайд) -Прочитайте приметы, запишите используя правильную падежную форму. -В какое время года можно использовать пословицы, объясните. -Проверьте свои результаты. (слайд) -Какие цели ставили в начале урока? -Все ли были достигнуты? -Повторите алгоритм определения падежа имени прилагательного? - Продолжите предложения. Сегодня на уроке у меня лучше всего получилось___________________. Мне не очень удалось____________. Я бы похвалил себя за ____________. |
Настраиваются на урок.
Входят дети с надписями Имя существительное и Имя прилагательное.
-Мы, существительные, всегда присутствуем в речи и обозначаем предмет. -А мы, прилагательные, всегда с вами дружим. Определяем мы предметы. Снами они весьма приметны. Мы украшаем вашу речь. Вам нужно знать нас и беречь. Но вот незадача -нет у нас, прилагательных, своего рода и числа. А что, если нам попросить их у вас—существительных. -Да, т.к. имя существительное обозначает предмет , а имя прилагательное –признак предмета. Значит, имя прилагательное всегда принимает формы т ого же рода и числа, что и имя существительное. Серая Шейка ( ж.р, ед.ч) Серый заяц ( м.р., ед.ч) Серое крыло ( ср.р., ед.ч) -Все животные на иллюстрациях являются героями произведений Д.Н.Мамина –Сибиряка.(«Серая Шейка», «Приемыш») -Люди в рассказах писателя по доброму относятся к животным. -С родом и числом нам всё понятно. Но есть еще непонятный вопрос. Зададим этот вопрос ребятам.
Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. -Выделенные слова общего значения , у них один и тот же род и число. У них разные окончания. -Можно ли определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного с которым оно связано?
Склонение имен прилагательных. Повторить знания по теме «Имена прилагательные» Составить алгоритм определения падежа имени прилагательного. Научиться определять падеж имени прилагательного.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь. 1) Что обозначает имя прилагательное? а) предмет с) признак предмета в) действие предмета 2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное? т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие? 3) Как определить род прилагательного? м) по вопросу л) по существительному с ним связанному. 4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода? а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой 5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? т) главным н) второстепенным 6) какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"? а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый 7) С чем связано прилагательное в предложении? н) с существительным т) с глаголом с) с наречием. 8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный". а) проводка и) вода е) уводить 9) Прилагательное это: о) часть слова и) член предложения е) часть речи. -Выполняя задание, мы повторяли знания об имени прилагательном. Ключевое слово –склонение. Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делали гуси. -«Приёмыш», рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка. -Оригинальной (картиной), умная (птица) 1 шаг - найти существительное, с которым связано имя прилагательное (Чтение текста) И Серая Шейка начала бояться, как боялся Заяц. Земля уже была покрыта белоснежным ковром. А ели как будто надели дорогую шубу. Рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Но Серая Шейка трепетала от одной мысли, что полынья вот-вот замерзнет и ей некуда будет деться. -«Серая Шейка» Д.Н.Мамин-Сибиряк. Мокрый апрель к (хорошая пашня) (ответы детей) |