Л. Н. Толстой «Война и мир»
Сначала задумывает роман о декабристах.
Первые названия: «Три поры», «Декабристы», «Все хорошо, что хорошо кончается».
Война и мiръ
Отсутствие согласия и мира Отсутствие войны
и Вселенная, человечество в целом
Модель мира: шар
«Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров» (сон Пьера); «Каждый инструмент то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, - каждый инструмент играл свое и, не доиграв мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же…» (Сон Пети Ростова)
Фуга и шар - сопряжение всего со всем, гармония согласия.
Персонаж (воплощение всего «круглого и доброго») Платон Каратаев
Герои
«застывшие» «изменяющиеся»
Элен Курагина Андрей Болконский
Анатоль Курагин Пьер Безухов
Маленькая княгиня Наташа Ростова
Князь Василий Марья Болконская
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Лев Николаевич Толстой
!«Мысль народная» и «мысль семейная»
Скромный герой, подвиг которого не заметили - Тушин.
«и, хотя человек уже пожилой и не имевший привычки бегать, неловко цепляясь носками, рысью направился к генералу. Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения...» - Тимохин.
Противник Безухова на дуэли – Долохов.
Гусар с черными пышными усами, картавит, романтическая натура, пишет стихи, сделал предложение Наташе – Денисов.
Участник партизанской войны, простой крестьянин – Тихон Щербатый.
Кутузов | Наполеон |
Главнокомандующий, который всегда переживает за жизнь своих солдат, достаточно медлительный, иногда выглядит пассивным, засыпает на военных советах. Но каждый человек для него – личность. «…В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, он вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову…» | Ему свойственна театральность поведения, он играет на публику, сравнивает войну с шахматами. Считает, что он творит историю. Не заботится о жизни своих солдат. «...Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия...» |
Соотнесите имя героини с описанием ее портрета
1. «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее — короткость губы и полуоткрытый рот — казались ее особенною, собственно ее красотой». (Б)
2. «Некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». (Д)
3. «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...». (В)
4. «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». (Г)
А. Элен Курагина Б. Лиза Болконская В. Наташа Ростова Г. Соня Д. Марья Болконская
Соотнесите имя героя с описанием его портрета
1.«массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках». (В)
2. «...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». (Б)
3. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица», в котором виделись «стремительность и восторженность». (А)
4. «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами. В этом человеке было что-то «невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». (Д)
А.Николай Ростов Б. Андрей Болконский В. Пьер Безухов Г. Кутузов Д. Тушин
!!!Метод раскрытия внутреннего мира персонажей Толстого Н. Г. Чернышевский называет: ДИАЛЕКТИКА ДУШИ.