Статья «Учебный предмет ОРКСЭ как один из способов патриотического воспитания школьников»
Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.
Тема моего выступления –«Учебный предмет ОРКСЭ как один из способов патриотического воспитания школьников».
Когда я готовилась к этому выступлению то нашла 13 разных определений слова патриотизм в различных словарях. Я выбрала для себя определение из словаря –справочника по культорологии.
Патриотизм- нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых. Мне кажется, что оно наиболее емко отражает цели и задачи патриотического воспитания школьников.
Очень важной задачей для государства и общества во все времена было формирование национального самосознания,гражданственности ,патриотизма,духовно-нравственных ценностей. Сейчас Российская государственность укрепляется через приобщение к изучению исторического, культурного и духовно-нравственного наследия отечества.
В 2019 году утверждаются новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). И в общих положениях мы читаем, что стандарт направлен на формирование у обучающихся системных знаний о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и на этой основе формирование представлений о современной России, устремленной в будущее.
В учебный план нового ФГОС входят обязательные предметные области (учебные предметы) одной из которых являются основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры, или основы иудейской культуры, или основы буддийской культуры, или основы исламской культуры, или основы мировых религиозных культур, или основы светской этики)
В IVразделе документа прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. Их очень много, я перечислю те. которые непосредственно касаются темы доклада.
34. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать сформированность у обучающихся (в соответствии с направлениями воспитания): 1) ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и российской идентичности, сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
Мы понимаем. что эти результаты учитель может и должен формировать на каждом уроке. На уроках русского языка и чтения, даже математики. Но, конечно, в начальной школе есть два предмета на которых личностные и предметные результаты связанные с гражданским и патриотическим воспитанием формируются на каждом занятии. Это предмет «ОРКСЭ».
В стандартах прописаны
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
36. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и должны обеспечивать:
36.6. Основы религиозных культур и светской этики1
: Основы религиозных культур:
1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы религиозных культур (религиозной культуры);
4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучений (вероучения) традиционных религий (традиционной религии) России, называть имена (имя) их (ее) основателей (основателя) и основные события, связанные с историей их (ее) возникновения и развития;
5) знание названий священных книг традиционных религий (традиционной религии) России, умение кратко описывать их содержание; 1 По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств традиционных религий (традиционной религии) России;
87) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
98) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозных традиций (религиозной традиции) на отношения в семье, воспитание детей;
109) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
1110) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
1211) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
1312) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозных культурах (религиозной культуре), истории России, современной жизни;
1413) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого
Основы светской этики:
1) формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека;
2) формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
3) способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
4) знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;
5) формирование умения соотносить поведение и поступки человека с основными нормами российской (гражданской) светской этики;
6) формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;
7) знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;
8) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
9) формирование умения объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
10) формирование умения приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;
11) готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.
В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, их истории, культуре, духовным традициям
Одна из воспитательных целей курса это-гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с Отечеством, причастности к его судьбе.
Итак, мы видим, что одна из приоритетных задач школы - воспитать будущее поколение россиян, которое сможет обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине - России, к своей малой Родине, к своей семье, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам в модуле Основы светской этики посвящены темы занятий: «Россия – наша Родина», «Честь и достоинство», «Род и семья – исток нравственных отношений», «Нравственные идеалы», «Жизнь человека – высшая нравственная ценность», «Любовь и уважение к Отечеству». На подобных уроках учащиеся узнают о традициях дружной семьи народов России, о семейных традициях, о Вооруженных силах РФ, об истории ратных подвигов наших предков и героях современности.
В модуле «Основы православной культуры» эти вопросы раскрываются
на темах непосредственно связанных с семейными ценностями, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Это уроки; «Россия- наша родина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Подвиг», «Любовь и уважение к отечеству».
При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности младшего подростка, происходит усвоение положительного опыта накопленного предыдущими поколениями. У детей формируется чувство гордости за свою Родину и свой народ. Учащиеся раскрывают содержание понятия - патриотизм, как чувство любви человека к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой живешь, в чем он проявляется, можно ли ему научиться. При изучении понятия «патриот», учащиеся узнают, что «патриот» - это не только человек, любящий свою Родину, но и готовый ради нее на ратные и трудовые подвиги,
На всех этих уроках мы можем и должны освещать и осмысливать подвиг нашего народа в годы Великой отечественной войны.
Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре. Использование этого матерала на уроках помогает усилению познавательного интереса, способствует эмоциональной вовлеченности, сопереживания, приобщению к изучению исторического наследия России.
Этому так же способствует применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы приемов и методов обучения. Главное, чтобы они формировали умения принимать решения и решать проблемы, формировали коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
В своей работе я практикую разные методы и формы работы: словесные (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
наглядные (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
практические, проблемно-поисковые и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
репродуктивные (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)
эвристические беседы:
диспуты;
учебные и социальные проекты;
уроки — экскурсии;
деловые и ролевые игры;
драматизация (театрализация);
практикумы;
викторины и конкурсы;
творческие мастерские;
интервью;
сочинение, эссе;
составление словаря терминов и понятий;
создание галереи образов и т. д
Из своей практики я делаю вывод о том, что именно на уроках ОРКСЭ можно создать атмосферу непосредственную. живую, с искренней заинтересованностью детей в материале урока. Дети всегда ждут этот предмет. У них возникает множество вопросов, которые они не могут обсудить с родителями, не находят ответы в современном мире. Иногда кажется, что нынешних детей интересуют только гаджеты и то, что с ними связано. Но на уроках ОРКСЭ раскрывается их жажда знания о мире, о человеческих отношениях, о понятии добра и зла. О моральной стороне поступков. Поэтому задачей учителя является использование этого потенциала в формировании их мировоззрения и воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине К своему народу, к своим корням. Пониманием того, что не хлебом единым жив человек. Что душа человека ищет пищи духовной.
Свое выступление я хочу закончить словами Святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»