12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ















«СКОРОГОВОРКИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ»


(учебное пособие)

Авторы-составители:

Амелькина З.Д., педагог

дополнительного образования;

Астахова И.Ю., педагог

дополнительного образования;

Попова С.С., методист;

Юзвинкевич О.О., методист





















Воронеж

2022


Авторы-составители: Амелькина Зинаида Дмитриевна, Астахова Инна Юрьевна – педагоги дополнительного образования МБУДО Дворец творчества детей и молодежи, Попова Светлана Сергеевна, Юзвинкевич Ольга Олеговна – методисты МБУДО ДТДиМ.











Данное учебное пособие рекомендовано детям младшего школьного возраста, обучающимся театральных студий, а также всем желающим улучшить дикцию и речь.



Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………4

История ораторского искусства…………………………………………………………………4

Артикуляционная гимнастика…………………………………………………………………..5

Упражнения со звуками………………………………………………………………………….7

Предлагаемый перечень скороговорок………………………………………………………..11



Введение

Разделы сценической речи многообразны — это и работа речевого аппарата, дикция, работа резонаторов, овладение словом, логикой, стихотворной речью. Работа с голосом – это долгий, медленный процесс. Это работа со связками, с гортанью, с мягким нёбом, с мышцами носоглотки, с верхней и нижней челюстью, с диафрагмой, с дыхательными мышцами, с позвоночником, с языком, с развитием слуха.

Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз, дикции помогают русские народные скороговорки. В данном пособии вы познакомитесь с небольшой частью речевого тренинга с помощью скороговорок.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это весёлая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГОсочетаниях и слоВОсочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками. Работа над скороговорками — очень хорошая и полезная тренировка дикции. Для большего развития речевого аппарата рекомендуют произносить скороговорки с изменением темпа речи и громкости, то есть тихо, громко или шепотом, медленно или быстро, но главная задача при чтении скороговорок — делать это внятно и чисто, с глубокой, полноценной артикуляцией, независимо от громкости и скорости речи. Скороговорки бывают сложные и простые, в прозе и в стихах, без сюжета и с сюжетом, абсурдные и логичные, с повторениями и без них. Скороговорки могут быть, рассчитанные на взрослое и на детское восприятие, их легко можно выучить, поэтому дети запоминают их без труда. Важно научиться произносить скороговорку чётко, быстро, с разной интонацией (удивления, восхищения, размышления), произносить шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках, т.е. гласные нужно произносить как бы в рупор и все звуки в скороговорках артикулировать.

История ораторского искусства

«Свободное владение словом – какой глубокий в этом смысл! Слово и свобода – слова, стоящие рядом.

Оратор Демосфен, которого стало нарицательным для тех, кто хочет достичь совершенства во владении словом, из глубины веков улыбается нам, доказав, желание и труд могут совершать чудеса.

В Древней Греции ораторское искусство блистало и считалось одним из высших и почетных поприщ. Тем более к тем, кто решался подняться на возвещение для соревнования в красноречии, предъявлялись высокие требования. От мастерства оратора зависели исход политических событий и судьба подсудимого. Яркая речь открывала оратору путь к славе.

Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвращался домой огорченный, расстроенный, он уже не в первый раз, неудачно выступил с речью, слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками. Демосфен глубоко переживал неудачу и шел домой с закутанным от стыда лицом. По пути он встретил своего друга Сатира и стал жаловаться.

«Я помогу твоей беде, – сказал актер, – если ты прочтешь мне что-нибудь из Еврипида или Софокла». Демосфен прочитал, тогда Сатир продекламировал тот же отрывок, но так выразительно и живо, что Демосфен понял, что нельзя пренебрегать произношением и мастерством исполнителя, красотой речи, слова. А у Демосфена от природы был слабый голос, прерывистое дыхание, к тому же он шепелявил.

Разговор с актером убедил оратора в необходимости все силы уделить тому, что сегодня мы называем техникой речи. Он устроил под землей особое помещение вроде пещеры и каждое утро спускался туда на весь день, чтобы отрабатывать приемы речи, укрепить голос. Демосфен проводил в подземелье 2-3 месяца подряд, а чтобы не было соблазна покинуть добровольное затворничество, наполовину обрил голову, в таком виде он не мог выйти на люди.

Набрав в рот камешков, Демосфен старался ясно и четко читать отрывки, укреплял голос, разговаривал сам с собой на бегу или поднимаясь в гору, произносил удлинённые фразы не переводя дыхания. И стал в конце концов знаменитым оратором и политическим деятелем. Его речи вошли в историю. Как видите, забота о технике речи возникла еще в древности.»

Ю. Алянский «Азбука театра»

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, а вертикально, вместе с движением челюсти.

Назойливый комар (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица).

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее»

Упражнения для губ:

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

«в» - верхняя губа поднимается вверх;

«м» - возвращается на место;

«з» - нижняя губа опускается вниз.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Упражнения для языка (каждое выполняется 5-6 раз).

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Язык змеи

Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

Упражнения со звуками

Гласные: А-Я; О-Е; У-Ю

Около кола колокола.

Колки иголки у елки.

Наша река широка, как Ока

Как? Как Ока широка наша река?

Так, как Ока широка наша река.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Уголь надо сыпать в угол.

Погода размокропогодилось.

Волки рыщут, пищу ищут.

1. Отрабатываем медленное произношение гласных звуков

2. Произносим скороговорки артикуляционно, шепотом, голосом.



Согласные звуки:

Б – П

Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

В – Ф

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Д – Т

На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Дрозд, дрозд, прост, прост, кованый нос, железный хвост.

С – З

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Стоит воз овса, возле воза — овца

Ц

Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница!

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Ж – Ш

Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.

Мышонку шепчет мышь:
“Ты все шуршишь — не спишь”.
Мышонок шепчет мыши:
“Шуршать я буду тише”.

К – Г– Х

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Р – РЬ

На праздничной рубашке розы и ромашки.

Рубит брёвна дроворуб — растрепался русый чуб.

Нарисован здесь карась, карася скорей раскрась.

Л – ЛЬ

Лёня мыло мылил, мылил,
Все мыло измылил,
А ничего не вымыл.

Ладушки – ладушки!
Пекла лиса оладушки
Лиде, Лизе, Лёвушке,
Лене, Климу, Олюшке,
Пантелею и Ульяне
С маслицем и со сметаной.

М – Н

На речной мели мы на налима набрели.

На мели мы налима лениво ловили.

Меняли налима вы мне на линя.


О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

Ч – Ш

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Пение звуков для трудновыговариваемых слов

В работе над скороговорками нельзя пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать произносить только с медленного темпа. Отработать труднопроизносимые слова, повторяя их несколько раз, как бы «укладывая в речевой аппарат».

Например: Тридцать три корабля́ лави́ровали, лави́ровали, да так и не вы́лавировали.

Чтобы четко произнести последнее слово скороговорки нужно длинно пропеть ударный слог ВЫЫЫЫЫЫЫЛАВИРОВАЛИ и произнести несколько раз.

Чтобы речь не была однотонной, необходимо ребенка познакомить с диапазоном, т.е. научить пользоваться различными высотами. Но прежде, чем перейти к упражнениям по голосу, детей необходимо научить правильно дышать, пользоваться мышцами диафрагмы, межреберными мышцами и мышцами живота. Вдох только через нос.

Работаем над резонаторами с помощью звуков М и Н, используя вибрационный массаж.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Произносим скороговорку, «пропевая» звуки М и Н.

Напевно произносим скороговорку полностью по нотам от середины звучания (грудной резонатор) вверх и вниз. Это упражнение называется «поход на чердак по ступенькам и в подвал».

То же упражнение только по одному слову скороговорки, также по нотам.

На мели мы лениво налима ловили и меняли налима вы мне на линя, о любви не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня.


Воспитание на скороговорках творческих способностей.

Диалог:

- Наша река широка, как Ока.

- Как? Как Ока, широка наша река.

- Так, как Ока, широка наша река.


Выбираем любимую скороговорку и предлагаем такой диалог:

Угрожаю – не боюсь

Отругать – я не виноват(оправдаться)

Испугался – успокоить

Дразню – возмущаюсь

Насмехаюсь – пристыдить

Злюсь – мирюсь

Ругаю – хвалю

При работе следить за дыханием и произношением скороговорки.


Упражнение «Угадай-ка»

Следим за интонацией, произношением. Один ребенок произносит с загаданным настроением скороговорку, а остальные пытаются угадать (ругаю, зову, дразнюсь, кокетничаю, угрожаю, грущу, удивляюсь, радуюсь и т.д.).


На эмпатию

На скороговорках знакомим обучающихся и с логикой речи, интонацией, темпо-ритмом.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Отвечаем на вопрос: Кто?

- Мамаша (выделяем) Ромаше дала… (в быстром темпе)

Кому?

-Мамаша Ромаше дала….

Что дала?

- Мамаша Ромаше дала сыворотку ….


«Игра в волейбол» (на память физических действий)

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

Педагог «бросает» мяч в определенном темпе, интонации строчку из скороговорки. Дети отвечают, повторив речь педагога, ритм, мелодику.

Скороговорка в образе

Рассказать скороговорку в образе солдата, Буратино, Мальвины, медведя, лисы, куклы, кошки…

Скороговорка в действии

Рассказать скороговорку, совершая различные действия: «чищу ботинки», «вытираю пыль», «крашу забор», «стираю», «режу хлеб» ….

Скороговорки в разных жанрах

Рассказать скороговорку в различных литературных жанрах: сказки, драмы, комедии, анекдота.

Предлагаемый перечень скороговорок

Интервьюер интервента интервьюировал.


Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой - Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой - Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони - Шах-шарах-шарах-широни.


Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.


Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.


Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.


Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.


У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.


Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!


Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.


Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.


Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.


Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!


Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!


Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

Пакет под попкорн.

Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

В Каннах львы только ленивым венки не вили.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали и додеидеологизировались.

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.


Сиреневенькая зубовыковыривательница.


Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На дворе - трава, на траве - дрова. Не руби дрова на траве двора!

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.